7 мин.

«Мне и сегодня не хватает смелости все высказать, что уж говорить про те времена?» Слуцкий про «Терек» – «Крылья»

Выговорился в интервью Ксении Собчак.

Леонид Слуцкий дал большое интервью Ксении Собчак. Тренер «Рубина» рассказывал о многом – но в первую очередь про футбол для широкой аудитории. Правда, кое-какие интересные слова для тех, кто регулярно смотрит игру, там тоже есть.

Слуцкий открыто заговорил о договорняке «Крыльев» с «Тереком»: дали указание сверху, обещали выплатить долги

Слуцкий обычно очень неохотно обсуждал тот самый матч из 2009 года, который многие называют странным. Но сейчас раскрылся: «Футбол у нас – не просто футбол. Иногда могут вмешиваться различные обстоятельства, в которых очень сложно сделать что-то не так, как кому-то хочется», – медленно и аккуратно подбирает слова Слуцкий.

В ответ на вопрос о том, сдавали ли «Крылья» игру по требованию властей он отвечает: «Я так понимаю, что наша игра была формой каких-то договоренностей на определенно ином уровне». Могли ли самарцы ослушаться? «Могли, наверное, – отвечает тренер. – Это вообще больная и неприятная для меня тема. Наверное, можно было поступить иначе, и точно можно было поступить иначе. Но учитывая мои внутренние обязательства и отношения, я понял, что не могу поступить иначе».

По словам тренера, после той игры обещали выплатить долги за 6 месяцев, но так и не выплатили. По словам тренера, это было не только его решение: «Пришли футболисты: Викторыч, нам зарплату с января не платят, сейчас должны будут выплатить, у нас семьи, дети, ипотеки. Стоит ли игра свеч? Там реально было что терять и на что давить». Сейчас Слуцкий понимает, что это был блеф руководства – команду не расформировали, а зарплату не выплатили. Но тогда казалось по-другому.

«Это были вещи, которые били в духовную составляющую. Но не пытаюсь быть святым или священником, – улыбается Слуцкий. – Вот сейчас если я сделаю реальные заявления, которые у меня внутри и о которых я думаю, остановится стройка моего стадиона. Кто от этого выиграет? Что хорошего произойдет? Дети не получат стадион, моя мечта не реализуется, но зато решатся мои текущие локальные амбиции».

Собчак сравнивает эту ситуацию с митингом, на который хочется, но нельзя пойти из-за обстоятельств. Слуцкий согласен: «Здесь похожая ситуация. Я мог лишиться профессии в том числе. Тебе сказали, что команда прекратит существование и потеряет интерес для региона. Просто Самарская область в один момент решит, что больше любит баскетбол или волейбол».

«Мне и сегодня не хватает смелости все высказать, что уж говорить про те времена? – отвечает Слуцкий на вопрос о том, почему об этом не говорит. – Я молодой растущий тренер, есть определенные правила игры. И не ты их придумал, коль ты играешь в эту игру, ты или играешь по этим правилам, или говоришь: это не моя песочница, я пошел в другую».

Раньше Слуцкий не говорил так подробно об этом матче, и журналист Василий Конов связал это со сроками давности. Дело в том, что по статье 31 регламента РФС срок давности по применению санкций составляет 10 лет – со дня матча прошло уже больше 11. А РФС и РПЛ не планируют копаться в прошлом.

Судейство: Хачатурянц ломает систему и делает все объективнее

Слуцкий в этом сезоне очень часто критикует судей (и не только в этом). Как он считает, во всем виновата система, которая воспитывает судей, хвалит за ее разрушение Ашота Хачатурянца и вспоминает, как на детских соревнованиях в Ростовской области увидел финальную таблицу до начала соревнований – где команды были по уровню «взносов».

«Судья начинает судить региональные соревнования, чтобы его порекомендовали во вторую лигу, федерация должна дать рекомендацию, они осуществляют контроль, – смеется Слуцкий. – Даже если пошел во вторую лигу, он судит региональные соревнования. Если он как-то не так отсудил, на него могут написать жалобу. Если он идет выше, им продолжают руководить те же люди из федерации. Когда система много лет взращивает судей таким образом, когда на каком-то уровне точно ясны таблицы, это система. Их оценивают инспекторы – бывшие арбитры, которые тоже были из этой системы. Что называется, рука руку моет».

Еще одна болезненная часть для Слуцкого – ЭСК (экспертно-судейская комиссия), куда клубы жалуются на судейство. «Мы все время подаем [жалобы] на очевидные, на наш взгляд моменты. Нам отвечают: нет, арбитр прав, счет [по голосам в комиссии] – 4:3. Мы запросили протоколы голосующих. Было так, что три человека были иностранцы, четыре – наши бывшие арбитры. И всегда, когда счет был 4:3, три иностранца голосовали за разумное решение, наши – чуть по-другому».

Когда Хачатурянц добавил двух иностранцев вместо двух россиян, «ситуация поменялась в другую сторону» – в пользу «Рубина» даже голосовали 7:0. Даже инспекторы, по словам Слуцкого, теперь выносят оценки объективнее, ведь «если ЭСК признает ошибку [при хорошей оценке], инспектора дисквалифицируют». «Одним простым ходом меняется ситуация», – считает Слуцкий.

***

Другие истории одним абзацем:

Слуцкий пересадил волосы – ездил в Турцию, операцию делали под местной анестезией, три дня спал с подголовником (чтобы голова не касалась подушки – было сложно, даже пил снотворное), а потом еще 10 ходил с банданой. «Не скажу, что сильно комплексовал, но я вообще за все, чтобы пробовать, за любой кипеж, – признается тренер. – Была идея [побриться налысо]. Но учитывая сегодняшние компьютерные технологии, я видел, как мне лысому. Мне и с волосами не очень повезло с внешностью, а это была бы совсем катастрофа. Поэтому решил пойти другим путем».

Слуцкий считает, что невызов Дзюбы в сборную – правильное решение, если Артему не дают роль в основе. «Артем, если ему доверить поднять упавшее знамя, – я не видел бы человека, который это знамя бы лучше понес, – считает Слуцкий. – Но если ты на него не рассчитываешь, он всю свою огромную созидательную силу пустит на разрушение». При этом у Слуцкого хорошие отношения и с Дзюбой, и с Карпиным.

Кстати, сам Слуцкий бы не вернулся в сборную, потому что в России «имперские амбиции» в футболе, но они ничем не подкреплены – а каждый тренер сборной вообще очень плохо заканчивает.

И еще про Карпина: тренер «Рубина» согласен, что его коллегу из сборной на телевидении мочат не просто так. «Он же работал на «Матч ТВ». Того же Черданцева, который его критикует, прям жестко критиковал, ставил под сомнение его профессиональные качества. И тот воздает ему благо», – заулыбался Слуцкий.

Комментаторство, по его мнению, переоценено – стресс тренера намного выше стресса комментатора (у Слуцкого был опыт). Отдельно снова достается Черданцеву: «Как только Черчесов вылетел с Евро, первый вопрос в студии «Матч ТВ» был «Вы согласны, что тренер сборной обязан покинуть свой пост?». Три года говорил о топовых гостях, облизывал его, как только человек оступился – ннна еще пендель».

Леонид Викторович регулярно смотрит стендап, среди его любимых комиков: Иван Усович, Алексей Щербаков, Нурлан Сабуров, Сергей Орлов. Отдельная тема – «Что было дальше». «Поначалу очень нравилось, очень круто, – говорит Слуцкий. – Но приедается, как всегда». Прожарка ему тоже нравится – он и сам прожаривает игроков на тренировках.

Вообще главный спортивный телеканал (с) России не очень нравится Слуцкому – и он туда принципиально не приходит: бесит обилие старых фильмов, низкий уровень аналитики и экспертизы. Но главная причина – личная. Режиссер София Гевейлер сняла фильм «Мы будем первыми» про детский футбол – где одной из главных тем была школа Слуцкого в Волгограде. Она очень хотела попасть на «Матч ТВ», но ее долго «мурыжили». Однажды поставили условие: фильм выйдет, если Слуцкий придет на превью и будет час об этом рассказывать – он согласился, назначили дату. «Обговорили вылет, время, думаю: позвоню Софии и уточню, – говорит Слуцкий. – Звоню: поздравляю, завтра премьера выходит. Она говорит: «Какая премьера? Вы что? Нас зарубили, сказали убрать, фильм не берут».

После этого тренеру туда не хочется – фильм на «Матче» так и не показали.

«Рубин» очень плох. 3 поражения подряд, 8 очков в 11 матчах

Фото: youtube.com/Осторожно: Собчак; rfs.ru; РИА Новости/Алексей Филиппов