10 мин.

Подробности шокирующего подписания Райкконена в Sauber

Большинство наблюдателей считали, что когда контракт Шарля Леклера с Ferrari будет подтвержден, выгнанный Райкконен, которому исполнится 39 лет в следующем месяце, ускользнет в отставку. Почему же он захотел сделать несколько шагов вниз по стартовой решетке, когда большую часть своей карьеры провел за рулем машин, которые, по крайней мере, имели шанс выиграть гонки?

Но он никогда не был тем, кто подтверждает ожидания, вместо этого он принял новый вызов – помочь перезапустить команду, где он начал свою карьеру в Ф1 в 2001 году. На первый взгляд это соглашение может показаться странным, но чем больше вы смотрите на него, тем больше осознаете, что оно имеет смысл для обеих сторон. И не только потому, что Кими живет настолько близко к базе Sauber, что даже планирует добираться туда на велосипеде...

 

Не многие люди знают Райкконена лучше, чем Стив Робертсон, который много лет назад вместе со своим покойным отцом Дэвидом сумел убедить Петера Заубера взять пилота прямиком из Формулы Рено в Формулу-1. Робертсон больше не занимается карьерой Райкконена на постоянной основе – Кими сам провел переговоры с нынешним руководителем Sauber Фредериком Вассером – но все еще подключается к завершающим этапам.

«Кими хочет пилотировать машины Формулы 1, он любит это», – говорит Робертсон. «Люди удивлены, потому что после выступления за Ferrari на протяжении такого количества лет ожидали, что он завершит карьеру, будет сидеть на своей яхте и наслаждаться жизнью. Но ему нравится управлять этими машинами, он кайфует от этого. Кими нравится быть на пределе. Если не это, то он бы занимался мотокроссом.

Как только мы узнали, что продолжения с Ferrari не будет, он захотел заключить другой контракт. Нужно также посмотреть и на ситуацию в Sauber. Теперь у них есть поддержка – пошел бы он туда два года назад, когда команда висела на волоске? Во-первых, они даже не могли позволить его себе, а во-вторых, это был тонущий корабль. Теперь они взяли Кими, звезду Ф1, чемпиона мира, и это показывает их намерения, то, где они хотят быть. Они могли взять гонщика, который принес бы деньги. В конце концов, обе стороны сошлись в одном – он хочет помогать им». Мысль о возвращении Райкконена в Sauber впервые всплыла среди сплетен паддока летом, но Робертсон отрицает, что в то время это была реальная перспектива. «Я читал разные истории», – говорит он, – «Но я никогда не обсуждал это с ним, потому что пока вопрос с Ferrariоткрыт, вы даже не собираетесь говорить о другом».

 

Вассер подтверждает, что ранние слухи были именно такими, и говорит, что переход Райкконена стал серьезной возможностью только после подтверждения Ferrari во время уикенда в Монце перехода Леклера, хотя официального объявления не было.

«На этом этапе не было совершенно никакого обсуждения, гораздо больше было спекуляций в паддоке», – говорит Вассер. «Мы начали переговоры сразу после решения Ferrari, было понятно, что Шарль переходит, а Кими становится доступен».

 

Так почему же? Одним из ключевых факторов стал Бет Цендер, носящий костюм команды из Хинвилла со времен спорткаров Mercedes. Еще в 2001 году он и Райкконен быстро объединились и с тех пор остались близкими друзьями. Если бы Райкконен захотел узнать, в какую сторону дует ветер в Хинвилле, ему просто нужно было набрать Цендеру, тому, чьим словам он верит. Как только решение по Леклеру прояснилось, все перешло к следующему этапу.

«Он был на связи с Бетом», – рассказывает Вассер, – «Настолько, насколько например я общаюсь с Сирилом Абитбуем или другими ребятами из паддока, поскольку мы все знакомы очень давно. Но мы не начали переговоры раньше, потому что мне было неизвестно, останется ли он в Ferrari или нет, я не хотел устраивать беспорядок. Честно говоря, я отлично понимал, что сперва Ferrari должна определить состав на следующий год».

 

Постоянно шли спекуляции о том, что Ferrari каким-то образом участвовали в сделке, чтобы упростить процедуру перехода. Но Вассер утверждает, что все произошло без помощи из Маранелло.

«Они вообще не были вовлечены», – настаивает он. «Честно говоря, я думаю, они довольны ситуацией, потому что сохраняют хорошие отношения с Кими, как сказал Маурицио [Арривабене], они все еще считают Кими частью семьи. Они также рады, что Кими смог найти что-то еще и что он доволен новым проектом. Но они совсем не имели отношения к нашим переговорам».

 

Когда Вассер и Цендер встретились с Райкконеном для обсуждения возможного воссоединения, ситуация стала развиваться очень быстро ввиду типичного делового стиля последнего.

«Мне бы не хотелось вдаваться в детали переговоров, но это было весьма прямолинейное обсуждение», – описывает переговоры Вассер. «Мы встретились два раза, и дело было готово. Мы вместе выпили по чашке кофе. Я спросил: «Чем ты хочешь заняться?» Он ответил: «Я хочу выступать в гонках». «Я тоже, так давай же!»

 

Вассер был впечатлен тем, что Райкконен был сосредоточен не на вознаграждении, а на том, насколько конкурентоспособным может быть Sauber в 2019 году.

«Думаю, у него были предложения посолиднее нашего», – говорит он. «Кончено, это определенное усилие с нашей стороны в том, что касается денег, но думаю, что намного больше усилий на его стороне. Это лучшее доказательство мотивации. Он убедил меня в своей мотивации на первой же встрече, потому что он был сосредоточен на правильных вопросах: «Какова ситуация с симулятором?», «Каковы отношения с Ferrari?», «Как работает команда?», «Кто будет главным инженером?», «На какой стадии находится работа над машиной следующего года?». Он был сосредоточен именно на этом, на вопросах, связанных с гонками и подготовкой машины. Мне понравился этот подход, и я знаю, что если у него будет такой подход, он будет для нас большой поддержкой.

Реклама 18+

Я сказал ему, что мы не тесно связаны, что мы проводим реструктуризацию – выстраиваем команду – и что мы должны быть привлекательны для спонсоров, для кого угодно. Нам нужна полная вовлеченность на всех уровнях, включая гонщиков. Он ответил: «Я не хочу делать что-то, если это бесполезно».

Он любит гонки, и я думаю, ему это понравится - он сможет больше времени проводить с командой и посещать базу. В первый раз, когда мы общались, он сказал: «Я могу приехать на завод». Он хочет быть частью проекта, и с нами это, вероятно, намного проще, чем с кем-то еще. Для нас это огромная возможность. Он более чем мотивирован для гонок и продемонстрировал это в последнее время. И, кроме того, с точки зрения улучшения компании, я думаю, что это еще один импульс для развития».

 

Присутствие бывшего сотрудника Ferrari Симоне Реста в качестве технического директора Sauber было еще одним ключевым фактором, поскольку Райкконен знает его и доверяет ему.

«В течение месяца мы сосредоточились на разработке машины для следующего года», – рассказывает Вассер. «Разработка машины пройдет полностью подответственностью Симоне. Это также убедило Кими – он знает, что с нами работает Симоне, он знает, что мы переключились на машину 2019 года весьма рано, намного раньше остальных».

В Ferrari у него всегда была возможность выигрывать гонки, даже если он и не смог этого достичь в 2019 году его гоночная жизнь будет связана с тем, чтобы затаскивать болид Sauber в третий сегмент квалификации и набирать очки везде, где это возможно. Нет ли тут риска, что ему это наскучит?

«Не знаю, где мы окажемся в следующем году», – рассуждает Вассер. «Но я гораздо больше буду доволен, если мы окажемся на пятой строчке [в чемпионате], чем, если мы сможем выиграть гонку. Ты можешь найти мотивацию там, где ищешь ее. Для нас в прошлом году была цель попасть во второй сегмент, сейчас – в третий, и мы радуемся попаданию больше, чем Ferrari или Mercedes поулу. Если он полностью вовлечен, он поймет этот процесс, и мы вместе скорректируем нашу цель. И если вам нравится достигать цели, не имеет значения, какова эта цель».

 

Робертсон уверяет, что Райкконену не придется скучать в 2019 году, потому что он найдет новую мотивацию в желании помочь Sauber улучшиться.

«Лично я считаю, что этого не случится», - говорит он. «Потому что в конце концов он будет работать с командой, чтобы попытаться все улучшить. Он хорошо представляет, куда идет. Он не обязан был так поступать, он делает это, потому что чувствует, что может помочь им. Вероятно, в такой ситуации ты меняешь свое отношение. Я бы сказал, что отрыв ведущих команд увеличился. Если прямо сейчас мне бы сказали, что мы будем занимать седьмые места на протяжении следующих двух лет – я бы согласился на это. Потому что это абсолютный максимум. Вы тоже должны быть реалистами. Он гордится тем, что помогает им расти. Он понимает, что побед не будет, если только не случится какая-то безумная гонка. Но с точки зрения развития он может многое предложить. Он понимает, что эта роль отличается от той, что была в Ferrari. Навыки Кими, его внимание к развитию болида – он действительно может помочь им достичь цели намного быстрее».

 

Райкконен может сыграть большую роль в развитии команды сразу в нескольких областях. Его технический вклад является одной из причин, по которой его ценили и сохраняли в своем составе Ferrari в течение стольких лет, и теперь все эти знания могут быть получены Sauber.

«Я немного обсуждал это с Бетом», – рассказывает Вассер, – «а также с некоторыми другими людьми, которые были в команде, когда Кими выступал там. Сейчас их осталось не много, но у всех такое же впечатление от Кими. У него репутация превосходного техника, с очень сильной обратной связью. Когда у вас всего 450 человек, намного важнее иметь такого парня, чем когда ваша численность в два-три раза больше. Нам нужен сильный лидер на позиции гонщика. У него очень сильная обратная связь, и он, вероятно, один из лучших или даже лучший».

 

Наличие такого уважаемого имени в составе также будет всеобщей мотивацией.

«Реакция на базе была обширной», – добавляет Вассер. «Это огромный импульс для всех, осознавать, что кто-то вроде Кими решил присоединиться к проекту – значит, он верит в команду. Это придает вам уверенность в себе. Парень передо мной, являющийся чемпионом мира, считает, что я могу сделать хорошую работу – это очень сильная мотивация. Я был в проектном офисе, когда мы разослали электронное письмо, в котором говорилось, что Кими присоединится к нам, и реакция была: «Вау!».

Райкконен не только повлияет на нынешних сотрудников в Sauber. Команда всегда изо всех сил пыталась убедить иностранных специалистов переехать жить в Швейцарию, но не смогла – в том числе по причине недавних финансовых трудности и скатывания команды на нижние строчки. Но сейчас все по-другому.

«Мы испытали примерно такой же подъем, когда присоединилась Alfa [Romeo]», – объясняет Вассер. «До этого мы искали подходящие кандидатуры как одержимые, а после этого события получали буквально тонны резюме. Думаю, в случае с Кими будет примерно такая же ситуация. Подбор персонала – это важно. Это не вопрос количества – нужно найти подходящего человека. Если паддок убежден, что у нас сильный проект, мы получим еще больше резюме, и Кими – часть этого процесса. Он убедит парней в паддоке. Если Кими счел возможным присоединиться к Sauber, значит, он доверяет проекту. Тогда все захотят поступить так же».

Еще один очевидный бонус для Васера: «Объявление Кими стало огромным подспорьем с точки зрения маркетинга.

«Мы сталкиваемся с последствиями этого каждую неделю. В следующем году он будет одним из трех чемпионов мира на стартовой решетке, вместе с Себастьяном Феттелем и Льюисом Хэмильтоном, и он имеет огромное влияние. Мы получаем деловые предложения в разных областях от спонсоров - это очень странное чувство. Вероятно, я недооценил влияние эффекта Кими. Я не большой поклонник социальных сетей, но я думаю, что это огромная вещь. 12 месяцев назад невозможно было ожидать, что Кими присоединится к Sauber, но 12 месяцев назад мы буквально были нигде. Я не мог себе представить, что я смогу убедить Кими присоединиться к команде, но это случилось благодаря всем в компании, потому что мы добились серьезных улучшений. Думаю, Кими понравится выступать за нас».

Реклама 18+

 

«Удовольствие» – так, одним словом, можно кратко ответить на вопрос о том, почему Райкконен присоединяется к Sauber.

« Я не хочу сказать, что нам легко, это не слово, но наверняка у него будет меньше давления, чем в Ferrari - со стороны СМИ, с точки зрения маркетинга», – говорит Вассер в заключение. «Ему придется делать эту часть работы, но вероятно, он сможет больше времени уделять самим гонкам, технической стороне, отношениям с инженерами».

Источник https://www.autosport.com/f1/feature/8505/the-full-story-of-raikkonen-shock-sauber-switch

Перевод  Naipers