11 мин.

Последний фантазиста. Провалиться в «Милане» и стать суперзвездой

Алексей Логинов выбирает идеальный клуб для полузащитника «Эмполи», который в этом сезоне стал одной из главных звезд итальянского чемпионата.

Риккардо Сапонара – желанная цель. Марчелло Карли, спортивный директор «Эмполи», едва успевает отвечать на телефонные звонки – лидер команды пользуется спросом, словно горячий глинтвейн зимним вечером на Пьяцца Маджоре. «Ювентус», «Наполи», «Фиорентина», «Ливерпуль»… Все хотят заполучить лучшего треквартисту Италии. Год назад с этим утверждением еще можно было спорить, но Фелипе Андерсон сдал, Марек Гамшик переведен в полузащиту, Феде Бернардески пока слишком нестабилен, а Франко Васкес стал жертвой скверного характера Маурицио Дзампарини. Безумный импресарио театра «Массимо» не дает блистать ведущему тенору.  

У Рикки нет конкурентов. Его клуб только что (впервые в истории) одержал четвертую победу подряд. Сам он забил уже пять мячей и записал себе в актив столько же голевых передач. А его средней оценке – 6.38 (по версиям трех крупнейших итальянских изданий), могли бы позавидовать Франческо Тотти и Мишель Платини в лучшие годы. Да, и не забудьте сделать поправку на уровень партнеров в тосканском клубе. Только представьте, что творил бы Сапонара, если бы группу атаки вместе с ним составляли не Пуччарелли и Биг-Мак, а кто-то менее калорийный. Как оказалось, Массимо Маккароне – при всех его достоинствах, не прочь хлебнуть пивка прямо во время матча.

Идиллию портят лишь два обстоятельства. Во-первых, в карьере Сапонары уже был гранд. Попытка закрепиться в «Милане» оказалась неудачной, хотя в период турбулентности заиграть там не удалось и более статусным футболистам. Во-вторых, национальность. Будь Рикки аргентинцем, бразильцем или хотя бы югославом, с ним наверняка бы заключили долгосрочный контракт. И именно под него подбиралась бы схема, а в случае чего непонятливый тренер быстро получил бы внушение.

Кроме того, что Сапонара – итальянец, а не сын эмигрантов, он еще играл за молодежную сборную. За «адзуррини». Чудовищно! В лучшем случае таких сплавляют куда-нибудь за рубеж, в глушь, а в худшем – гноят в арендах во второстепенных лигах. Карл Альберт, Джузеппе Маццини, Виктор Эммануил II и Камилло Кавур, скорее всего, пожалели бы, что вообще затеяли Рисорджименто и выгнали из страны австрияков. Они бы дружно присягнули императору Францу Иосифу, если бы узнали, как в современной Италии относятся к их потомкам. Восемь матчей в основе за два сезона, и на молодом таланте уже ставят крест! 

Хотя Риккардо не особо любит распространяться о причинах своего провала в «Милане», но и отрекаться от этого опыта он не собирается, ведь тот период был необходимым этапом его жизненного пути. Как и все остальное.

Когда Сапонаре было восемь лет, он чуть не погиб. Обычная морская прогулка у берегов Корсики едва не стала последней. Внезапно поднявшаяся волна опрокинула лодку. Мальчик и его мать оказались в воде и начали тонуть. Если бы не старшая сестра, все могло бы закончиться трагедией. Спустя много лет именно Энрике он посвятил свой первый гол за «Эмполи». Нелегко было избавиться от последствий той психологической травмы. А сейчас Риккардо преследует другая фобия. Ему не дает покоя мысль, что он не сможет в полной мере раскрыть свой талант, достичь того, что ему предначертано судьбой. Он говорит: «Те, кто думает, что я полностью реализовался – ошибаются. Я знаю, что это не так. И я не успокоюсь, пока не добьюсь чего-то в большом клубе».

Неспроста он вспоминает судьбу. Было немало, на первый взгляд, случайных событий, коренным образом изменивших его жизнь. А началось все со школьного приятеля Джанмарко, который однажды уговорил Рикки погонять мяч вместе с ребятами после уроков. До этого момента Сапонара занимался баскетболом, был разыгрывающим, симпатизировал команде Коби Брайанта и Шакила О’Нила. В конечном итоге после долгой борьбы победил футбол.

И так бы все и осталось на любительском уровне, если бы не скаут Эльдо Бенчини, который проколол колесо около дома, где жил Риккардо. Сюжет, напоминающий фильм «Назад в будущее». Тогда Сапонаре исполнилось шестнадцать лет, а в этом возрасте пора определяться, станет ли футбол профессией. Бенчини буквально взял парня за руку и чуть ли не силой отвел на просмотр в юношескую команду «Форли». Более того, не терял его из виду и спустя некоторое время поспособствовал переходу в «Равенну».  

Не без помощи Фортуны повстречал Рикки и свою Джулию. Будучи игроком «россонери», он повредил колено и на период реабилитации его отпустили домой – в Форли. Там, сидя в баре, скромный и застенчивый молодой человек увидел девушку, но так и не решился с ней познакомиться. Четыре дня он набирался смелости, пока на пятый не подошел к ней. С тех пор они вместе. Так что, по правде говоря, в «Милане» все сложилось не так уж плохо. Как же после этого не уверовать в судьбу?! 

Реклама 18+

Три года назад специалисты сравнивали Сапонару с последней звездой «россонери», получившей «Золотой мяч». Хотя, при ближайшем рассмотрении, между ним и Кака не так уж много общего. Да, в «Эмполи» он сначала взял футболку с номером 22, но сделал это потому, что его любимая «восьмерка» была занята Франко Синьорелли. Журналисты же любят красивые фразы, и с чьей-то легкой руки Риккардо с лишней буквой «чи» превратился во второго Кака. В действительности же тогда Сапонара чаще играл на позиции атакующего крайнего полузащитника. Считалось, что идеальным тренером для него стал бы Зденек Земан, культивировавший модуль 4-3-3. Кака же в лучшие годы действовал за спинами форвардов – в «ёлке» у Карло Анчелотти. Только спустя несколько лет Сапонара развил навыки диспетчера и превратился в того, кого в Италии называют фантазистой.

Фантазиста – особая роль единственного в схеме треквартисты, с которого снята большая часть оборонительных функций. До последнего времени считалось, что игроки подобного амплуа – вымирающий вид. И на это есть причины. Во-первых, тренеры предпочитают, чтобы атаками дирижировали несколько человек. Поэтому все большую популярность приобретает расстановка 4-2-3-1. Во-вторых, сейчас от треквартисты требуется участвовать в общекомандном прессинге, отходить за линию мяча и смещаться в полузащиту. Все это приводит к размытию классической роли, и поэтому в современной итальянской журналистике термин «фантазиста» употребляется в основном тогда, когда нужно вспомнить прошлое.

Тем пристальнее внимание к таким футболистам, кто не вписывается в привычные рамки. Впрочем, иногда эксперты и обозреватели, чья юность пришлась на другую эпоху кальчо, выдают желаемое за действительное, пытаясь разглядеть черты ушедших кумиров в молодых игроках. Как правило, заканчивается это разочарованием.

Родись Риккардо лет на тридцать раньше, ему было бы значительно легче осуществить свою мечту. Ведь в 1970-х годах подобные футболисты были в цене. Им поклонялись, в их честь сочиняли стихи, на них ходили зрители. Легко представить Сапонару в одном ряду с Титти Савольди, Винченцо Д’Амико или Эваристо Беккалосси. Однако революция в конце 1980-х, увлечение линейными схемами и повальная универсализация лишили итальянский футбол своего главного преимущества – тактического разнообразия.

В каком же клубе серии А мог бы раскрыться Риккардо Сапонара?

Первым на ум приходит «Ювентус». Массимилиано Аллегри умеет использовать треквартисту, что он наглядно продемонстрировал в прошлом сезоне, когда не без успеха выпускал на этой позиции футболистов, привычных к другим ролям. Расстановка 4-3-1-2, от которой «бьянконери» временно отказались, идеально подходит для Сапонары. А если вспомнить, что полузащитник «Эмполи» едва ли не в каждом интервью называет Макса тренером номер один, было бы любопытно посмотреть на плоды их совместного творчества. По крайней мере, на первом этапе взаимопонимание им гарантировано. К тому же не будем забывать, что одним из приоритетов трансферной политики «Ювентуса» являются инвестиции в итальянцев. Пять лет назад, при вступлении в должность президента, об этом говорил Андреа Аньелли. За последний год этот курс усилиями Беппе Маротты был слегка скорректирован, но еще не поздно повернуть штурвал в правильном направлении.  

1

Едва ли не единственная причина, по которой Сапонара может не прижиться в «Ювентусе» – его несовместимость с модулем 3-5-2, при помощи которого «Синьора» сейчас возвращает лидирующие позиции в чемпионате. Проблема даже не в том, что в эту схему нельзя вписать атакующего полузащитника – роль блуждающего диверсанта (mezzala incursore) уже занята Полем Погба. Поэтому приобретение Сапонары будет иметь смысл только в том случае, если туринцы планируют вернуться к прошлогодним построениям с четырьмя защитниками.

Не податься ли Риккардо в Неаполь? Ведь тренера «Наполи» он называет вторым отцом. Именно Маурицио Сарри раскрыл его потенциал в Эмполи и горел желанием перетащить к себе этим летом. Ради него он готов вновь изменить тактическую схему, отказавшись от 4-3-3. К тому же в составе «партенопейцев» есть бывший одноклубник – Мирко Вальдифьори, ныне прозябающий на скамейке запасных. Кто знает, может быть, возвращение старого партнера, земляка и друга подстегнет полузащитника из Романьи, и мы вновь увидим их блистательный дуэт в центре поля.

Стоит помнить, что одно из желательных условий адаптации Сапонары – наличие за спиной футболиста, умеющего качественно выполнять длинные вертикальные передачи. Это было хорошо видно во время субботнего матча «Болонья» – «Эмполи». Когда соперники брали Сапонару в тиски, свободное пространство немедленно получал Леандро Паредес. В тот момент Риккардо вольно или невольно был заслонкой перед реджистой, что делало его персональную опеку практически бесполезной. 

Однако, несмотря на доверие Сарри, провалиться можно и в «Наполи». Во-первых, переход на схему 4-3-1-2 приведет к тому, что Гонсало Игуаин перестанет быть центром вселенной для группы атаки. Рядом с аргентинцем появится секонда пунта – скорее всего, Лоренцо Инсинье, и ему придется периодически заниматься черновой работой. Не факт, что Пипите это понравится. Не в восторге будет и Хосе Кальехон, из которого Сарри так и не удалось слепить второго форварда. Во-вторых, изменятся акценты игры «Наполи». Прежде всего, уменьшится число атак через фланги, а на Гамшика и Аллана ляжет больше оборонительных обязанностей. Неизвестно, удастся ли тренеру на ходу достичь необходимого равновесия и сможет ли он проявить твердость, если команда перестанет побеждать. С другой стороны, в схеме 4-3-3 для Риккардо есть лазейка – ведь он начинал как атакующий крайний полузащитник и способен закрыть эту позицию. 

Реклама 18+
1

«Фиорентина» тоже мечтает заполучить Сапонару. Однако в интересе «фиалок» преобладает не практический, а идеологический контекст. На мой взгляд, это выгодно отличает их от остальных претендентов на Рикки, которые подходят к нему с мерной лентой и штангенциркулем. Пусть формально команда Паулу Саузы не нуждается в еще одном треквартисте, ведь есть Йосип Иличич, Федерико Бернардески (хотя португалец чаще использует его на фланге), Борха Валеро и Мати Фернандес. Даже Джузеппе Росси в интерпретации Соузы более востребован за спинами форвардов. Тем не менее именно во Флоренции Сапонара мог бы обрести то, чего никогда не получит в других клубах. Он может выиграть гораздо больше, чем титулы, медали и прочие побрякушки, которые так любят подсчитывать обыватели. Турину, Неаполю и остальным нужен футболист с определенными характеристиками, который впоследствии станет товаром. Флоренции же отчаянно необходим новый символ.

1

По древней традиции на смертельный бой против остальной Италии ее поведет чужак. Подобно великому кондотьеру Джованни делле Банде Нере, родившемуся в Форли. Ведь местные слишком погрязли в междоусобицах еще со времен конфликта Пацци и Медичи. Этот «герой с бархатными ногами» будет дирижировать атаками «Скуадры Виолы» и вести за собой партнеров. Он будет падать, вставать, умирать и воскресать. За каждым его движением будет следить сurva Fiesole, а тысячи сердец будут биться в унисон. И очень скоро на трибуне появится баннер с его изображением.

А потом случится магия, которая возможна только в столице Возрождения. Сотни лучших выпускников флорентийского университета, гордые и независимые fiorentini, составляющие цвет итальянский интеллигенции, будут превозносить своего капитана в газетных статьях, книгах и фильмах. Энцо Гинацци посвятит ему пару строчек новой песни, а Франко Дзеффирелли почтет за честь пожать его руку. Разумеется, его будут соблазнять северные гранды, а какие-нибудь азиаты станут совать мятые купюры ему в карман. Он же на это скажет, что преданность флорентийским тифози для него важнее всех наград и денег на свете. Он будет не просто каким-то человеком, который играл в футбол. Он встанет в один ряд с галереей Уффици, пьяццале Микеланджело и статуей Давида, а в Палаццо Веккьо назовут зал в его честь.   

Реклама 18+

«Фиорентина» не может предложить Риккардо Сапонаре рекордный контракт, а также гарантировать постоянную борьбу за скудетто и место в Лиге чемпионов. Она даст ему лишь свою любовь и один титул – в дополнение к ней. Джанкарло Антоньони был и остается Unico dieci – единственной десяткой. Риккардо Сапонара станет Ultimo dieci. Когда же он завершит карьеру, мы с легким сердцем перестанем следить за этим видом спорта. Рикки, последние должны уходить именно так. 

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Каждый умирает в одиночку. Предисловие к 14-му туру чемпионата Италии

Идентификация серба. Почему Михайловичу пора уходить из «Милана»

Лети за мной. Предисловие к 13-му туру чемпионата Италии

Фото: globallookpress.com/Maurizio Borsari/AFLO