8 мин.

Мы узнали секрет «Каролины»: там работает мощный ботан, он начинал как блогер

Стал вице-президентом клуба всего за 5 лет.

Когда «Окленд Атлетикс» в 2002-м занырнули в океан цифр и попытались вскрыть код бейсбола, то незаметно прорубили огромное окно для блогеров-задротов, которые раньше даже не могли мечтать о работе в большом спорте. Теперь мы живем в мире, где футболисты не хотят наносить плохие удары, генеральный менеджер «Хьюстона» Дэрил Мори пытается доказать, что пусть белые и не умеют прыгать, зато отлично разбираются в сложных цифровых моделях, а бригада аналитиков есть даже в некоторых клубах КХЛ.

Но чистое копирование «Манибола» в хоккее невозможно – это очень хорошо объяснил Боб Хартли:

«Хоккей – простая игра. У нас предельно динамичный спорт, и позиции в нем очень уж размытые. В бейсболе почему «манибол» возможен – там кэтчер всегда в одной позиции, центрфилдер в одной позиции, питчер в одной позиции. Они все привязаны к своим местам на поле. Невозможно сравнивать. Возьмем Славу Войнова – он запросто может оказаться за чужими воротами. Все равно что кэтчер вдруг окажется на другой стороне поля. А такого не бывало за всю историю бейсбола. У нас как только шайбу вбросили – позиций уже нет. Поэтому у нас крутой вид спорта».

Тем не менее, в хоккее появляются модели, которые оценивают сложность бросков и качество созданных моментов, клубы НХЛ не боятся привлекать в свой штат специалистов по аналитике – а сама она превращается в такой же прием ведения борьбы, как замер крюка в решающих матчах плей-офф.

Одним из первых клубов, который решил довериться цифровому маньяку, стала «Каролина» – серая мышь, которая после победы в Кубке Стэнли-2006 медленно катилась на дно и постоянно страдала от глупых решений руководства.

Фанат из Филадельфии, блогер

В 2015-м в Роли позвали Эрика Тулски – пожалуй, самого заметного книжного червя на тот момент. У Тулски диплом бакалавра Гарварда и докторская степень университета в Беркли. Но образование Эрика вообще не связано с хоккеем – он изучал химию и физику, и до того, как оказался в «Каролине», 12 лет отработал в сфере нанотехнологий.

Тулски был обычным фанатом – родился в Филадельфии, следил за «Флайерс» и со временем стал читать блоги, которые в том числе использовали статистический анализ в своих оценках. Позже Эрик сам втянулся в процесс – писал статьи и пытался нестандартно анализировать происходящее на хоккейной площадке.

Его работы публиковались сразу на нескольких популярных сайтах, и со временем он стал одним из ведущих диванных аналитиков, которые писали про НХЛ. В частности, он подробно разбирал отдельные матчи или рассчитывал возраст форвардов, в котором они показывали наилучшую продуктивность в равных составах.

Еще две важных работы Тулски: о недооценке дешевых вратарей и о важности контроля над шайбой при входе в зону. Аналитик собрал огромный массив данных, как команды НХЛ входят в чужую зону и защищают свою синюю линию, и цифрами подтвердил тезис: команда, которая сохраняет владение шайбой при входе в зону атаки, получает преимущество в создании голевых моментов и имеет больше шансов на победу.

Кажется, это очевидный вывод: ты контролируешь шайбу, можешь найти партнера и создать ему момент – зачем зарываться в кучу цифр? Фишка в том, что выводы Тулски противоречили устоявшемуся мнению, что вход в зону с контролем шайбы увеличивает риск ее потери и получения контратаки соперника, а значит лучше использовать забросы и соревноваться в скорости с защитниками.

Этот же доклад Тулски показал возросшую ценность защитников, которые умеют останавливать игроков, предпочитающих входить в зону с шайбой. Если совсем просто: если вы хотите уцелеть в столкновении с Кучеровым или Макдэвидом, вам нужен мобильный защитник, который не облажается позиционно и сможет отобрать шайбу не только с помощью тела, но и клюшкой.

Помог контракт Александра Семина

«Каролина» заинтересовалась Тулски еще в сезоне-2014/15, когда предложила ему должность внештатного консультанта. Отчасти на это решение повлиял Александр Семин: «ураганы» выдали ему пятилетний контракт на 35 млн, но игрок провел на уровне только один год. В клубе посчитали, что переоценили возможности русского снайпера и хотели избежать в будущем подобных провалов при помощи более детального анализа, который можно было бы использовать и в других областях.

Тулски никогда не переоценивал свою роль – цифры создаются игроками, а не наоборот: «Моя работа заключается не в том, чтобы заменить тренера, скаута или кого-либо еще. Моя цель – помочь им стать лучше. Революция в бейсболе произошла после того, как аналитики стали определять вещи, на которые стоит обратить внимание тренерам и скаутам – они стали проводить более детальный разбор этих закономерностей».

Магии как таковой и правда не произошло – «Каролина» за четыре года работы Эрика в штате вышла в плей-офф лишь раз, но дошла сразу до финала Востока. Во многом это связано с перестроенной системой игры, которой занимался штаб Рода Бринд’Амора.

Тренер-новичок сумел выстроить внятную модель игры, которая включала большой объем работы – «Каролина» стала больше хитовать, лучше играть в отборе и серьезно прибавила в меньшинстве. Это позволило команде снизить нагрузку на вратарей – по воротам «Каролины» бросали чуть ли не меньше всех в НХЛ.

Еще один важный момент – в цифрах «Каролины» прошлого сезона нет аномалий. Например, основной вратарь команды, Петр Мразек показал приличные, но средние цифры – у него 91,4% отбитых бросков, что вполне обычный показатель для вратаря, чья команда прошла в плей-офф. И стоит отметить, что эти цифры были достигнуты не только самим вратарем – вокруг него была выстроена адекватная защитная система. Процент реализации бросков тоже был средним – меньше 9%, то есть плей-офф для «Каролины» не был удачей, что отчасти подтверждает и приличный старт новой регулярки.

Тулски получил новую должность – он вице-президент клуба по хоккейным операциям, теперь у него в подчинении собственный отдел из нескольких человек и расширенные полномочия, которые касаются и кадровой политики.

Как он влияет на команду

Этим летом «Каролина» совершила несколько сделок, и многие из них выглядели неоднозначно.

Клуб подписал Эрика Хаулу – финский центр очень круто проявил себя в агрессивном хоккее «Вегаса», но большую часть прошлого сезона пропустил из-за тяжелой травмы колена. Из-за проблем с платежкой «рыцари» отпустили его за проспекта и пятый раунд драфта – на новом месте у Хаулы уже 7 голов в 9 матчах и много полезной работы на площадке.

Еще две сделки – приглашение свободного агента Райана Дзингела и обмен защитника Джастина Фолка на Джоэла Эдмундсона из чемпионского «Сент-Луиса». Дзингел – быстрый крайний, с хорошим броском, который отлично выглядел в «Оттаве» и выбивал больше 20 шайб при не самом большом айстайме. Эдмундсон – габаритный, но достаточно подвижный защитник. Его обмен расценили как неудачный, но он добавил «Каролине» жесткости и должен стать одним из ключевых игроков меньшинства – Фолк, при всех атакующих достоинствах, не был достаточно надежен в своей зоне. А его атакующий функционал могут разделить Хэмилтон, Пеши и Слэвин.

Еще одно важное решение – непродление Майкла Ферланда. Менеджмент не предложил новый контракт главному силовому форварду команды, и это тоже выглядит разумно – Ферланд получал сотрясение мозга, искал долгосрочный контракт, и в модели Тулски уже прошел свой пик, то есть дальше его ждал только неизбежный спад.

Почему стоит отмечать вклад Тулски в комплектование команды? Потому что анализ игроков на рынке входил в его функционал, а его начальник, генеральный менеджер Дон Уоделл, за 12 лет не построил ничего серьезного в «Атланте» – его запомнили как человека, который фэйлил на драфте, не смог собрать приличную команду вокруг пикового Ковальчука и Дэни Хитли, а еще уволил Боба Хартли, который вывел этот непонятный состав в единственный плей-офф в истории клуба (до переезда в Виннипег). Возможно, Уоделл в 60 лет резко стал фанатом продвинутой статистики, но куда реальнее версия, что менеджер старой школы просто стал больше прислушиваться к людям, которые помогают ему выстраивать клуб.

Разумеется, успех «Каролины» прошлого сезона и бодрый старт этого – не персональная заслуга Эрика Тулски; это комплексная работа его отдела, тренерского штаба и фронт-офиса клуба. Но глупо отрицать, что один из людей, возглавивших аналитическую революцию в хоккее, нашел способ сделать клуб НХЛ лучше.

Фото: Gettyimages.ru/Emilee Chinn / Stringer, Michael Reaves / Stringer, Harry How, Grant Halverson / Stringer, Bruce Bennett; sloansportsconference.com