8 мин.

Олдскульно

После того как Дитрих Матешиц вернул Гран-при Австрии на трассу в Шпильберге, которая теперь носила имя Red Bull Ring в честь спонсора, победить "красным быкам" на фактически своей собственной трассе никак не удавалось. Напротив, все эти годы в Шпильберге по факту доминировал Mercedes. Времена были такие, в 2014 году началась эра господства "серебряных стрел", в то время как Red Bull, выигрывавший чемпионаты как раз перед этим, сделал шаг назад.

Тенденцию удалось переломить только сейчас, в 2018-м, когда Макс Ферстаппен, выиграв австрийский Гран-при, сделал великолепный подарок своим боссам, Матешицу и доктору Марко. Хотя, казалось, ничто особо к победе Red Bull не располагало. Mercedes выглядел также уверенно, как и ранее.

И вправду, поначалу все шло к тому, что Mercedes покорит австрийскую трассу в очередной раз. По крайней мере, так все выглядело по итогам квалификации. Льюису Хэмилтону, правда, на этот раз не удалось добавить еще один поул в свою коллекцию. Британец уступил своему напарнику. Валттери Боттас и в предыдущие годы смотрелся в Шпильберге очень уверенно, год назад финн и вовсе выиграл гонку, стартовав как раз с поул-позиции. Так что заключительная попытка в квалификации принесла Валттери уже второй поул подряд на австрийской трассе. Заодно этот поул стал первым для Боттаса в этом году. Наконец-то, ведь Валттери выступал очень уверенно, но до первых мест никак не дотягивался. Таким образом, Mercedes взял целиком первый ряд стартового поля, и особых претендентов помешать "серебряным стрелам" выиграть гонку не просматривалось.

Себастьян Феттель вроде показывал неплохой темп на тренировках, но когда дело дошло до решающих сражений в квалификации, безоговорочно уступил пилотам Mercedes. К тому же третьего места Феттеля лишили, оштрафовав его за блокировку Карлоса Сайнса. Стартовать Себу предстояло шестым, что еще уменьшило его шансы на успех в гонке. Немец пропустил вперед напарника, Кими Райкконена, Ферстаппена и Романа Грожана, с которым поделил третий ряд стартового поля. Француз, который из-за постоянного невезения еще не набрал ни единого очка в этом сезоне, квалификацию в Австрии проехал великолепно. Да и вообще Haas в Шпильберге смотрелся очень сильно, став быстрейшей из команд второго эшелона, сильнее даже чем Renault.

Веселенький характер этой гонке был задан сразу, на старте, когда Кими Райкконен, отлично среагировавший на стартовые светофоры, к торможению перед первым поворотом втиснулся между двумя Mercedes. Это был весьма рискованный маневр, чреватый столкновением, три болида располагались очень близко друг к другу. Разумеется, войти также в первый поворот, втроем бок о бок, они не могли, кому-то пришлось посторониться. И этим "кем-то" стал Боттас, утративший преимущество поула сразу же, на старте. А в лидеры вышел Хэмилтон, чья траектория в первом повороте в борьбе с Райкконеном и напарником оказалась наиболее удачной.

Кими же и вовсе был вынужден расширить свою траекторию, выехав немного за пределы трассы. Но он тут же вернулся в борьбу - чтобы в конце длинного подъема, на торможении вновь попробовать атаковать по внешнему радиусу Хэмилтона. Позади тем временем очень удачно складывались дела у Ферстаппена, который позади тройки лидеров очень грамотно прошел первый поворот, что позволило ему опередить Боттаса.

Райкконен поражал своей боевитостью на старте этой гонки, нечасто увидишь такой напор у ветерана. Атака на Хэмилтона во втором повороте также не принесла ему успеха, и он вновь был вынужден пройти шире. А это уже позволило атаковать Кими Ферстаппену. Однако финн действовал в весьма жесткой манере, оттесняя Макса. В результате, в ходе этой борьбы два гонщика немного потеряли в скорости, чем не преминул воспользоваться Боттас, - и разом прошел двоих, поднявшись на второе место. Чуть дальше, в среднескоростных поворотах середины круга Ферстаппен все-таки нашел возможность атаковать Райкконена, - и сумел выйти вперед.

Поразительно насыщенный борьбой и обгонами первый круг гонки. Но по его итогам ситуация была целиком и полностью в пользу Mercedes, которые заняли два первых места, как и было на стартовой решетке, поменявшись разве что в пользу Хэмилтона. Ферстаппен вышел на третье место, в то время как Райкконен оказался четвертым. Феттель после первого круга вообще откатился назад, проигрывая Грожану, Риккьярдо и Магнуссену. Несмотря на весь боевой напор Кими, шансы Ferrari на успех в Австрии выглядели после этого не слишком радужными.

События на трассе подуспокоились, но вскоре задымил мотор на Renault Нико Хюлкенберга, занимавшего девятую позицию. Сочувствую Нико, но по правде сказать, такие моменты украшают гонки. Во-первых, взрыв мотора сам по себе выглядит зрелищно. Во-вторых, это один из факторов непредсказуемости гонки. Когда даже доминирующему гонщику не гарантирована победа, так как неизвестно, выдержит ли машина до финиша. Так было раньше, но в последние лет 15 этот фактор понемногу ушел из Ф1 из-за небывалой надежности. И вроде, высокая надежность - это хорошо. Но одного из элементов непредсказуемости мы лишились. Но ФИА, снижая количество двигателей и коробок передач на сезон, думается, все-таки в какой-то момент перейдет грань, за которой проблемы с надежностью станут необратимыми.

Хюлкенберг, понятное дело, к лидерам не относился, но эпизод с ним словно запустил цепочку похожих моментов. И следующий гонщик, машина которого внезапно потеряла скорость, заставив его припарковаться на обочине, был уже из числа лидеров - Валттери Боттас. На этот раз ему не суждено было успехом закончить Гран-при Австрии. Отказ коробки передач.

И началось. Сюжет австрийской гонки резко стал опять веселым.

Из-за схода Боттаса на трассе был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности. Это очень удобный момент для совершения пит-стопов - и большинство гонщиков свернуло на пит-лейн, в том числе в лидирующей группе. Однако лидер гонки - Хэмилтон, остался на трассе. Mercedes выжидал, наблюдал за соперниками.

Это оказалось ошибочным решением. Подобным образом, из-за пит-стопов в режиме виртуального сейфти-кара Льюис Хэмилтон уже потерял победу в одной из гонок в этом году - в Австралии. Теперь случился второй эпизод, словно под копирку.

Когда Хэмилтону настала пора провести свой плановый пит-стоп, он лишился лидерства. На трассу Льюис вернулся на четвертом месте, уступив Ферстаппену, Риккьярдо и Кими Райкконену. Такова цена тактической ошибки. В режиме виртуального сейфти-кара гонщик, проводящий пит-стоп, теряет меньше времени относительно пилота, остающегося на трассе, по сравнению с обычным режимом гонки.

В Mercedes Хэмилтона не было какого-то значительного превосходства в темпе над ближайшими соперниками из числа топ-команд, чтобы он, проиграв позиции на пит-стопе, резко бросился догонять более удачливых конкурентов. Более того, через несколько кругов самого Хэмилтона атаковал Себастьян Феттель - и красиво прошел, буквально вырвал позицию. Этот момент вполне достоин попасть впоследствии и в нарезки по итогам Гран-при Австрии, и вообще по итогам сезона. И если до этого момента Хэмилтон виртуально отыгрывал еще очки у Феттеля, к чему все шло еще с квалификации, то теперь Себ совсем немножко - но отыгрывал обратно у Льюиса.

Следом в гонку вмешался еще один фактор. Хотя перед стартом все собирались ограничиться одним пит-стопом по ходу гонки, к середине дистанции выяснилось, что расход резины оказался выше. Первым звоночком стал Даниэль Риккьярдо, отправившийся на свой второй пит-стоп на 38 круге. Износ резины был заметен и у лидера гонки, Макса Ферстаппена, но тот сказал, что пока готов продолжать, и шин должно хватить до финиша.

Повышенный расход шин наблюдался и на Mercedes Хэмилтона. И лишь у Ferrari не было проблем, болид SF71H работал с шинами гораздо бережнее. К этому моменту оба гонщика "Скудерии" шли на подиум, Райкконен второй, Феттель третий.

В конечном итоге Хэмилтон, все больше отставая от Феттеля, решился на второй пит-стоп. В данной ситуации он уже особо ничего не терял. К тому же практически сразу потерял скорость Red Bull Риккьярдо, и Дэн был вынужден остановиться на обочине. К сходу привел перегрев выхлопной системы. А ведь был момент, когда казалось, что Red Bull может привезти даже дубль на домашней трассе.

Но сходом Риккьярдо "падеж" лидеров из-за надежности в Шпильберге не закончился. До финиша гонки оставалось уже менее 10 кругов, когда темп потерял Льюис Хэмилтон. Отказ двигателя. Так закончился этот Гран-при для Mercedes.

Макс Ферстаппен довел гонку до победы, хотя к финишу его задние шины были порядком изношены. Так состоялся этот, в какой-то степени неожиданный триумф, но такой долгожданный для Red Bull. Да и для самого Макса тоже, учитывая как тяжело начинался для него этот сезон. Все было почти как в старые добрые времена - быстрейшие не всегда побеждают, для этого надо по крайней мере добраться до финиша. А также делать правильные тактические решения.

Компанию Ферстаппену на подиуме составили два пилота "Скудерии", причем Кими Райкконен к тому же умудрился поставить лучший круг гонки на самом последнем круге! Благодаря третьему месту и сходу Хэмилтона, Феттель вернул себе лидерство в чемпионате, с преимуществом всего в одно очко. Как и после Монреаля. Более того, после двойного схода Mercedes двойной подиум Ferrari позволил "Скудерии" возглавить зачет Кубка конструкторов. Команда в игре в обоих зачетах чемпионата мира. И это прекрасно. А еще понравилось, что не стали в "Скудерии" делать никаких перестановок между пилотами, хотя и понятно, что на личный титул претендует только Феттель.

Позади лидеров гонка также была интересной. Интересен и итоговый результат. Haas в Австрии был очень силен. Хотя за лидирующую группу по-настоящему зацепиться ни Грожану, ни Магнуссену не удалось - все-таки разница между тремя топ-командами и средней группой заметна. Но второй эшелон Haas безоговорочно выиграл. А учитывая количество сходов лидеров... В общем, то, чего ждали еще в Австралии, случилось в итоге в Австрии. Роман Грожан наконец набрал первые в сезоне очки - и как! Сразу же финишировав на четвертом месте. Кевин Магнуссен поддержал своего напарника, финишировав следом за ним. Уверенно выступили гонщики Force India, вдвоем финишировавшие в десятке лучших после не слишком удачной квалификации. Эстебан Окон был шестым, Серхио Перес седьмым. Напротив, быстрые в квалификации Renault в гонке набрать очки не смогли. Хюлкенберг сошел в начале гонки, но и Карлос Сайнс вылетел из десятки лучших.

Очень успешно гонка завершилась для Sauber. Для Шарля Леклера финиши в очках становятся привычны, но в Шпильберге его усилия поддержал и напарник, Маркус Эриксон, замкнувший десятку лучших сразу позади партнера. Это первый двойной финиш в очках для Sauber в этом сезоне, и по последним годам от таких результатов швейцарской команды мы стали отвыкать. Наконец, еще одним героем гонки можно считать Фернандо Алонсо, который стартовал с пит-лейн, но к финишу прорвался на восьмое место.

Франция, Австрия и Великобритания. Три традиционных европейских Гран-при. Три совершенно разных трассы. Плоский, техничный "Поль-Рикар", рельефный Шпильберг и сверхскоростной Сильверстоун. Беспрецедентная серия из трех Гран-при подряд, катализатором которой выступил чемпионат мира по футболу, продолжается.