Блог F1 - королева автоспорта!

Долгожданная победа Лауды в Австрии. Ломались болиды, взрывались шины, но это его не остановило

В Австрии Ален Прост вылетел с трассы и выбыл из гонки, тем самым выведя в лидеры чемпионата своего партнера по команде, Ники Лауду. То, что он поскользнулся на масле Elf из мотора «Рено» было не более, чем горькой иронией.

Момент истины в Гран-при Австрии - и, может быть, во всем чемпионате'84 - наступил на 29-м круге скоростного Остеррайхринга. Со старта они шли вместе, Нельсон Пике с поула, а Ален Прост со второго места стартового поля. Ники Лауда вышел на третье место и держался в двух секундах за лидерами, а Элио де Анжелис, первый «гудьировец» в гонке «мишленов», шел четвертым. Вдалеке.

Настолько вдалеке, что в тот момент, когда Пике и Прост в 29-ый раз приблизились к виражу «Риндта», он уже привел свой «Лотус-Рено» в боксы и прекратил борьбу. После 28 кругов сломался поршень и весь вираж оказался залит маслом. Пике, на безупречно ведущем себя «Брэбем-БМВ», и Прост, чей «Макларен-TAG» кое-какие проблемы имел, как раз въехали на холм перед «замасленным» поворотом. Пике увидел как вдоль ограждения бежит маршал и притормозил чуть раньше. Шедший за ним вплотную Прост ничего не заметил. А потом он увидел, как повело «Брэбем». Слишком поздно Прост понял, что впереди разлито масло, но машина уже заскользила и он, задом наперед, въехал в отбойник. Меньше чем за секунду Ален Прост отдал победу - весьма легкую - своему партнеру, Ники Лауде.

А то, что она окажется легкой Прост знал. Он спокойно сидел в автобусе команды, ел бананы Вилли Дунгля и вновь и вновь прокручивал аварию, которая возможно станет самой важной аварией в сезоне, и которая была по иронии судьбы местью «Рено» за все прошлые победы «Макларена». Многие в мире гонок обрадовались ошибке Проста, подтвердившей, что тот все же живой человек. Слушая рев австрийских зрителей, возвещавший о том, что гонку возглавил Лауда, он натянуто улыбнулся своему инженеру, Алану Дженкинзу. Сам Прост ясно понимал причины своей неудачи.

«С самого начала у меня были проблемы с четвертой передачей. Мне приходилось держать рычаг руками. Затем появилась избыточная поворачиваемость. Была также вибрация хвостовой части, может быть из-за стершейся задней шины, а может быть из-за трансмиссии. Я точно не знаю. Затем, на входе в вираж Риндта, я увидел, что Пике чуть не вылетел. Не было ни флагов, ничего. На этом отрезке я все время шел быстрее Пике и неприятность была в том, что одной рукой я держал рычаг коробки передач. Меня начало разворачивать и я не успел достаточно быстро выровнять машину. Я вылетел с трассы и это был конец».

Сказав это, Прост быстро переоделся и уехал. Лауда шел первым и продолжал увеличивать отрыв. Ему оставалось еще 10 кругов.

Это была очень важная победа для Ники, на домашнем кольце, пришедшая к нему во многом благодаря мудрому выбору резины. Перед гонкой один из механиков команды сказал, что Лауда, очевидно, в автобусе рожает. На самом деле он мучительно размышлял о своих 010-х «мишленах». Они представлялись верным выбором - жесткие, способные выдержать и температуру, и скорость, но все же Прост, Пике и пилоты «Рено» собирались использовать комбинированные комплекты 010-х и более мягких 05-х. В теории получалось, что мягкие шины на правой стороне снимут часть нагрузки с жизненно важной задней левой шины. Однако существовал риск, что 05-е разрушатся. И если это произойдет, они будут медленнее, чем хорошо сбалансированный комплект 010-х.

Так что перед гонкой Лауда был в нехарактерном для себя состоянии смятения. На его комбинезоне сломалась молния и он был вынужден одолжить комбинезон у Проста. У него были слишком короткие штанины и логотипы некоторых спонсоров пришлось заклеить. Но свою задачу он выполнил. Кроме того, когда Лауда вроде как ехал установочный круг, туман бы в боксах не помешал. После того, как утром в воскресенье на машине Проста начал перегреваться мотор, его попросили проехать два установочных круга для проверки нового мотора TAG turbo. Правила разрешают только один, поэтому после него Прост заехал на пит-лейн и поменял шлем. Для суеверных это было слишком.

На старте Лауда потерял пару мест - первый круг он закончил 6-м. Пике шел первым, а за ним Прост, Тамбэ, Уорвик и де Анжелис. В тренировках Лауда так и не был полностью удовлетворен поведением своей машины. В пятницу он избежал чудовищного столкновения с Уорвиком. «Это был буквально вопрос жизни и смерти», - сказал Лауда австрийской прессе. «Это был быстрый круг, я шел на четвертой передаче, когда Уорвик дернулся в мою сторону. Если бы я не увернулся и не затормозил, я бы попал в серьезную аварию». А в субботу в попытках снизить крен автомобиля, он слишком ужесточил передний стабилизатор. «Избыточная поворачиваемость. Бывает».

С полным баком, однако, «Макларен» конструкции Барнарда был превосходен. Зная, что он может ехать на «мишленах» так жестко, как ему вздумается, Лауда вплотную занялся пилотами «Рено» и де Анжелисом. Используя преимущество в управляемости над французскими автомобилями и превосходство в шинах, очень много говорящее о положении дел в войне «мишлен-гудьир», Лауда вскоре вышел на третье место. Он сделал это установив лучшее время на круге к девятому кругу, а к 20-му он спокойно шел вплотную за лидирующим дуэтом.

Через два круга после аварии Проста, Лауда повис на хвосте у Пике. Со своей шестиступенчатой коробкой в Австрии «Брэбем-БМВ» казался ровней «Макларену», особенно в субботу, когда наконец-то найдя свободный круг, Пике увел у Проста поул. Но теперь, за 20 кругов до финиша, гонка складывалась в пользу «Макларена». Терять «Брэбему» особенно было нечего и поэтому на гонку для Пике они выбрали 010-е и 05-е. Либо они принесут победу, либо разрушатся. Они разрушились, также как и у Проста. Времена Пике возросли на целых семь секунд, а его «Брэбем» даже на этих низких скоростях страдал избыточной поворачиваемостью, так что Лауда с легкостью победил, или во всяком случае так казалось.

И последней из ироний этого Гран-при стало то, что у Лауды тоже начались проблемы с четвертой передачей. Правда выскакивать она не выскакивала. Зато на 42-м круге, два круга спустя после того, как он возглавил гонку, Лауда обнаружил, что четвертая передача не включается. «В этот момент я подумал о визите в боксы потому, что мне показалось, что вышла из строя вся коробка. Но я поискал и нашел вторую, третью и пятую передачи. Я использовал третью вместо четвертой и после нее переключался сразу на пятую. К счастью я добрался до финиша».

В отличие от 5 из 6 машин, оснащенных мотором «Рено». Идя на второе и третье или в худшем случае третье и четвертое места, де Анжелис и Найджел Мэнселл сошли со сгоревшими моторами. Оба пилота «Рено» заезжали на пит-стоп за резиной и приняли необъяснимое решение на заднее левое поставить "горячие" 010-е. Позже оба сошли из-за двигателей, причем Тамбэ уверенно шел третьим. Как и в Хоккенхайме, после гонки разговор крутился вокруг поршней. Айртон Сенна, подписавший контракт с «Лотусом» на 1985 год шел на своем Toleman-Hart третьим, когда мотор потерял давление масла, и оба «Уильямс-Хонда», на бумаге претендовавшие на очки тоже сошли. В моторе Лаффита сломался поршень, а Росберг, как всегда очень впечатляюще проведший первые круги гонки остановился когда в его «Уильямсе» уменьшился груз топлива. Стараясь держаться в рамках приличий, Кеке назвал причиной схода «плохую управляемость».

Гран-при Австрии подтвердил свою репутацию тяжелого испытания для техники, учитывая десять сгоревших моторов у «Альфа-Ромео» и отказ «TAG – Порше» Проста в конце круга, которым Ален мог выиграть поул. Тем значительней успех «БМВ», чьи четырехцилиндровые двигатели были установлены на пять из двенадцати финишировавших машин. Пике стал вторым, жалуясь только на избыточную поворачиваемость, а Тео Фаби, который в этом году постоянно страдал от ненадежности своего «Брэбема», стал четвертым. На последних кругах Фаби отстал от идущей на третьем месте «Феррари» Альборето, но не забудем, что Тео вошел в очковую зону с последнего места. Во время второго старта у него заглох мотор. Первый старт был отложен, когда Элио де Анжелис обнаружил, что не может включить первую передачу и в соответствии с правилами поднял руку.

Тьерри Бутсен и Марк Зурер были на финише 5-м и 6-м - хорошая награда за упорство и консервативные настройки турбо («Эрроуз» в квалификации использует меньший наддув, чем «Брэбем» в гонке!), а австрийский пилот Ф3 Герхард Бергер на втором шасси ATS-BMW превосходно дебютировал в Ф1. Он уверенно прошел квалификацию, несмотря на то, что пропустил вторую сессию из-за неисправной коробки передач, и в гонке шел вместе с Арну, Бутсеном и де Чезарисом пока не потерял вторую и четвертую передачи. Позже к этим неполадкам добавилось еще и низкое давление топлива, но все же Бергер финишировал 12-м.

И, словно в противовес этому, Манфред Винкельхок пережил катастрофический уикэнд. Впервые в этом году в гараже команды появился второй D7 и когда он понадобился Манфреду в нем, естественно, сидел Бергер. Винкельхок в пятницу пропустил почти весь заезд и после того, как перед гонкой из сцепления вытекла жидкость он не смог стартовать.

Наличествовали и прочие впечатляющие результаты. В пятницу в «Феррари» присутствовала растерянность. Они испытывали автомобили и с короткой, и с длинной базами. Некоторые из них были оснащены граунд-эффектом под задним крылом и выпускными системами 2 в 1 и 2 в 2, а некоторые нет. Альборето стартовал на «Феррари» с удлиненной базой. Арну, который в этом году ездит медленнее, чем в 1983-м, участвовал в гонке на привычной модели. Арну сделал ожидаемую остановку в боксах и поменял резину, а Альборето так на своих «гудьирах» и ехал до финиша, мимо машин со сгоревшими двигателями и поскользнувшегося на масле «Макларена». К концу гонки он почти на минуту отстал от победителя и с пустым баком шел как Сенна, скажем, круге на 6-м. Также стоит отметить восхождение Франсуа Эсно с последних мест на восьмое и прогресс команды Skoal Bandit RAM: обе машины легко квалифицировались на эту турбо-гонку, на первых кругах Палмер шел 17-м и обе машины финишировали. Явный шаг вперед.

Эти же самые слова повторял себе Ники Лауда, сидя в вертолете, увозящем его с Остеррайхринга. Впервые в этом году он возглавил личный зачет чемпионата. Незадолго до аварии, отрыв Проста от Лауды начал таять, так что возможно Ники выиграл бы в любом случае, было бы масло на дорожке или нет. У Проста начала разрушаться задняя левая шина, так же как чуть позже она разрушится у Пике. И Лауда объехал их обоих. Он выдержал давление под которым сломались другие. Так видели случившееся австрийцы и постоянно растущая армия болельщиков Лауды в паддоках Ф1. Прост? Он очень быстро уехал из Австрии. Зандвоорт всего через неделю, это поможет поскорей забыть об этом воскресенье.

Ники Лауда. 22.02.1949-20.05.2019.

Источник.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья