9 мин.

Дмитрий Ковалев: «Начинать надо с побед сборной»

Имя гандболиста Дмитрия Ковалева долго и прочно было связано с "Чеховскими Медведями". А минувшим летом в его судьбе случился крутой поворот — переход в московский "Спартак". Впрочем, смена клуба не повлияла на уровень игры 35-летнего правого крайнего. Он остается важным персонажем в национальной сборной России и готов поделиться планами с корреспондентом БЦ.

 

— Майка с вашей фамилией висит под сводами чеховского дворца. У вас там слава легенды. Долгая карьера не вызывает пресыщения гандболом?

— Выигрывать никогда не надоедает. Поэтому и ощущений рутины, которая могла бы захлестнуть, не было. Мотивирующим фактором всегда оставалась возможность сыграть в Лиге чемпионов, быть на виду у тренеров сборной.

— Но ведь при этом "медведи" почти всегда останавливались вдалеке от решающих стадий главного еврокубка.

— На то были объективные причины. Когда в Чехове играли сильнейшие российские игроки, у нас были и планы, и потенциал для попадания в "финал четырех". Когда состав распался, мы достигали того уровня, на который были способны. Рассчитывать на что-то большее стало сложно. И требовать выхода из группы, на мой взгляд, не стоило. Повторить лучший результат "Чеховских Медведей" — выход в лигочемпионский "финал четырех" восемь лет назад — клубу из России не скоро будет под силу.

 

— Может, и вам надо было по примеру Михаила Чипурина и Тимура Дибирова развернуть карьеру на зарубежье?

— Да как-то не сложилось. Это же не так просто, не "взял и поехал". Значит, не было хорошего предложения, которое подвигло бы меня покинуть Чехов.

— Но прошлым летом все же покинули...

— А это был вынужденный поступок. У меня не получилось продлить с "медведями" контракт. А силы и желание поиграть оставались. Был уверен, что года три могу держаться на высоком уровне. И так совпало, что в то же время образовался "Спартак".

 

— Три года себе по-прежнему отмеряете?

— Все от здоровья зависит. Но ощущениям, на пару-тройку лет меня точно хватит. Конечно, если сборная России отберется на Игры в Токио, останусь и на олимпийский сезон. Но, во-первых, туда еще надо отобраться. А во-вторых, необходимо, чтобы к тому времени сборной был нужен левша Ковалев.

— Кто для спартаковской молодежи главный авторитет-наставник? Александр Черноиванов — старший по возрасту, вы — капитан…

— А есть еще Егор Евдокимов. Вместе с ним и Сашей мы составляем своего рода "ветеранский совет" и таким триумвиратом стараемся наводить порядок.

— А приходится наводить? Так, чтобы жестко?

— Довольно редко. К счастью, собрались ребята с профессиональным подходом к делу и большим желанием. Молодежь хочет закрепиться в составе, среднее звено — Дима Шелестюков, Саша Деревень — стремится показать себя и получать вызовы в сборную. Ну а мы пытаемся все эти устремления объединять.

— Партнер Женя Цахариас поражался вашей способности отбегать два тайма в одном темпе. Эта скоростная выносливость — от природы?

— Не думаю, что природа наградила меня чем-то особенным в сравнении с остальными. Это результат каждодневной работы.

 

— Этот сезон Суперлиги — лучший на вашей памяти?

— Если речь о конкуренции, то она возросла еще раньше, когда ослабли "Чеховские Медведи". Прежде они по нескольку лет могли играть без единого потерянного очка. А в последние три года стали иногда оступаться. Было сложно удерживаться на вершине, уже никто не гарантировал успеха в матчах с командами Питера или Перми. В этом году, с появлением "Спартака", все еще сильнее обострилось. Поначалу никто не знал нашу силу. Да и мы сами не вполне понимали, на что способны.

— "Спартак" держит курс на победу в "регулярке". Кого хотите в соперники по четвертьфиналу?

— Здесь нет разницы. А если бы кого и хотели, что это могло изменить? Мы же не имеем возможности выбрать оппонента. Допустим, не хотим тяжелого выезда в Снежинск. И что теперь делать — сесть всей командой против "Сунгуля" болеть?

— Гипотетический суперфинал против "медведей" будет для вас таким же волнующим, как прежние встречи сезона?

— Чувства несколько притупились. Первый матч против чеховцев мы провели в январе из-за их занятости в Лиге чемпионов. И все это время чувствовался ажиотаж и нагнетание страстей. Матч в Чехове выдался тоже ярким и запоминающимся. Не только из-за того, что многие из нас приехали на недавно родную арену, но еще из-за его значимости для исхода "регулярки". А теперь должен превалировать уже спортивный интерес. Пора перевернуть страницу и перестать мусолить тему про бывших игроков и их бывшую команду.

 

— Спартаковский дух. Он существует?

— Да. Но пока о нем стоит говорить применительно к футболу. Не тот еще у гандбольного "Спартака" возраст, чтобы обсуждать такие понятия. Расширяя тему, скажу о болельщиках. Это, пожалуй, лучшее, что у нас уже есть. В каждом городе, где играем, фанатский сектор — с флагами, шарфами. Скандируют, поддерживают нас. Это так приятно! И ведь многие эти ребята до начала сезона не знали о гандболе совсем.

— Тренируете ли вы в "Спартаке" одну из самых красивых гандбольных комбинаций — "воздушку" с двойным набросом?

— Бывает, но нечасто. Вот раньше, когда играли с Тимуром Дибировым, мы эту комбинацию оттачивали постоянно.

— Дибиров даже в решающий момент может сыграть эффектно, в ущерб эффективности. Выбежав на рандеву с вратарем на последней минуте при равном счете, будете действовать, как он, или наверняка?

— От ситуации зависит. Надо смотреть, как ведет себя голкипер, чтобы выбрать вариант своих действий.

 

Ваш младший брат Вадим — разыгрывающий в Уфе. Он прислушивается к вашим советам?

— Если он спросит, то, разумеется, отвечу. А он уже сам решит, насколько этот совет ему полезен. Но решение продолжить карьеру после длительной паузы он принял самостоятельно.

— Выходить на площадку против брата тяжело?

— Нет. Мы профессионалы, поэтому во время игры вряд ли могут внезапно нахлынуть родственные чувства и повлиять на результат.

— Вы много поиграли и в клубах, и в сборной. Можете составить символическую сборную своих партнеров?

— Вратарь Олег Грамс. Крайние Даниил Шишкарев и Тимур Дибиров. Полусредние Константин Игропуло и Сергей Горбок. Линейный Егор Евдокимов. И в розыгрыше Павел Атьман.

— Три лучших игрока на вашей позиции в теперешнем гандболе?

— Сван Хансен, Абало, Шишкарев.

 

— За событиями в вашем виде следите пристально?

— За Лигой чемпионов — да. За всем остальным — по мере возможности. Но, разумеется, стараюсь быть в курсе результатов "Вардара", событий в чемпионате Германии, Венгрии. Это те соревнования, где есть российские гандболисты.

— Вы не боитесь идти на пенальти в ключевые моменты. Воспитывали в себе такую решимость?

Не скажу, что так было всегда. Когда за "медведей" играли российские звезды, "семерики" и без меня было кому бросить.

— Проще исполнять послематчевый пенальти первым или пятым?

— Мне все равно. Хотя в последней такой серии, в четвертьфинале Кубка России против "Невы", пошел бросать первым. Но это было решение тренера.

— Какого тренера предпочтете — диктатора или демократа?

— В силу возраста — второго. Когда игроки молоды, им еще нужна жесткая рука, да и то палку нельзя перегибать. А как работать в условиях диктатуры профессионалам? Взаимопонимание сразу нарушится, ничего серьезного не добьешься.

 

— Есть в мировом гандболе соперники, играть против которых особенно неприятно?

Гандбол — командный вид спорта. Поэтому выделить кого-то персонально тяжело. А вот команды неприятные команды действительно встречаются. Раньше мы довольно часто соперничали с африканцами: египтянами, тунисцами. Очень специфичные ребята: толкаются, щипают, бьют, когда судья отвернется. Балканские команды тоже горазды и на удары исподтишка, и на симуляцию. Особенно когда играют дома.

— У нас в мужском гандболе сложился некий замкнутый круг. Нет популярности, потому что нет успехов. С другой стороны, из-за малой известности игры нет притока талантов, которые могли бы вытянуть сборную России к победам. Как его разрывать?

— Начинать нужно все-таки с побед сборной. Отобраться на крупнейшие турниры, там выступать броско и достойно. А вершина всего — Олимпийские игры, и претендовать там нужно не только на участие. Но, даже в случае успеха, как было это в женском гандболе, и при появлении каких-то новых возможностей, путь к победам прокладывают с низов. Вот что будет, если образуется новый клуб с большими финансовыми ресурсами?

 

— Это известно. Скупка звезд, пара выигранных чемпионатов, затем финансовые трудности и призывы спасать команду.

— Да, часто бывает именно так. А как клуб может остаться на плаву, если он не имеет школы, которая подпитывает его игроками? Взять, например, Краснодар. Там школа замечательная, каждый год выпускает талантливых гандболистов. С одной стороны, совсем упасть на дно такие резервы не позволяют. Но и должного внимания клубу нет. Потому и большинство краснодарских воспитанников пополняют составы более благополучных команд. Вот уехал летом Саша Шкуринский. Да, ему пошло на пользу, что попал в сильный белорусский клуб, хорошо играющий в Лиге чемпионов. Но, играй СКИФ в престижном евротурнире, а не в Кубке вызова, может, и не ушел бы Шкуринский, продолжал бы радовать болельщиков в Суперлиге.

А если возвращаться к разговору о сборной, то ее успехи и, как следствие, узнаваемость должны помочь выстроить гандбольную пирамиду с основания. Не буду девать невыполнимых обещаний. Но постараемся этому поспособствовать. Ближайшая возможная отправная точка — стыковые матчи чемпионата мира против чехов.

Козлов