5 мин.

IBU и EBU. Почему система спортивных прав Евровидения себя изжила

На фоне закрытия "Удара головой" незаслуженно померкла новость, которая будет ещё пять лет определять лицо спортивной редакции ВГТРК. Однако "Профилактика" расскажет не о том, как покажут биатлон на ТВ, а о том, что к этому привело.

Недавно IBU на своём сайте опубликовала пресс-релиз под названием "IBU Media Rights 2014/2015 - 2017/2018". Смысл его очень прост - биатлон остаётся у Европейского вещательного союза, чья англоязычная аббревиатура EBU часто служит предметом для каламбуров. Не удержался и я, как видно по заголовку.

Последствия для российского телезрителя известны - ВГТРК продолжит показывать Кубок мира, Дмитрий Губерниев ещё пять лет будет радовать телезрителей своими коммментариями и так далее. Я же ещё раз предлагаю перечитать предложение, ради которого всё и затевалось:

After a thorough discussion at the IBU Executive Board meeting 109 on June 2nd 2013 in Going/ AUT and a consultation of the representatives of the National Federations according to the IBU Constitution the Executive Board decided to accept the offer of the European Broadcasting Union and to enter into respective final contract negotiations.

Вся соль в подчёркнутом. В конституции IBU всего 19 статей. За медиаправа - туда входит и ТВ, и радио, и интернет - отвечает предпоследняя, 18-я. Из неё следует, что решение, кому всё-таки отдать права, принимает исполком IBU. При этом отдельно оговорено, что исполком имеет право вступать в переговоры с представителями национальных федераций. Как видно, это право было реализовано. И есть мнение, что оно и стало решающим в выборе медиапартнёра.

В теории, права на показ какого-либо спортивного события должны раздаваться в ходе тендера - кто больше заплатит, тот и получит. Это нормальная рыночная формула, принятая большинством крупнейших спортивных федераций и лиг. Когда мы ждали, кто же получит права на показ Кубка мира, мы этот процесс называли "тендером на биатлон". Но дело в том, что он-то тендером не является!

На самом деле формальное начало такое же, как и у любого другого тендера - принимаются заявки, оговариваются сроки. Биатлон - один из самых перспективных с коммерческой точки зрения видов спорта, и неудивительно, что заявок было много.

Затем из всех заявок были выбраны две, максимально устраивающие IBU по ряду параметров, главным из которых, безусловно, является финансовый. Конкурентом EBU выступало маркетинговое агентство Infront Sports & Media, которое, в частности, реализует права на Кубки мира FIS. На этом, собственно, тендер закончился. И начались игры бульдогов под ковром.

Оговорка про национальные федерации на самом деле очень важна. Ведь в случае, если бы решение было целиком на совести исполкома, коммерческой дирекции или любого другого наделённого соответствующими полномочиями подразделения, то тогда, конечно, можно было бы подозревать, что тендер проходил нечестно, но это были бы всего лишь подозрения - формально же правило "кто больше заплатил, тот и выиграл", скорее всего, было бы соблюдено. Мы же не знаем точных сумм, которые выкладываются претендентами!

Однако тут включён заведомо нерыночный фактор: мнение национальных федераций. Я не знаю, какова их доля доходов от продажи прав, возможно и даже скорее всего, что практически нулевая. Заинтересованности в том, чтобы продать права как можно дороже, у них нет. А что такое EBU? Это союз государственных, за редким исключением, телерадиокомпаний европейских стран. Их всех объединяет то, что это общедоступные каналы. И национальным федерациям, как правило, выгоднее, чтобы тот вид спорта, который они представляют (в данном случае биатлон), транслировался в открытом доступе.

Это оправдано для тех видов спорта, которые по-другому просто не смогут себя показать на ТВ - например, стрельба из лука или академическая гребля. Для них союз с EBU - единственный шанс расширить свою аудиторию. Однако аудитория биатлона уже давным-давно сформировалась! Опыт работы Infront с FIS показывает, что даже если права будет продавать не EBU, то всё равно они, скорее всего, окажутся у госканалов - Россия тут исключение. Почему таким же образом нельзя пойти в случае с биатлоном, непонятно. Хотя на самом-то деле всё как раз понятно - чиновникам, сидящим в национальных федерациях и в меньшей степени в самой IBU, не нужны потрясения. И то, что уже в прошлом (заканчивающемся в этом году) цикле маркетинговое агентство Sportfive предложило больше, чем EBU, их не смущает. Главное же - "многолетнее партнёрство"!

Иногда бывает, что резкий отказ от такого партнёрства приводит к отрицательным результатам, самый яркий пример - НХЛ. Но чаще всего основные игроки продолжают покупать права уже у нового владельца, но по большей стоимости. И в итоге существенных изменений не происходит. Хотя бывает и обратное.

Хотелось бы поднять ещё один вопрос, более глобальный. А зачем вообще вся эта система спортивных прав EBU? Нельзя ли от неё отказаться, оставив лишь для уже упомянутых "нишевых" видов спорта? Собственно, вся система EBU - наследие уже давнишнего периода. В своё время это действительно был прогресс. Сейчас - тормоз на пути прогресса.

Я бы сравнил эту систему с лимитом на легионеров. Благодаря ней слабые "игроки" (государственные бродкастеры) получают достаточно много "игрового времени" (спортивных прав), что позволяет им худо-бедно перебиваться за счёт рекламы. Яркий пример - Перший национальный в Украине: все его козыри связаны с членством в EBU. Без него он станет чем-то вроде нашего ОТР - бестолковым госканалом с большим охватом, который никто не смотрит. А так он кое-как существует.

По моему не самому скромному мнению, система спортивных прав Евровидения нуждается в демонтаже. Если ВГТРК хочет показывать биатлон, пусть показывает, но для этого пусть выиграет его в честном (ну, почти) тендере. В наше время никаких преференций для госканалов быть не должно - все должны быть поставлены в равные условия.