12 мин.

Нормандия, Гиппократ, Рибери. Чем известен портовый город Салерно на юге Италии?

Заселение южных регионов Италии этрусками в начале шестого века до нашей эры положило начало формирования целой плеяды городов-государств. Этим племенам принадлежит сама идея использования модели независимых поселений, связанных друг с другом схожей деятельностью, языком и происхождением местного населения. Подобные формирования назывались «Лигой». Наиболее легендарной Лигой на территории современной Италии был Додекаполис, или иначе - «двенадцать городов». Ныне эта область носит название Кампания и почти полностью сохраняет административные границы некоторых поселений этрусков. Таких, как Ирнти, ныне называемый Салерно.

С момента наступления армии римлян на Юг, фактически все формирования местного населения перешли под контроль Римской Империи, в противном случае их бы ожидало истребление. На месте Ирнти римляне основали свою колонию, прозванную Салернум. Этруски использовали свое поселение в качестве центра торгового обращения, поэтому близлежащие леса были полностью истоптаны тропами и прорежены для того, чтобы заранее видеть приближающихся гонцов и купцов из соседних Лиг. Римляне сперва обустроили свою колонию только как военное построение, не возлагая надежд на то, чтобы задержаться здесь надолго, намереваясь просто уничтожить поселение после отхода. Однако удобство переброски и транспортировки припасов для армии и формирование тыловой части при походах в сторону Византии изменили первоначальные планы. Отныне Салернум процветал как торговое поселение, а армия захаживала туда исключительно с целью отдыха.

За последующие столетия, контроль над регионом часто менялся. Сперва Константинополь отбил себе часть южного полуострова, включая бывший Ирнти в период готических войн, затем графство Ломбардии покорило почти весь полуостров. Салернум держался нетронутым вплоть до 646 года, однако затем пал и он. Только когда округ оказался занят герцогством Беневенто в 774 году, Салернум восстановили и укрепили бастионами и крепостным рвом по всей предполагаемой черте бывшего поселения этрусков, а ныне - бывших ломбардийских крестьян.

С этого периода начинается настоящий расцвет региона Салерно, коим его стали называть после византийцев. В первую очередь, это было связано с созданием Медицинской школы Гиппократа в девятом веке, известной ныне на весь мир в качестве одного из самых старейших медицинских учреждений. Точного подтверждения правдивости многочисленных теорий о создании школы, к сожалению, не сохранилось, однако существует масса интересных легенд.

Наиболее популярной и по-своему анекдотичной является легенда о встрече араба, еврея, римлянина и грека под акведуком Арчино во время сильного дождя.

Греческий паломник по имени Понт остановился в Салерно на ночлег. Ни одно заведение не приняло его у себя под крышей ввиду отсутствия свободных мест, поэтому Понт разместился под арками акведука Арчино. В сумерках разразилась сильнейшая гроза - гром и дождь помешали греку разглядеть в темноте приближающегося человека, стонущего от полученной где-то травмы бедра. Не замечая друг друга, незнакомец и Понт несколько часов провели под акведуком, ожидая окончания стихии. Только когда дождь утих, греческий паломник разглядел недалеко от своего убежища человека без сознания в крови.

В это же время к акведуку подошли вымокшие до нитки араб Абдулла и еврей Хелин, так же в поисках ночлега и укрытия. Втроем мужчины склонились над раненым и внезапно обнаружили после шапочного знакомства, что каждый из них сведущ в античной медицине и занимается врачеванием. Невероятным совпадением кажется и то, что очнувшийся незнакомец, представившийся римлянином Салернусом, также оказался знахарем.

Впечатлившись слаженностью своих действий на основе имеющихся медицинских знаний у каждого в большом объеме, путешественники приняли решение продолжить свой путь совместно, помогая по пути обездоленным и раненым. Путников стали называть бродячей общиной, из года в год за ними увязывались желающие обучаться медицине и просто любители интересных историй. Четверо партнеров принялись учить своих попутчиков языкам и чтению, вверяя тем в руки имеющиеся античные трактаты Гиппократа, Галена и Диоскорида на латыни. Вскоре эту общину, осевшую в пределах объединившего их города Салерно, прозвали Scuola Medica Salernitana - Салернская медицинская школа, или Школа Гиппократа.

Первоначально, пристанищем для учеников и учителей стал пустующий диспансер при монастыре. Именно этот аспект и помог в будущем беспрестанно развиваться без страха вероятного банкротства: в церковь вкладывали большие средства, и местный епископ взял школу под личное попечение, обеспечивая тех книгами, едой и кровом. Роль учителей стали примерять миряне и монахи: они умели читать и могли сразу реализовать полученные знания на практике в монастыре. С каждым годом школа росла и количество учеников постоянно увеличивалось - выпускники начинали собственную практику и могли сами брать протеже.

Удачное географическое расположение тоже сыграло ключевую роль в развитии школы: Салерно, являясь средиземноморским портом, стал центром слияния арабской и восточноримской культур. Книги прибывали по морю из разных уголков мира, а некоторые врачи из Карфагена, приплывавшие в Салерно обучать мирян языкам, переводили трактаты с арабского. Именно благодаря развитию школы медицина превратилась в обязательную научную дисциплину за пределами церкви. Даже во время завоевания Салерно нормандским королем Робертом Гвискаром, школа не просто сохранилась - нормадцы отстроили для нее свой замок и собор при нем, чтобы продолжить развитие древнейшего медицинского учреждения Европейского запада. Так в 1100 году Салерно стал столицей нормандской южной Италии.

За счет притока больных мучеников на лечение и желающих обучаться у лучших специалистов Италии и Нормандии, население округа постоянно росло. За последующие столетия к началу 19 века город насчитывал порядка 80 тысяч постоянных жителей. После событий Второй Мировой Войны Салерно пребывал в полуразрушенном состоянии после операции «Лавина» - именно с этого порта началось вторжение войск союзников в Италию. Однако в процессе восстановления южного региона после получения дотаций по «Плану Маршалла», население стало неуклонно расти - поразительные темпы объяснялись наличием промышленного цеха текстильной фабрики семейства Веннеров, превосходящую по размерам даже текстильный завод в Турине. К 1976 году население возросло до немыслимых ранее 160 тысяч человек.

Текстильная промышленность в Пьемонте упомянута неспроста. В конце 1865 года мэр Турина Люсерна ди Рора, чей город пребывал в катастрофическом кризисе, объявил о плане Ренессанса итальянской экономики. Он ввел субсидии для формирования новых промышленных идей, организовал налоговые каникулы для предприятий, готовых передислоцироваться в город, те прорыли новые каналы в Турин и вернулись в черту города. Люсерна составил обращение к владельцам иностранных компаний, перевел на пять языков, распечатал миллион копий и разослал их в итальянские консульства за границей, добившись заполнения этими обращениями всех первых полос местных газет. Промышленники Гамбурга, Лондона и Парижа прочли, что якобы теперь Турин является центром европейского бизнеса, а еще вдобавок предлагает задаром землю в черте города.

Так Пьемонт оказался забит богатыми промышленниками из Германии, Австрии, Франции и Великобритании. Прибывшая из Вены семья Гюттерманн открыла в близлежащем от Турина городе Биелла крупную точку для торговли шерстью, поставляемой их родственниками из Германии. Это помогло открыться многочисленным мануфактурам и текстильным предприятиям в долине Суса. Наполеоне Лойманн, предприниматель из Франции, построил хлопкопрядильную фабрику рядом с каналом в Колленьо. Именно она стала первым предприятием в Италии, открывшим собственную школу для работников, где тех учили писать и читать. Лойманн не скупился на развитие своих подчиненных, следя за их благополучием, а те в благодарность, отдавали все свои силы в цеху и сколотили тому огромное состояние.

По дороге из Колленьо на запад находилось местечко под названием Сант-Амброджио. Там жила семья Бозио, торговавшая хлопком Лойманна. В 1886 году они отправили своего молодого сына Эдуардо в Ноттингем для обсуждения возможного партнерства с местными прядильщиками. Тот оказался мало полезен, предпочитая переговорам встречи с рабочими шелкопрядильных фабрик Ноттингема для того, чтобы сыграть в неизвестную доселе в Италии игру под названием «футбол». Забитые мусором и шелухой с предприятия мешки служили мячом, которым нужно было попасть в ворота. Эдуардо притащил с собой в Италию кучу этих мешков и организовал свою команду из молодых аристократов, проживавших в Турине.

Любовь к футболу стала постепенно выходить за пределы Пьемонта за счет постоянных переездов и миграции жителей с Юга на Север и с Севера на Юг. Промышленники текстильных фабрик перевезли хобби с собой в Салерно, где в 1919 году несколько мануфактурщиков во главе с Маттео Скьявоне создали футбольный клуб Салернитана. Президентом команды был назначен Адальджизио Онести, а коллектив сколотили из местных работяг фабрики Веннеро. В первом же любительском чемпионате южного региона Салернитана обыграла неаполитанских соседей Бразилиано и получила право играть в высшей итальянской лиге.

Просуществовал клуб недолго - всего шесть лет. После многочисленных разногласий учредители расформировали команду, которую спустя два года воссоздали инициативные бизнесмены родом из Неаполя. Возрожденная Салернитана начала свой путь с низов третьей лиги, дошла до Серии Б, а затем вылетела обратно.

Истинное великолепие клуб приобрел в 1948 году. После Второй Мировой Войны тренер Джузеппе Виани вытащил Салернитану в Серию А за счет революционной тактической схемы «вианемы», разработанной для команды силами Антонио Валезе. Ее суть заключалась в том, что команда держала свои ворота под замком в буквальном смысле формируя его из двух линий обороны. Позднее на базе вианемы появилась более известная поклонникам Кальчо «катеначчо».

Путешествуя годами из одной лиги в другую, Салернитана умудрялась сохранять свою идентичность путем приверженности традициям региона - состав формировался на основе местных игроков, предпочтение отдавалось итальянским работягам с Юга. Трагедия, имевшая место 28 апреля 1963 года, когда один из полицейских в попытке остановить драку на поле выстрелил в воздух, но случайно убил зрителя Джузеппе Плайтано, послужила мощным деморализующим обстоятельством для клуба. Отыграв еще пару лет в Серии Б, Салернитана упала в третий дивизион и продержалась там немыслимые 23 года.

Нынешняя Салернитана фактически не имеет отношения к собственным историческим корням. В нулевых клуб дважды подвергался процедуре банкротства, и в 2011 году силами Клаудио Лотито и Марко Меццарома была с нуля создана команда под названием Салерно Кальчо, которую лишь спустя год переименовали полноценно в Салернитану за счет выкупа прежних активов команды из Салерно. Что примечательно, эти активы ранее принадлежали собственнику Петруччи, с нуля собравшему коллектив в 2005 году после очередного банкротства Салернитаны. От исторического прошлого сохранились лишь память и архивы, однако в 2019 году Лотито все же отпраздновал с командой столетие со дня создания, тем самым подчеркнув - это все тот же клуб. К сожалению, это применимо только на словах.

Нынешняя Салернитана, по своей сути, является середняком высшего дивизиона, постоянно ведя борьбу за сохранение прописки в Серии А. Присутствие Лотито в руководстве, который параллельно владеет другим футбольным клубом Италии Лацио, весьма полезно сказывается на продвижении клуба из Салерно вверх по турнирной таблице. В заявке постоянно пребывают по 5-10 футболистов, арендованных на выгодных условиях из Лацио, а тренерами приглашаются именитые мастера за счет непосредственного участия Лотито в переговорах.

Пожалуй, самым громким трансфером за всю историю клуба стал переезд звезды Баварии Франка Рибери. Великий француз без зазрения совести объявил, что переезжает в Италию за новым вызовов в преддверии завершения игровой карьеры, отыграл сезон за Фиорентину и затем осел в новичке Серии А. Клуб без крупных амбиций, давления со стороны болельщиков и СМИ - идеальный вариант для немолодого футболиста, желающего в последний раз пробежаться с мячом по полю и вспомнить прошлое.

Состав Салернитаны полнится неплохими футболистами: Очоа, Ловато, Фасио, Кандрева, Радованович, Рибери, Кавилья, Пентек и пожалуй главная звезда прошедшей кампании - Булайе Диа, взятый в аренду из АПЛ. Салернитана удержала свои позиции в Серии А, заняв 15 место по итогам сезона. Грамотный менеджмент и солидные вложения в команду позволяют болельщикам надеяться, что их клуб идет по стопам условного Сассуоло, также лет 10 назад считавшегося новичком высшего дивизиона, попавшего наверх по нелепой случайности - а ныне являющегося постоянным участником турнира и одним из претендентов на зону еврокубков.

Приезжий турист в Салерно первым делом отправится посмотреть в порт на красоты Тирренского моря. Затем взглянет на величественный кафедральный собор Сан Маттео - редкий город в Италии обходится без подобного пункта. Обязательно следует пройтись по многочисленным палаццо - это и дворец Руджеро, и дворец Санторо, и разумеется дворец Копета на склоне горы. Но если Вы - поклонник итальянского футбола и жаждете прикоснуться к истории, Ваш путь обязательно повернет в сторону стадиона Ареки. Небольшая арена с воистину потрясающими видами вокруг является одной из жемчужин города, живущего футболом. И эти эмоции гарантированно передадутся Вам после прогулки по Салерно, где когда то араб, еврей, грек и римлянин встретились под дождем под акведуком организовали общину, неоднократно спасавшую город от разрушения, в котором затем промышленники из Пьемонта решили поддаться увлечению Эдуарда из Ноттингема пинать мешки, забитые шелухой.

Больше информации и новостей:

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЮВЕНТУС/HARRY HOLE

Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.

Здесь можно ознакомиться с другими моими работами:

Ювентус. Рецепт от Harry Hole