Реклама 18+
Реклама 18+
Реклама 18+
Блог Аналитика Глебчика

«Динамо» ждало стадион 10 лет: страдания из-за кредитов, вдохновение яйцом Фаберже, двигающиеся трибуны

Исследование Глеба Чернявского.

1. Кредиты, тонны бумаг, барахолка и первый проект

В последний раз «Динамо» сыграло на своем стадионе 22 ноября 2008 года. Это был матч последнего тура чемпионата против «Томи» – команда Кобелева выиграла и примерила бронзовые медали. Тот состав уже легендарный: Данни, Смолов, Кокорин, Колодин, Семшов, Кержаков, Хохлов, Габулов, братья Комбаровы и даже Точилин.

Игра собрала 24 тысячи зрителей – в последующие 10 лет в Химках такие цифры были невозможны. На прощание разрешалось взять домой белые или голубые кресла.

Стадион хотели отреставрировать чуть ли не за три года, но реальное строительство началось только в 2012-м. Болельщики спрашивали, почему приходится торчать в пробках у Химок, а им в ответ называли две причины.

Первая – арена существует с 1928 года, находится в аварийном состоянии, и ее давно пора закрыть ради безопасности. Свидетели последних матчей «Динамо» рассказывают, что в некоторых местах стен просматривалась арматура, в подтрибунных помещениях сыпался потолок, отваливалась штукатурка.

Вторая причина – экономический кризис 2008 года. «Динамо» вынужденно передало проект реконструкции банку ВТБ, где брало кредит на строительство (около 300 миллионов долларов). «Предыдущая команда в итоге ничего не построила, – рассказывает Sports.ru бывший директор по проектам «ВТБ Арена Парк» Кирилл Макарищев. – Было что-то спроектировано, но строительных работ не проводилось. Стадион хотели сделать похожим на «Арену Химки» – чисто футбольный, около 20 тысяч, все по минимуму, без вспомогательных коммерческих помещений, на которых можно зарабатывать вне матч-дэй. Единственное, что реально сделали, – закрыли легендарную барахолку».

Барахолка – знаменитый рынок на «Динамо», который вроде прикрыли еще в 2003 году, но на самом деле он просуществовал до 2008-го, а в 2009-м даже пытался восстать из мертвых. Это были атмосферные торговые павильоны, где продавали все – от джинсов и DVD до кураги и алкоголя. Уверен, вам сейчас даже захотелось откатиться на 15 лет и пройтись по этим рядам, отбиваясь от навязчивых продавцов с поясными сумками.

«Когда наступил период оплаты кредитных обязательств, случился практически дефолт, – вспоминает Макарищев. – Банк был вынужден вмешаться, стали заниматься вопросами реструктуризации. Документация была тяжелая: все заложено-перезаложено, клубок имущественных переплетений. По объему – примерно «Газель» кредитных документов. Об этой работе мало кто знает, но она проходила очень сложно. В документах было много юридических лиц со встречными обязательствами».

Стадион – лишь часть огромного проекта «ВТБ Арена Парк», стоимость которого президент правления ВТБ Андрей Костин оценил в 1,5 миллиарда долларов. Войдя в проект, банк получил контроль над огромным куском земли – 32 гектара на Ленинградском проспекте (при этом у общества «Динамо» остался блокирующий пакет во всем проекте – 25% акций). На территории «ВТБ Арены Парк» теперь разместятся и жилые дома, и отель, и три офисных центра (один – для общества «Динамо», второй продан «Рыбаков Фонду», по третьему идут переговоры), и торговый центр, и парк – в целом почти целый город ВТБ.

С приходом команды банка стилистика сильно изменилась. Задумка окупить проект через апартаменты и коммерческие здания осталась, но от многоэтажной застройки в духе «Москва-Сити» отказались. Для проектирования стадиона провели архитектурный конкурс – организаторы открылись для любых идей. Была заявка, предлагавшая оборудовать на крыше стадиона теннисные корты.

«ВТБ Арена Парк» даже платила за участие в этом конкурсе. Основных претендентов было пять, а на финал приехали важные люди: еще мэр Москвы Юрий Лужков, Андрей Костин, руководители общества «Динамо» и силовых структур. Победил «Моспроект-2» вместе с голландским архитектором Эриком ван Эгераатом.

Так решили сохранить историческую стену стадиона, поднять уровень поля и объединить под одной крышей две арены: футбольную и мультиспортивную (хоккей, баскетбол, фигурное катание и так далее). Предварительные советы ван Эгераату давали люди из «Амстердам-Арены» – это один из первых стадионов Европы, где появился вай-фай, начали экспериментировать с перестилаемым газоном и проводить крупные мероприятия вроде «Сенсейшена» под закрытой крышей.

Как лучше расположить жилье, бизнес-центр и все остальные объекты, проектная команда окончательно убедилась после командировки в Лос-Анджелес – в квартал «Стэйплс-центр» (арена «Лейкерс» и «Кингз»), где со спортом тоже совмещены гостиницы, жилье и офисы.

2. Яйцо Фаберже, чешуя и драматичное спасение барельфа

Следующий важный этап – когда Россия получила чемпионат мира. В предварительной заявке оргкомитета оказалось три московских стадиона: «Лужники», «Динамо» и «Спартак». Но в 2012 году географию ЧМ-2018 расширили (плюс один город), а «Динамо» отцепили.

«Это означало, что первоначальный проект – трибуны на 45 тысяч зрителей с возможностью демонтажа до 33 – уже не подходил, – говорит Макарищев. – При этом вся документация по строительству на тот момент уже была согласована, проект прошел экспертизу в этом большом облике.

Пришлось все перепроектировать – это откатило нас примерно на год. После этой новости наша команда приходила в себя где-то неделю, верстая новые планы и графики работ. Представьте, что большую работу надо забыть и все начать заново. Зато получилось сэкономить порядка 100 миллионов евро: уменьшили высотность и число мест, убрали этаж подземного паркинга и этаж ритейла. В европейском климате, где не нужно сильно заботиться о снеговой нагрузке и ледяных дождях, на эти деньги можно построить практически еще один стадион «Ювентуса» (он стоил около 150 млн евро – Sports.ru).

Отказ от чемпионата мира не только облегчил смету, но и улучшил архитектуру стадиона. «Планировалось более массивное сооружение с лестницами-ногами для эвакуации, – продолжает Макарищев. – Мы даже про себя шутили, что стадион похож на большого бегемота. Текущая версия выглядит намного эстетичнее и дополнительно подчеркивает одну из идей проекта – плавный переход от прошлого в будущее».

 
Это – проект стадиона, который планировалось построить к ЧМ-2014

Один из архитекторов стадиона Сергей Чобан (участвовал в реконструкции «Лужников» и делал проекты уровня башни «Федерация» в «Москва-Сити») согласен: «Мест стало меньше, консольные выносы трибун тоже уменьшились – это отразилось в лучшую сторону. Новый объем стадиона не так сильно нависает над историческим контуром, как было в изначальном проекте».

Фасад «Динамо» придумал американский архитектор Дэвид Маника, который создавал необычный новый стадион в Лас-Вегасе. Тогда он вдохновился черным «Мазератти».

«Когда я задумывал этот проект, я представлял себе спорткар! – рассказывал Маника в интервью Elle. – Быстрый, мощный, сексуальный – как роскошный черный «Мазератти». В результате мы придумали вот такой ультрасовременный стадион с динамичными черными фасадами. А теперь угадайте, что подсказало дизайн стадиона «Динамо». Яйцо Фаберже! Что-то очень русское, классическое, в золотой скорлупе, со своими секретами внутри. Конечно, прямых аллюзий на Фаберже вы здесь не найдете, но органические обтекаемые формы, сетка на фасаде, округлая форма крыши – все это так или иначе напоминает об изначальной идее. Так сказать, вылупилось из яйца».

Проект стадиона «Динамо» изначально не только напоминал бегемота, но и был чуть золотистым. Когда на фасад повесили тестовый образец (часть готовой чешуи), смотреть на него приехал Андрей Костин. Он поднялся на крышу отеля «Хаятт» и логично спросил: «А почему не в динамовских цветах и не в цветах банка?»

Причем ранее все было согласовано, в том числе с Костиным. Свидетели разговора считают, что замечание верное: на картинке было одно, а вживую выглядело совсем иначе. В итоге Костин сказал: «Цвета, пожалуйста, заменить».

После этого все переделали. Кстати, в «Хаятте» есть скай-бар, где с высоты 14-го этажа можно тоже увидеть стадион глазами Костина.

Одна из сложностей в реконструкции «Динамо» – запрет на снос западной трибуны, которая считается предметом охраны. Южную, северную и восточную части стадиона полностью перестроили в 1980 году к Олимпиаде в Москве, а западная – она находится со стороны Ленинградского проспекта – сохранила первоначальный вид с 1928 года.

«Надо было отреставрировать западную трибуну не просто в том же облике, а сделать ее идентичной оригиналу, – продолжает Макарищев. – Команда проекта поднимала архивные фото и видео, смотрела чертежи и эскизы вплоть до того, какой состав был у штукатурки. Повторили ее один в один – она называется «светло-серо-голубая с искоркой». Нашли часть архивных документов из 1928 года, по ним и реализовывали. Если в солнечный день приглядеться, то можно эту искорку заметить. Вторая история была связана с барельефом Меркурова – это отдельная наша гордость, собирали его по крупицам. Когда объект перешел к стадии разбора и демонтажа, наняли группу реставраторов, которые все это аккуратно упаковали в 200 ящиков. 5 лет группа реальных энтузиастов из пепла и праха восстанавливала этот барельеф».

Барельеф советского скульптора Сергея Меркурова, который создал три самых больших монумента Сталину и десятки статуй Ленина, появился на фасаде «Динамо» в 1930 году.

«На южном и северном барельефах 44 фигуры – 43 мужских и одна женская (это метательница диска), – говорит главный реставратор проекта Инна Пчелова в интервью сайту AD Russia. – Северный сюжет начинается с трактора, заканчивается литейным производством, а посередине изображен спорт. На южной стороне нет производства, но есть военизированный спорт. Помимо цельных сюжетов, Меркуров также изобразил набор разных видов спорта: волейбол, борьба, легкая атлетика, гиря, диск. На самом деле в этих барельефах нет чистых понятий «спортсмен» и «рабочий». В то время спорта не существовало на народном уровне, а герои барельефа Меркурова как будто защищают границы социалистических завоеваний и таким образом получают доступ к спорту».

Всего реставраторы получили около 7 тысяч фрагментов, включая мелкие осколки. Подлинный восстановленный барельеф будет находиться в музее внутри нового стадиона.

3. Кредиты в евро во Франции и Италии, два стадиона и ТЦ под одной крышей

Когда команда «ВТБ Арены Парк» пережила перепроектирование из-за ЧМ и, казалось, набрала ход, случился второй серьезный удар – 2014 год и падение курса рубля.

Часть кредита на строительство выплачивали в валюте. Это называется экспортным финансированием: когда рубль был в порядке, а санкции еще не обсуждались, так делали часто. Коротко: если иностранная компания получает заказ на исполнение большого объекта, то в ее стране можно получить кредит под меньшие проценты. Сначала финансирование было французское – под генподрядчика Vinci Construction Grands Projets. Потом генподрядчик поменялся на итальянского – CodestInternationalS.r.L., а финансирование по той же схеме стало итальянским.

С падением курса рубля в ВТБ даже засомневались, стоит ли продолжать строительство. Но проектная команда убедила боссов банка, что останавливаться нельзя. На тот момент консервация объекта и завершение строительства оценивались примерно в одну сумму. В итоге отказались от экспортного финансирования и перекредитовались в рублях.

Но и это еще не все. При завершении проекта вылетел еще один подрядчик: обанкротился IT-интегратор «Астерос», который отвечал за интернет, телевидение, радиофикацию, антитеррористические центры, медийные кубы, системы платежей и так далее – все то, без чего стадион остался бы обычной бетонной коробкой. Например, без «Астероса» не работала бы билетная система. На стадион бы просто никто не попал.

После всех бумажных изменений и нескольких лет строительства стадион обещали открыть осенью 2017-го – но всего на один матч ко день рождения Льва Яшина, – а потом снова закрыть до весны. Планировалось, что летом перед чемпионатом мира здесь даже сыграет сборная России. Этого так и не случилось, с футболом проект пока связывает только то, что в «Хаятте» во время ЧМ-2018 жили некоторые сборные – например, Франция спала тут перед финалом.

Бывшие и нынешние руководители проекта объясняют постоянные переносы сроков строительства так: «ВТБ Арена Парк» – это не просто футбольная арена, а целый комплекс сложных объектов с непростой инженерией. На стадионе под одной крышей совмещены футбольная и хоккейная/баскетбольная/концертная площадка, а под ними – торговый центр и парковка. Главное условие запуска всего объекта – готовность всех составляющих.

Идею Эрика ван Эгераата с двумя стадионами в одном до реальных чертежей доводил Дэвид Маника, а адаптировал под российскую действительность Сергей Чобан. При этом главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов скептически относился к этой идее – из-за необходимости сноса исторических трибун и сложности проектных решений.

В разговоре со Sports.ru Кузнецов сообщил, что в итоговом проекте не видит никаких проблем. Несмотря на протест Архнадзора, историческая западная трибуна стадиона «Динамо», по его мнению, сохранена хорошо.

Сначала стадион и арену хотели сделать изолированными, чтобы теоретически можно было проводить футбольные и хоккейные матчи одновременно. Но когда ЧМ-2018 на «Динамо» отменился и пространства внутри стало меньше, концепцию изменили: место, где трибуны двух стадионов соприкасаются, стало общим. Там расположена часть туалетов, точек питания, медицинских кабинетов и технических помещений, которые используются и для футбола, и для хоккея. А на шестом этаже есть эксклюзивная точка – панорамный ресторан, откуда видно и поле, и лед.

4. Трибуной управляют пультом, концерт Rammstein

26 ноября 2018 года стадион «Динамо» все-таки получил разрешение на ввод в эксплуатацию – этого ждали 10 лет.

«Есть ряд объективных причин, объясняющих задержки с открытием, – говорит Sports.ru начальник департамента продаж, рекламы и маркетинга АО «УК «Динамо» Андрей Мухин. – Смотрите: раньше здесь было простое сооружение на 40 тысяч квадратных метров, без каких-либо подземных территорий. Сейчас это почти 210 тысяч квадратов с подземным паркингом, торговым центром, двумя административными этажами и даже мини-отделением полиции. Там же огромный кейтеринг, настоящие кухни – будет продаваться не столько фастфуд, а приготовленная прямо здесь пища. Четвертый этаж – это уровень газона и арены, пятый, шестой и седьмой этажи – трибуны, на восьмом этаже и выше – коммуникации. Представляете, какого объема эта стройка? Я просто не знаю площадки, где внизу был бы торговый центр, а вверху ледовая арена и футбольный стадион».

Весной-2017 представители «ВТБ Арены Парк» говорили, что будут активно развивать разные технологии – например, планировалось доставлять еду прямо на зрительское место. Для этого хотели сделать приложение, где помимо бургеров будут все данные о мероприятии и где можно заказать даже такси.

Пока такие чудеса еще не ввели, но есть другие – например, распознавание лиц фанатов при входе на стадион. Или трибуны-трансформеры на Малой арене – такого в России нигде нет.

«Нижний ярус трибун полностью управляем компьютером, – рассказывает Мухин. – Мы можем делать хоккейную площадку сразу в трех размерах – по советским и скандинавским стандартам и для игр НХЛ. На текущий сезон клуб выбрал финский стандарт: поле шириной 28 метров».

Оператор подходит к каждому сектору с пультом и задает нужную конфигурацию. Если убрать хоккейные борта, то для концертов можно добавить дополнительные ряды: для этого основная часть трибун поднимается на пять метров, а из-под них вручную выкатываются другие.

За исключением летних месяцев, когда нет хоккея и фигурного катания, лед на «ВТБ Арене» будет залит постоянно. Чтобы сыграть в баскетбол или провести концерт, на него укладывается специальный термоизолирующий материал Terracover (это особый серый пластик), который производят в Великобритании. После этого по нему можно ходить или постелить любое дополнительное покрытие.

Трансформация из одного типа в другой займет примерно ночь – например, сегодня вечером хоккей, завтра днем – баскетбол. Можно перестроить и быстрее, но регламент по безопасности все равно не позволяет проводить на одной площадке больше двух разных мероприятий за сутки. За пределами стадиона это правило уже не действует, поэтому в парке спокойно может проходить небольшой концерт с участием, например, Дмитрия Маликова – как недавно делал «Локомотив». А летом здесь вообще пройдет главный концерт 2019 года в России – на большой арене выступит Rammstein. Билетов давно нет: в первый день продали 10 тысяч, в течение недели – остальные 23.

«К нам приехал мужчина из Германии и сказал, что хочет feel the grass (почувствовать траву – Sports.ru), – рассказывает Мухин. – Из Германии прилетела очень квалифицированная команда специалистов, в том числе и технических. Они вышли на площадку, поговорили с нашими строителями, со службой эксплуатации. Поняли статус стройки и убедились, что находятся вне зоны риска. У Rammstein разумный бытовой райдер, а технический – очень сложный. Будто они решили сыграть в последний раз. Я утрирую, конечно, но тем не менее. Они построят на стадионе целый город в качестве декораций. Сцена просто гигантская – практически до крыши поднимается. И техники у них – порядка пятидесяти 16-тонных фур».

5. Плющенко, прогулка по ТЦ и антураж прямо сейчас

20 декабря стадион открыло шоу Евгения Плющенко и Яны Рудковской «Лебединое озеро», где балет совмещен с фигурным катанием. Помимо Евгения Плющенко в нем участвуют Аделина Сотникова и прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова.

В шоу три конфигурации покрытия – лед и два вида паркета. В некоторые моменты на площадке выступают до 100 человек – по словам Мухина, как раз такое такое мероприятие и должно показать все плюсы объекта. Например, на номинально спортивной Малой арене создано все для концертного звука. Потолок и стены закрыты акустическими панелями, что позволяет избавиться от эха. В некоторых других местах ради концертов добавляют специальное оборудование, а здесь и так все установлено.

Календарь мероприятий «ВТБ Арены» расписан уже далеко: в таблице Мухина забронированы даты до 2020 года. В 2019-м здесь точно запланированы 50 спортивных мероприятий (футбол, хоккей, баскетбол) и 14 концертов и шоу (речь про наименования, один ивент может идти неделю по два раза в день), еще 90 развлекательных ивентов – в разработке. После Плющенко и Нового года здесь начнется шоу Ирины Слуцкой «Фиксики на льду». В феврале будут концерты Димы Билана, в апреле – Hollywood Undead и группы «Сплин». Есть необычное шоу «Прогулки с динозаврами» – театрализованное представление с гигантскими фигурами. Сейчас рассматривается идея мотошоу. А если вы создадите модную рэп-группу и захотите дать здесь концерт, то можете не платить за аренду целиком.

«У нас стоит серьезная задача по доходам, поэтому мы не останавливаемся на роли арендодателя, – продолжает Мухин. – Да, у нас есть арендные отношения с футбольным и хоккейным «Динамо», но есть и соорганизаторство. Например, с «Фиксиками» мы разделяем расходы и доходы пополам. Так что партнерское соглашение – предмет договоренности. К нам приходят шоу, у которых хорошая концепция, но деньгами они вложиться не могут. Поэтому вложения могут быть и не 50/50, а больше с нашей стороны. Это бизнес – площадку надо загружать, и не только арендой. Использование арены – это еще и трафик в парке, это и загрузка «Хаятта».

При этом люди, которые идут на спорт или шоу, не должны пересекаться с теми, кто приехал за покупками. Поэтому из ТЦ нельзя напрямую попасть на стадион, а в ТЦ – со стадиона. Единственное пересечение – 400 диджитал-панелей в торговом центре, где будет идти онлайн-трансляции (если организаторы будут не против).

Торговый центр уже открыт – работает с 08:00 до 23:00.

И туда уже приходят люди, хотя работают пока только «Перекресток», «Шоколадница», KFC, Subway и «Теремок». Есть и будущий «Макдоналдс» – сейчас до него можно дойти, если пройтись по эллипсу из будущих торговых рядов.

Здесь не планируется одежды из масс-маркета, а упор сделан на спорт – например, уже монтируют все для магазина спортивной экипировки «СпортДепо». Среди павильонов будет и фитнес-центр.

За пределами стадиона строительство пока не прекращается: вокруг можно гулять, но только по тропинкам и вдоль ограждений. Хотя размах впечатляет – наконец-то на «Динамо» появится зона, где можно провести свободное время. Раньше развлечения в этом районе группировались исключительно вблизи соседних станций метро – «Аэропорт» и «Белорусская». На «Динамо» всегда была какая-то зона отчуждения.

Теперь такой расклад исключен. Сейчас продано 60% апартаментов в жилом комплексе «Арена Парк». В управляющей компании «Динамо» рассчитывают, что с появлением стадиона, торгового центра и парка (его должны восстановить по фотографиям в изначальной архитектуре 30-х годов к концу 2019-го) темп продаж увеличится.

Будет интересно посмотреть, как идеи из Лос-Анджелеса адаптируются в России. И создадут ли здесь развлечение, ради которого хочется пригонять на стадион за несколько часов до игры. Если такое случится с «Динамо» – это будет космическая победа.

Стадион, близкий к космосу, уже готов.

Другие фактурные истории в телеграм-канале Глеба Чернявского

Фото: vk.com/Алексей Никитин; Пресс-служба УК «Динамо»; vtb-arena.com; Gettyimages.ru/Dima Korotayev / Stringer; vk.com/vtbarenapark; vk.com/rammstein_vk; instagram.com/plushenkoofficial

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья
Реклама 18+
Реклама 18+
Включите уведомления,
чтобы быть в курсе самых важных новостей