7 мин.

Томаш Вернер и ванильные рогалики

К заданию МШСЖ №5

Если у человека, более-менее следящего за фигурным катанием, спросить, кто такой Томаш Вернер, то в ответ можно услышать примерно следующее. Что жил-был милый юноша Томаш. Однако был он юноша не только милый, но ещё и талантливый, а посему через какое-то время ему удалось войти в элиту, а в 2008 даже выиграть Чемпионат Европы в Загребе. Но олимпийский сезон Вернер полностью провалил. Он попробовал сменить тренера, переехал в Канаду, к Бобу Эмерсону, – прыжки стали ещё хуже. В это межсезонье Вернер вернулся в Оберстдорф к Михаэлю Хуту и пока что на второстепенных соревнованиях выступает стабильно.

Такова общая канва его биографии. Именно она главным образом определяет отношение публики к любому спортсмену. Вряд ли кому-то западёт в душу фигурист, который под заезженную тягомотную музыку валит прыжок за прыжком, а на десерт срывает дорожку шагов или одно из вращений. Но нельзя всё мерить одной только спортивной составляющей. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно, а вот вне соревнований жизнь есть точно. В том числе и у Томаша Вернера.

Семья

Вернеры – семья в высшей степени спортивная, особенно младшее её поколение.  Старший брат Томаша, Мирослав, выступал по юниорам в парном катании вместе с Катержиной Зоубковой. Младшая сестра Томаша, Катержина, занимается художественной гимнастикой и даже претендует на попадание в сборную. Изначально она тоже хотела стать фигуристкой, но отец, как-то раз посмотрев по телевизору гимнастику, решил отправить дочку туда. О чём она не жалеет.

Рождество – чуть ли не единственное время в году, когда всем Вернерам удаётся собраться вместе. Увидеть вблизи родных становится для них важнее, чем обменяться подарками. Рождество они всегда празднуют дома. Стол ломится от традиционных праздничных блюд: салат оливье, который в Чехии называют «картофельным», уха, карп, сладости. Всё исчезает со сказочной быстротой, особенно сладости, хотя действующим спортсменам есть их нежелательно. Впрочем, на фигурах Томаша и Катержины мамино угощение никак не сказывается. Может быть, потому что Рождество – время чудес. А может быть, потому что при столь интенсивных тренировках можно позволить себе раз в год немного полакомиться.

Есть у Томаша и любимое блюдо, хотя он и не помнит его название: «Это просто йогуртовое тесто, такие белые квадраты, чуть политые шоколадом, – они фантастически вкусные! Ещё я не могу не упомянуть ванильные рогалики и линцскую выпечку. А вот шоколадные конфеты с начинкой я не люблю, особенно с ромом».

Катержина Вернерова

Личная жизнь

Личная жизнь Вернера вряд ли когда-нибудь ляжет в основу бразильского сериала, но и бедной на события её не назовёшь.

Одной из первых его возлюбленных во взрослой жизни стала Мартина Прохазкова, фигуристка, получавшая образование экономиста.

В 2008 он расстался с Люцией Вондрачковой, популярной чешской поп-певицей и актрисой. Ряд СМИ ярко-лимонного окраса называл в качестве причины распада пары проблемы в интимной сфере, но Вондрачкова опровергла слухи. Сама она причины расставания объясняет так: «Идея расстаться была общей. Мы хорошо друг друга понимали. Однако любовь не проживёт долго, если вы мало времени проводите вместе. За свою жизнь я встретила несколько идеальных парней, но, вероятно проблема лежит во мне, в том, что я не готова к серьёзным отношениям». Тем не менее между Вернером и Вондрачковой сохранились дружеские отношения, и он даже принял участие в съёмках клипа на её песню «Тонкий лёд». Что характерно, клип снимали после полуночи, потому что только тогда бывшим влюблённым удалось состыковать графики. Сейчас Вондрачкова замужем за хоккеистом.

На сегодняшний день подругой Вернера является Натали Пешала. Хотя и с ней у него нет возможности часто видеться, это им не мешает. Не мешает им и ревность: Вернер признавался, что вначале ревновал, когда видел Пешала в объятиях Бурза, но потом привык.

Карьера

В детстве Томаш занимался футболом и лёгкой атлетикой.  И фигурным катанием его заинтересовал отнюдь не брат, как это можно было бы подумать. В детском саду, в возрасте пяти лет, Томаш влюбился в свою одногруппницу Штепанку, которая как раз и посещала спортивную секцию на катке. Матери детей были знакомы и, догадавшись о чувствах мальчика, предложили ему примерить коньки. Спустя три года Штепанка ушла из фигурного катания, он – нет.

В 12 лет Вернер приехал в Прагу на просмотр к Власте Копршивовой. Мальчик ей сразу понравился, и она охотно согласилась взять его в ученики. Для Вернера настали трудные времена: три раза в неделю он ездил из Чешских Будейовиц в Прагу (это примерно 150-160 км). В половине десятого, после окончания тренировки, его на машине забирал отец. По дороге домой юный фигурист высыпался, чтобы на следующий день пойти в школу. Лишь в восьмом классе Вернер смог переселиться в Прагу. Вначале его приютила Копршивова, затем он получил место в общежитии. Копршивовой он очень благодарен за всё, что она ему сделала: «Она вытащила меня из ничего. Никто не был уверен, что у меня есть перспективы. А она поверила в меня».

В какой-то момент Копршивова поняла, что для выхода на новый уровень Вернеру необходим тренер более высокого класса. Таковым оказался Михаэль Хут. Ради сотрудничества с ним Вернер и Копршивова переселились в Оберстдорф. Там они поселились на окраине города, на улице Постштрассе, в пяти минутах езды автомобилем от стадиона. Аренда помещения стоила 60 евро за ночь. Последователи Жан-Жака Руссо пришли бы в восторг от новых жилищных условий Вернера и Копршивовой, но им как городским жителям пришлось столкнуться с неожиданными трудностями. Например, Копршивову жутко раздражал звук колокольчиков с окружавших дом пастбищ. «Из-за них я даже не всегда слышу собеседника», – жаловалась она. Вернеру, наоборот, коровы не мешали. «Чтобы они меня разбудили? Да ни в жизни. Если уж я сплю, то сплю».  Вставать он должен был в девять часов, после чего следовал завтрак, состоявший из тоста и йогурта или мюсли с корицей. Затем следовали ОФП и первая тренировка на льду, обычно без прыжков. Обед Вернеру готовила Копршивова, чаще всего это было что-нибудь лёгкое, например, чечевичная похлёбка. До половины девятого – ещё две тренировки на льду. В половине десятого Вернер возвращался домой, плотно ужинал и отдыхал. Далеко ходить было не надо: кухня находилась в одной комнате с гостиной, там же Вернер и спал. Поймать Интернет получалось далеко не всегда, поэтому чаще он смотрел телевизор. Иногда случалось так, что за просмотром фильма Вернер засыпал и телевизор оставался работать сам по себе.

Но всё течёт, всё меняется, в том числе и свободное времяпрепровождение любого человека. В 2010 Вернер снял себе квартиру в Праге: «Там есть кровать, плита, душ и туалет. А больше мне ничего и не надо, даже телевизора». Фильмы он смотрит через компьютер. Также он с удовольствием читает. Его любимый автор – Пауло Коэльо. Вернер купил все его книги.

Но пока что Оберстдорф вполне себя оправдывал.  Это касалось как технического оснащения стадиона, так и тренировочного процесса в целом. Оберстдорфский лёд считается одним из лучших в Европе. Воду для него берут из горного ручья. Заливщиком льда там, кстати, работает выходец из Чехии. Спарринг-партнёршей Вернера была Каролина Костнер. Конечно, полноценно соревноваться друг с другом они не могли, но иногда Хут устраивал между ними маленькие дуэли, например, кто большей сделает вращений в конце тренировки. Иногда Костнер в шутку изображала из себя тренера и оценивала прыжки, исполняемые Вернером. Немногословный Хут завёл следующую систему оценки прыжков: три хлопка – прыжок исполнен неидеально, два – прыжок исполнен хорошо, один – полный ужас.

Нашёл ли Вернер после возвращения из Канады какие-либо существенные изменения в Оберстдорфе? «В самом Оберстдорфе изменилось страшно мало, но зато произошло много изменений в моём тренировочном процессе. Мне уже не двадцать лет, и тренер подготовил план, делающий упор не на объёмы, а на качество».

Томаш

Уже известно, что после Сочи Вернер завершит карьеру любителя. Однако сам он ещё не решил, чем будет заниматься дальше. Может быть, он найдёт себя в творческой профессии. По крайней мере, опыт у него уже есть. В 2011 году он принял участие в спектакле «Вандаска» труппы под названием «Конченая жизнь». Правда, долго входить в образ Вернеру не пришлось: он играл фигуриста, любимца публики, которого упрятали за решётку по политическим мотивам. А незадолго до вступления на театральное поприще он попробовал себя в роли журналиста. Во время праздничного шоу в центре Праги, на котором приветствовали олимпийцев, Вернер на некоторое время занял место ведущего и вместо него взял интервью у нескольких спортсменов. Публика, наблюдавшая за происходящим, осталась довольна, профессиональный конферансье – тоже.

А возможно, что Вернер захочет работать по специальности. Он уже получил диплом на кафедре физического образования Карлова Университета, а сейчас учится в Высшей Школе Экономики (пражской, естественно) по программе МБА.

Томаш

 

При написании статьи были использованы следующие ресурсы:

www.idnes.cz

www.sport.cz

www.wikipedia.org

http://www.krasobru-forum.cz/forum/index.php