Netflix выпустил сериал про футбол конца 19-го века: предсказуемый сюжет, картонные герои и финт Зидана посреди викторианской Англии
Фанатам «Аббатства Даунтон» понравится.
В разгар эпидемии коронавируса, массовой самоизоляции и официального карантина стриминговый сервис Netflix выпустил сразу несколько проектов про футбол: фильм «Ультрас» про фанатов «Наполи», второй сезон документального сериала про «Сандерленд» (выходит в эфир 1 апреля), а также сериал «Английская игра» про зарождение профессионального футбола.
Последний проект рекомендовал всем сидящий на самоизоляции Гари Линекер: «Если вы ищите, что посмотреть [то вот вам совет]. Получил большое удовольствие от «Английской игры» и истории о том, как наша игра стала профессиональной. Трогательная история и триумф в Кубке Англии».
Сценарист проекта – 70-летний Джулиан Феллоуз. Самая известная из его работ – британский сериал «Аббатство Даунтон», рассказывающий историю аристократической семьи Кроули и ее прислуги в начале XX века.
«Английская игра» задумывалась Феллоузом как «Аббатство Даунтон» для мужчин. В реальности сериал про классовую борьбу – на этот раз в футболе – довольно атмосферно, но максимально поверхностно.
***
Англия конца XIX века, футбол развивается двумя путями. С одной стороны – состоятельные выпускники частных школ, с другой – рабочие фабрик. Первые имеют возможность тренироваться в свободное от бизнес-встреч и ужинов в смокингах время, вторым как-то надо кормить семью в условиях, когда зарплату на заводе сокращают на 15%.
Главная завязка сюжета: за всю историю Кубка Англии рабочая команда еще ни разу не доходила до четвертьфинала.
Вы уже догадываетесь, чем все закончится?
Как и все работы Феллоуза, сюжет «Английской игры» строится на классовом противостоянии. Главных героя в сериале два.
Лощеный лорд Артур Киннэрд – капитан элитной «Олд Итонианс», выпускник Итона (частная школа для мальчиков), банкир, член исполнительного комитета Футбольной Ассоциации Англии.
И Фергюс Сатер – шотландский футболист и один из первых, кому начали платить деньги за игру в футбол. Сатер переезжает в город Дарвен: владелец фабрики хочет привести команду к успеху и приглашает с севера талантливого игрока, втайне выплачивая ему зарплату (по правилам любительского футбола 1870-х денежные поощрения были запрещены).
История основана на реальных событиях. Фергюс Сатер – действительно шотландский футболист, трижды выигравший Кубок Англии с «Блэкберн Роверс». Артур Киннэрд личность еще более легендарная – журналисты конца 19 века называли его первой футбольной суперзвездой, а по окончанию карьеры он занял пост президента ФА и проработал в этой должности 33 года.
Люди с невероятной историей жизни в сериале оказались максимально картонными с понятной, но очень односторонней мотивацией. Сатер переезжает в Англию, потому что дома у него остались мать и сестры, которых избивает пьющий отец, и он просто хочет подзаработать денег. Большую часть времени он ходит в кадре с хмурым выражением лица, многозначительно вздыхает и при любой неудаче выдает фразы вроде «Мы здесь чужие, надо возвращаться домой». Киннэрд и его товарищи смотрят на рабочих как на пыль под ногами – просто потому что так предполагает их социальный статус, и меняют правила по ходу матчей, считая, что игра принадлежит им.
Классовая борьба вообще изображена довольно черно-бело. «Олд Итонианс» мощнее физически, играют в светлой форме для игры в крикет из очевидно куда лучшего материала, чем потертые треники и подтяжки рабочей команды. После матчей аристократы собираются за большим столом в смокингах, работяги – в пабе на деревне. Если в кадре вы носите котелок или не дай бог цилиндр, вероятнее всего вы окажетесь невероятным мерзавцем, а вот плоская кепка – символ рабочего класса – должна пробивать зрителя на максимальное сочувствие вашей тяжелой судьбе.
К середине первого эпизода оказывается, что в составе элитной команды играет весь исполнительный комитет ФА. Так что когда вопрос встает о том, играть ли в ничейном матче дополнительное время или назначить переигровку на следующие выходные, разговор между игроками «Дарвена» и «Олд Итонианс» строится просто.
– Почему мы не играем экстра-тайм?! Потому что вы знаете, что мы вас в нем победим?
– Переигровка будет в следующую субботу.
– Но ведь наша команда ехала сюда весь день, была на ногах с раннего утра. Вы хотите, чтоб мы проделали тот же путь через неделю?
– На сегодня мы закончили. Но если хотите, мы можем переадресовать вопрос президенту ФА.
– И как долго это займет?
– Не так долго.
В этот момент вперед выходит человек с выражением лица максимального подлеца – голкипер «Олд Итонианс» и по совместительству президент ассоциации. Конечно же, в конце [осторожно, спойлер!] он получит по заслугам и будет с недовольным лицом вручать кубок победителям с завода, но режиссер с первых же минут дает вам подлого героя для ненависти.
Если вы все же решитесь смотреть «Английскую игру» (сделать это можно как минимум из-за красивой картинки викторианской Англии), то к концу первой серии вам станет понятно, чем все закончится. Просто выберите любого героя и представьте самое стереотипное развитие его сюжетной линии. Сатер встречает красивую, но недоступную мать-одиночку? К шестому эпидозу они будут вместе и она будет мотивировать его на свершения. Киннэрд видится вам максимальным антагонистом? Что ж, к середине сериала он попадет в бунт фабричных рабочих (да-да, они пойдут с виллами и факелами на дом владельца завода, требуя повышения зарплаты), резко проникнется пониманием проблем низшего класса и в итоге встанет на их сторону. Главный друг Сатера переезжает следом за ним из Шотландии и выглядит голосом разума в их партнерстве? Ближе к финалу травма оставит его без футбола, и на последний матч рабочие будут выходить с мотивацией «За себя и за Сашку».
Еще удивительнее здесь диалоги. Когда «Дарвен» проигрывает матч, команду все равно встречают как героев, а владелец завода говорит расстроенному главному герою: «Посмотри вокруг себя. Вы дали этим людям возможность во что-то верить. Эта игра питает их души, когда в их жизни больше ничего не осталось». Или девушка чуть позже выговаривает ему: «На футбольном поле ты гений, за его пределами – головоломка». 🤦♂️
Что касается самого футбола, то спортивные фильмы всегда с трудом показывают реальную игру. Здесь же в реалиях 19 века для красочности кадра затерялся финт Зидана, но в целом на поле актеры выглядят так, будто играют договорняк. Просто посмотрите на прекрасную игру вратаря в этом моменте (вратарь справа в халате – иначе как вы поймете, что это максимально самовлюбленный товарищ?).
Чтобы немного умаслить футбольную публику, сценаристы запихнули в сериал пару пасхалок. Например, внезапная цитата сэра Алекса Фергюсона.
«Хорошо. Давайте сбросим этих напыщенных ублюдков с их насеста»
Если присмотреться, в «Английской игре» есть интересные моменты: вроде того, как Сатер призывает команду специально тренироваться с мокрым мячом, чтоб быть готовым к игре в дождь. Декорации, костюмы и заметная разница в акцентах рабочих и аристократов – создатели действительно кропотливо подошли к деталям, но сильно упростили проработку персонажей. Так что сериал вышел невероятно красивый, но пожалуй, футбольным фанатам стоит его смотреть лишь в одном случае: в компании с кем-то, кто обожает «Аббатство Даунтон».
Фото: Netflix
Спасибо
А дальше ... "я пошла на матч, тут было "видео с сектора" как ппц классно, я "звезда" в шоке, хлопание ладошками в десять строк и обрыв текста.
Кхххм. Это ж хайп, а не журналистика.
Может вам просто взять перерыв и переосмыслить, что вы собираетесь писать и главное - зачем? Просто хайпить хочется? Тогда ок, тут для вас прекрасное место. Буду рад вашим заметкам
из-за того, что честно проиграли. Жена антагониста чмырит своего мужа просто так. Друг гг влюбился в бабу за полдня и был готов остаться жить Джентльмены вечно на богемных вечерам и во фраках,а рабочие в пабах и каких-то портянках..Все футбольные моменты вообще никак не показаны, максимально замедлили движения чтобы не виден был их уровень владения мячом. Обычная драма которых тысячи и куда лучше сделаны, не тратьте время на второсортные сериалы.
Можно сравнить со стримерами или блогерами. Вполне можно представить ситуацию, когда отец сейчас будет выговаривать сыну за то, что он стример, даже если это деньги приносит.
Сериал не смотрел и смотреть не буду, но что такого фантастического в том, что там есть "Финт Зидана"? "Финт Зидана" в футболе был до самого Зидана и чисто теоретически, в то время он тоже мог быть.
В боксе есть "маятник", "ку-ку" - которая ассоциируется у всех с Тайсоном. Есть походка "Али" там же, но все это изобрели до них. Я думаю примеров в спорте масса если подумать.
Главная особенность сериала для меня - это постановка боевых сцен. Ни в одном сериале, и более того - ни в одной даже полнометражке я не видел таких "вкусных" драк, как здесь. Максимально реалистичные для супергеройского кино, с изумительной операторской подачей - серьезно, это просто меганаходка для проекта. А самый смак - это длительные боевые сцены, снятые одним кадром, их по несколько в сезонах, и от их просмотра лично у меня просто захватывает дух. Причем это не склейки - сцены реально сняты одним кадром, причем актер, играющий главную роль, большинство трюков исполнил сам.
Еще один плюс - актерский состав. Три главных героя отлично проработаны, им сопереживаешь. Но вишенка на торте - это Винсент Д’Онофрио, сыгравший свою, видимо, лучшую роль в жизни ( даже с учетом Гомера Кучи у Кубрика ). Пожалуй, это лучший антогонист из тех, кого я видел в сериалах. Даже сидя за монитором я съеживался от страха, когда видел его в ярости.
Ну и о минусах не умолчу, для меня главными минусами стали некоторые персонажи, которых ввели со второго сезона, и кожаный костюм супергероя, который нацепили на героя, также во втором сезоне. В первом он отлично справлялся и без него. Нетфликс также снял нескольуо другиз сериалов из этой же вселенной, но они сильно уступили в качестве Сорвиголове.
Спасибо за материал!