Блог Горький на вкус

Puma делала Камеруну революционную форму – футболки без рукавов, футболки, пришитые к шортам. Все отменил Блаттер

Но мы помним.

В начале 2000-х сборная Камеруна и Puma чуть не изменили футбольную форму навсегда. Революционные джерси без рукавов, невероятные футбольные комбинезоны – спорт сейчас мог бы выглядеть совсем иначе. Но все испортила ФИФА и лично Зепп Блаттер.

 

Puma пришла на африканский рынок в 1997 году, заключив сделку с одной из трех главных сборных континента. Камерун на тот момент – двукратный победитель Кубка Африки и первая в истории африканская сборная, пробившаяся в четвертьфинал чемпионата мира (1990). И хотя два других местных флагмана – Египет и Гана – позже тоже вольются в семью Puma, именно на Камеруне немцы 20 лет будут обкатывать самые дерзкие идеи, связанные с игровой формой.

***

В 2002 году в Мали проходил Кубок африканских наций. К этому турниру Puma подготовила уникальный концепт – футболки без рукавов. Дизайнеры компании заметили, что игроки из-за жары на тренировках постоянно закатывают рукава и решили, что будет лучше их совсем убрать.

В рекламе новой формы Puma подчеркнула эту фишку.

«Мы хотели отличаться от остальных и удивлять, – рассказывает Йохан Адамссон, глава департамента спортивного маркетинга Puma, который в то время как раз занимался разработкой необычного комплекта. – Не обязательно быть чемпионами мира, чтобы о тебе все говорили. Нам хотелось, чтобы наш бренд ассоциировался с разрушением стереотипов. Никогда прежде футбольная команда не выходила на официальные матчи в безрукавках. Камерун сделал это первым. Футболисты влюбились в эту форму».

Камерун выиграл тот Кубок Африки, в финале по пенальти переиграв Сенегал, и летом повез счастливую форму на чемпионат мира в Японию и Южную Корею, но тут вмешались чиновники ФИФА.

Делегат ФИФА Кит Купер настоял на изменении дизайна: «Это не футболки, это какие-то жилеты». Согласно правилам, на одном из рукавов обязательно должен быть напечатан логотип турнира. Стороны долго искали компромисс. В итоге форму не стали переделывать, а просто пришили к ней черные рукава и нанесли на них лого ЧМ-2002.

Так это выглядело в матче с Германией.

Ссора с ФИФА поначалу никак не отразилась на хулиганском запале Puma. Через два года они устроили фэшн-революцию в футболе.

***

В 2004-м к очередному Кубку Африки немцы подготовили для сборной Камеруна игровой комбинезон Puma UniQT, где шорты и футболка были пришиты друг к другу с целью повысить скорость игроков. В то время еще были популярны мешковатые футболки, которые редко заправлялись в шорты – в дождь (или от пота) они намокали и затрудняли маневры. К тому же за развевающуюся футболку соперник удобно хватался и мешал быстрому прорыву.

Puma облегчила костюм камерунцев до такой степени, что игроки его практически не чувствовали. Футболка из лайкры и полиэстера (будто вторая кожа) максимально плотно прилегала к телу. Шорты с лицевой стороны были чуть короче, чем с задней, что гарантировало большую амплитуду удара по мячу и полную свободу движений. Даже в стилизованных под следы от львиных когтей разрезах по бокам был смысл. Благодаря используемой здесь микроволоконной ткани (микроволокно – ткань нового на тот момент поколения, в 30 раз тоньше волокон из хлопка и отлично продувается) улучшалась циркуляцию воздуха и охлаждалось тело.

У вас уже наверняка есть вопрос: а как футболисты надевали эту форму? Очень просто: на плечах были два длинных разреза на молниях – помощь друга не требовалась.

Фамилии и номера игроков были написаны уникальным шрифтом. 

«Африканские футболисты обладают выдающейся мускулатурой, идеальной для ношения таких обтягивающих комбинезонов», – объяснял Филип Трулссон, менеджер отдела футбольного маркетинга Puma.

Камерунская федерация футбола и Puma продемонстрировали эскизы UniQT заместителю генсека ФИФА Жерому Шампаню в конце 2003 года (за месяц до старта Кубка Африки) и тот предварительно одобрил новую форму, после чего началась официальная промо-кампания. 

25 января 2004 года в игре против сборной Алжира камерунцы впервые примерили форму в официальном матче. Puma запатентовала изобретение и уже мысленно пририсовывала нули к выручке, как вдруг Камерунской федерации футбола пришла официальная претензия от ФИФА, подписанная Зеппом Блаттером. Шампань просто забыл его предупредить. Блаттер узнал о новой форме сборной Камеруна, когда та уже сыграла первый матч на Кубке Африки, и был в ярости: «Нельзя наплевать на правила и играть в чем попало. Правила едины для всех».

ФИФА выписала Камеруну штраф в 125 тысяч евро и пообещала снять 6 очков в будущем отборе на ЧМ-2006, еслифутболисты не переоденутся.

«Я говорил нашим чиновникам, что нужно быть аккуратнее в выборе футболок. Нас же предупреждали еще в 2002 году. Теперь мы, видимо, пропустим ЧМ», – сокрушался легендарный Роже Милла.  

Продажи революционной формы были заморожены. Немецкая компания подала встречный иск к ФИФА на 2,4 миллиона долларов из-за упущенной выгоды. Puma долго добивалась права вывести комбинезон на рынок, но официально он так нигде и не продавался (по крайней мере, оригинал – реплик было предостаточно). В специализированных магазинах форму сборной Камеруна можно было купить только по частям (футболка+шорты+гетры).

В иске Puma также говорилось, что Камерун выступил полностью на стороне закона и духа игры, потому что с таким дизайном игроки больше не смогут снимать с себя футболки, празднуя забитые голы, против чего так активно боролась ФИФА. «Прежде чем разрабатывать UniQT, мы серьезно изучили правила и не нашли ни одного пункта, который запрещал бы использование игрового комбинезона. Он не предоставляет команде несправедливого конкурентного преимущества и абсолютно безвреден для соперника», – удивлялся генеральный директор Puma Йохен Зайтц. Другие представители компании были уверены, что во всем виноваты конкуренты из adidas. Они были партнерами ФИФА, поэтому в теории могли настоять на санкциях.

Камерун избежал 6-очкового бана (но все равно пропустил ЧМ, заняв второе место в отборочной группе). Это’О и другим парням разрешили доиграть КАН в комбинезонах (они вылетели в четвертьфинале), при условии что после Кубка Африки камерунцы вернутся к привычному варианту формы. Они так и сделали. На товарищеский матч против Болгарии в апреле команда вышла уже в стандартных футболках и трусах. Правда, штраф все равно пришлось заплатить, но Puma благородно взяла его на себя. 

***

Двухлетняя война с ФИФА (2002-2004) закончилась поражением немецкой компании. Puma оставила эксперименты с дизайном камерунских футболок – в компании поняли, что это принесет только штрафы. Бренд переключился на покорение местного рынка. За последующие 6 лет Puma стала техническим спонсором всех топовых африканских сборных.

В 2010-м Puma окончательно вытеснила из Африки главных конкурентов – Nike и adidas. На проходившем в том году Кубке Африки компания была официальным экипировщиком 12 сборных из 16.

Дико стильная презентация форм к ЧМ-2010:  

***

Добившись популярности в регионе, Puma занялась решением глобальных проблем. Специально к Кубку мира-2010 в ЮАР, фирма выпустила запасную третью форму – общую для всех команд, с которыми она сотрудничала. Акция призывала африканских болельщиков забыть взаимные обиды, объединиться и болеть друг за друга. 

Расцветка формы напоминала типичный африканский ландшафт: безоблачное небо (голубой), палящее солнце (желтый) и рассыпчатая почва (коричневый). Кстати, цвет последней дизайнеры Puma получили путем смешивания образцов реального грунта, привезенного из Кот-д’Ивуара, Камеруна и Ганы. Часть выручки от ее реализации пошла на нужды программы ООН по защите окружающей среды.      

В последнее время Puma сдает позиции в Африке. Если в 2006 году на ЧМ в Германии она экипировала все 6 сборных, то в 2018-м в России – только одну из пяти – Сенегал.

В конце прошлого года, когда пришла пора продлевать контракт с Федерацией футбола Камеруна, Puma втрое урезала годовое финансирование – вместо 1,5 млрд африканских франков (2,2 млн евро) предложила только 500 млн (700 тыс евро). Камерунцев это сильно задело, и они тут же припомнили немецкой компании все обиды, которые скопились за 22 года совместной жизни. И то, что до 2010 года в Камеруне не было ни одного официального магазина Puma, и то, что местной федерации футбола иногда приходилось за свой счет покупать мячи для любительских турниров и учебных центров, и то, что итальянцы, которые тоже сотрудничают с Puma, получают в 20 раз больше (24 млн евро в год). 

«Сокращение суммы – удар по имиджу «Неукротимых львов» (прозвище сборной Камеруна – Sports.ru). Мы не будем подписывать контракт на таких условиях», – заявил в конце прошлого года президент Федерации Сейду Мбомбо Нджоя. 

С 2019-го у камерунцев новый технический спонсор – Le Coq Sportif.

Италия сыграла с Грецией в новой зеленой форме – и вышла на Евро

Выбрали лучшие формы группового этапа ЛЧ. На третьем месте – Дортмунд, на втором – «Локо»

Фото: Gettyimages.ru/Gavin Barker/Touchline Photo, Shaun Botterill; REUTERS/Radu Sighet; globallookpress.com/Chen Cheng/Xinhua

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья