12 мин.

Совершенный хаос

Для того, чтобы охарактеризовать что это была за гонка, достаточно привести два факта. Ее победитель Даниэль Риккьярдо стартовал с десятой позиции, а вскоре после старта был вынужден заехать на пит-стоп, после чего откатился на 17 место. Финишировавший вторым Валттери Боттас после столкновения на первом круге долго добирался до боксов своей команды, после чего проигрывал пелотону целый круг. В общем, это была сумасшедшая гонка, которые порой случаются и в Ф1.

Но конечно главным символом всего этого хаоса стал эпизод, когда Себастьян Феттель перед рестартом в порыве возмущения "атаковал" лидировавшего Хэмилтона и специально ударил его машину, как возмездие за то, что по его мнению Льюис устроил ему брейк-тест. Честно говоря, не знаю, что на самом деле происходит на улицах Баку в обычные дни, но стереотипы о горячих южных водителях известны, и поступок Феттеля укладывается разве что в такие стереотипы. Вдвойне удивительно, что совершил данный фортель педантичный и дисциплинированный немец. Ну что произошло в мозгу Себастьяна в этот момент?! Видно, это магия Баку... Этот эпизод затем обсуждали вплоть до начала следующего гоночного уик-энда.

В общем, гонка в Баку оправдала самые смелые ожидания. Первый в истории Гран-при Азербайджана запомнится надолго. Почему первый? Ведь в прошлом году Баку впервые принимал Формулу-1 на своих улицах. Да, но тогда официально гонка носила титул Гран-при Европы по хитрой прихоти организаторов.

Вообще-то уже в прошлом году здесь ждали искрометной гонки, благо конфигурация таила в себе немалый вызов и интригу. В гонках GP2 здесь регулярно происходят те еще замесы, что год назад, что ныне. Но в прошлом году гонщики Ф1 аккуратно провели Гран-при, так что даже машине безопасности не понадобилось выезжать на трассу. Многие посчитали прошлогодний бакинский Гран-при крайне скучной гонкой.

Что ж, такие гонки бывают в Ф1, и это даже не совсем зависит от трассы. Тут накладывается целый ряд факторов, которые в сумме и приводят к скучной гонке. А если факторы складываются в другое сочетание - повышенный износ резины, столкновение, лидер, откатившийся назад, - тогда гонка получает совсем другой сценарий. К примеру, многие считают, что в Сочи в этом году прошла скучная гонка. Не разделяю это мнение, так как, на мой взгляд, борьба Mercedes и Ferrari на сочинском этапе складывалась интересно и зачастую неожиданно. Погоня Феттеля за Валттери Боттасом также держала в напряжении вплоть до финиша. Но правда в том, что обгонов на трассе в Сочи не происходило, и это не могло понравиться зрителям. В прошлом году в Баку были проблемы с обгонами. Такова Ф1, здесь гонка на гонку не приходится, а разрывы в пелотоне зачастую довольно приличные. Это не Индикар, и не V8 Supercars, где каждый раз можно рассчитывать на крайне плотную и захватывающую борьбу со множеством неожиданных поворотов сюжета. Но иногда в Ф1 происходят и такие гонки, как в Баку на этот раз, когда уже просто не понимаешь, что же происходит на трассе, а события складываются в какой-то невероятный калейдоскоп. Пожалуй, Баку'2017 вполне встанет в ряд с тем же Гран-при Канады 2011 года, в котором невероятную победу одержал Дженсон Баттон.

Что касается самой трассы в Баку, не сомневаюсь, она имеет потенциал стать классической для чемпионата. Говоря прямо, те, кто делали эту трассу, создали на улицах Баку настоящий шедевр, без преувеличения. Совершенно не понимаю тех людей, которые критикуют эту трассу. Мне кажется, в них говорит снобизм.

Из уст гонщиков и инженеров можно услышать описание Баку как сочетание Монако и Монцы. Подобной характеристики удостаивается и Монреаль, который принимал предыдущий Гран-при. Конечно, в Баку действительно есть копия казино Монте-Карло, в котором располагается бакинская филармония. Море, узкие улочки, отбойники, - все это вызывает устойчивые ассоциации. Но больше всего Баку напоминает мне Макао, адаптированное для Ф1. То же самое сочетание, тот же самый пьянящий коктейль. Длинные широкие прямые в одной части круга (и тоже на набережной), 90-градусные повороты, дающие возможности для обгона, - и узкие, рельефные улочки в другой части круга, вьющиеся серпантином то вверх, то вниз. Причем, - и это важное отличие от Монако, даже в той части трассы, что проходит в Старом городе, где повороты очень узкие и слепые, многие из них все равно проходятся газ в пол. Несмотря на то, что это слепые повороты. Просто фантастика! Ну а широкая, практически двухкилометровая прямая на набережной, на Проспекте нефтяников, где в прошлом году ставились рекорды скорости для Ф1, это просто царство слипстрима. И когда здесь на длинном фокусе, на невероятной скорости несутся широкие, практически распластанные по асфальту болиды, когда они порой рубятся по три, по четыре в ряд, - это невероятно зрелищно! И кстати, длинная прямая заставляет снижать прижимную силу в Баку, также как и в Монреале, и в отличие от Монако. И это также очень круто, и это тоже делает трассу в Баку уникальной.

Хотя события гонки полностью захватили публику, квалификация накануне также прошла интересно, хотя ее результаты и выглядят несколько академично. Льюис Хэмилтон, как и двумя неделями ранее, в решающей попытке проехал невероятный круг, который принес ему поул. Льюис опередил напарника по команде, Валттери Боттаса, и это был лишь второй раз в сезоне, когда Mercedes полностью занял первый ряд стартового поля. После Бахрейна, причем тогда на поуле был Боттас. Mercedes не имеет в этом году такого преимущества, как в трех предыдущих сезонах, и это, собственно, и подтверждается.

Кроме того, что Льюис проехал по-настоящему выдающийся круг, этот поул важен еще по одной причине. Поул-позиция в Баку стала 66 в карьере Льюиса, и он превзошел показатель Айртона Сенны, своего кумира. Уже только поэтому это достижение Хэмилтона выдающееся, а квалификация в Баку историческая. "Вечный рекорд" Айртона Сенны, как бы это не казалось невероятным в 90-е, когда-то все же пал. Михаэль Шумахер под занавес первой части своей карьеры все-таки сумел превзойти Айртона, и на Гран-при Сан-Марино 2006 года, в Имоле (насколько символично!) завоевал 66 поул в карьере, установив новый абсолютный рекорд Ф1. Михаэль окончательно остановился на цифре 68, и это нынешний рекорд Ф1. Теперь, 11 лет спустя превзойти невероятное достижение Сенны удалось Льюису Хэмилтону. И ему совсем немного осталось до абсолютного рекорда Шумахера.

Однако этот поул не принес Хэмилтону победу в бакинском Гран-при, хотя Льюис долго выглядел явным претендентом на победу, и в общем-то диктовал ход гонки. Но ему не удалось избежать одного из множества происшествий, которых так много случилось в этот воскресный день. И не эпизод с Феттелем остановил набравшего победный ход Льюиса.

Льюис на старте возглавил гонку, но уже с самого начала эта гонка стала задавать свой характер. Кими Райкконен, накануне опередивший Феттеля в сражении за третью строчку в квалификации, принял старт очень здорово, и ко второму повороту оставил позади Боттаса, но Валттери, подскочив на внутреннем поребрике второго поворота, на выходе ударил Ferrari в борт. Кими снесло на стену... Вновь эти двое, два финна "выяснили отношения". На самом деле, ничего личного, просто они часто борются за одни и те же позиции. Как описывал эпизод сам Валттери, он подскочил на бордюре и далее уже не мог избежать контакта. Позади, в первом повороте в это же самое время развернуло Карлоса Сайнса, который, избегая контакта с Даниилом Квятом, слишком широко выехавшим из первого поворота и возвращавшимся на трассу, резко дернул руль. И понеслась...

Итак, Кими сразу получил повреждения своей Ferrari и потерял позиции; Валттери с проколом шины и поврежденной аэродинамикой долго-долго будет тащиться шестикилометровый круг в боксы... Он проиграет круг лидеру, и казалось бы, потеряет все шансы на сколь-нибудь приличный результат, но сколько раз эта гонка посмеется над подобными соображениями... Вскоре появившийся на трассе пейс-кар подарил Боттасу шанс, позволив ему вернуться в один круг с лидером.

Сколько их было еще, столкновений, контактов! Обломков городская трасса собрала столько, что после 20 с небольшим кругов гонки дирекция будет вынуждена показать красный флаг, чтобы маршалы привели трассу в порядок.

Один из обломков от Райкконена с Боттасом попал в воздухозаборники тормозов Red Bull Дэна Риккьярдо. Незапланированный пит-стоп в начале гонки, и Даниэль лишь 17-й. Он был одним из тех, кто не избежал происшествий и накануне гонки, как Серхио Перес или Макс Ферстаппен. Но Дэн задел стену в решающей, третьей сессии квалификации, - и поэтому стартовал в гонке лишь десятым. Кстати, Эстебан Окон, накануне показавший лучший квалификационный результат в карьере, седьмое время, похвалился, что по ходу квалификационной попытки трижды касался стен. Monaco style!

Феттель, чуть не въехавший в Боттаса на торможении перед первым поворотом, из-за столкновения двух финнов выбрался на второе место, а позади него блестяще прорвались Серхио Перес - на третье, и Макс Ферстаппен - на четвертое места. Для Макса гонка в итоге сложилась обидно - после десяти кругов он был вынужден сойти из-за отказа машины, уже в который раз по ходу сезона. Сложный сезон для голландца.

Но не менее обидная гонка и не менее сложный сезон для еще одного из славной когорты Red Bull. Даниил Квят накануне в отличном стиле опередил Карлоса Сайнса в квалификации, в гонке шел на хорошие очки, но электроника на его Toro Rosso просто выключилась... Учитывая, как эта гонка складывалась, можно представить каких позиций могли достичь Квят и Ферстаппен.

Но это можно много про кого сказать. Вот, Серхио Перес. В прошлом году, между прочим, приехал в Баку на подиум. Явно хотел повторить, а то и превзойти этот результат. И вправду, третий после старта, шел на этой позиции половину гонки. Но когда началась вся эта жара с пейс-карами, не избежал контакта с напарником, Эстебаном Оконом. Напарники по Force India уже имели спорный момент в Канаде, здесь Окон тоже показывал отличный темп, и в итоге они нашли друг друга. Просто поразительно! Попал в замес, уже который раз, и Райкконен.

Фелипе Масса. Уверенная гонка, к моменту остановки гонки бразилец поднялся на третье место. Но сломанная подвеска после рестарта лишила его всех шансов на успех.

Нико Хюлкенберг шел в отличном темпе, боролся в одной группе с пилотами Williams и Риккьярдо. Но небольшая ошибка, - и удар о стену. Сломанная передняя подвеска. Это коварство городских трасс, не прощающих ошибки.

Столько гонщиков, - и столько разных эпизодов, историй. А ведь в гонке с таким сюжетом каждый из вышеперечисленных мог претендовать на подиум и даже на победу.

Так или иначе, сюжет подводит нас к ключевому эпизоду гонки. Льюис Хэмилтон сетовал, что за пейс-каром шины слишком остывают. И это, кстати, весомая причина, почему одно появление автомобиля безопасности привело к целой цепочке последовавших происшествий. Кроме того, лидер на рестарте должен не обогнать уходящую с трассы машину безопасности, а учитывая протяженность прямой на набережной и расстояние от последнего поворота до въезда на пит-лейн сделать это без потери темпа было проблематично. Поэтому Хэмилтон рано отпускал пейс-кар и аритмией, то разгоняясь, то резко тормозя, готовился принять рестарт, сбросив с хвоста преследователей. Действия Льюиса в общем-то понятны, но для преследующих его гонщиков достаточно неприятны. Причем Карлос Сайнс впоследствии рассказал, что в хвосте пелотона такие действия лидера приводили вообще к неразберихе, как эффект домино.

В какой-то момент Себастьян Феттель не ожидал замедления Хэмилтона и слегка въехал в зад Mercedes. Это вывело Себа из себя, и он решил тут же проучить Льюиса. Но мало того, что поравнялся с болидом лидера и экспрессивно взмахивал рукой, - это ладно. Но он еще и ударил болид соперника, ударил целенаправленно.

Вообще, что Феттель за рулем может быть весьма экспрессивен, известно давно. Да и столкновения лидеров за пейс-каром тоже случаются. Вспомним незабвенный Гран-при Монако 2004 года. Тогда два харизматичных гонщика, непримиримые соперники Михаэль Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя своими маневрами довели дело до столкновения в тоннеле, открыв дорогу Ярно Трулли.

Так что ничего необычного в целом не было, кроме завершающего эпизод маневра, когда Феттель ударил Mercedes. 10-секундный Stop&Go был поделом, и это было пожалуй необходимым минимумом, который судьи могли отвесить Себастьяну. Но Хэмилтона ждало другое препятствие.

На его Mercedes после периода красных флагов открепилась защита шеи, и Льюису пришлось заехать на внеплановый пит-стоп, чтобы этот элемент был закреплен. Он вынужден был это сделать. И как бы это ни было смешно, Хэмилтон вернулся на трассу сразу позади Феттеля.

Так была открыта дорога к победе для Дэна Риккьярдо. Австралиец планомерно поднимался через пелотон, и на одном из рестартов совершил блестящий маневр, сначала слипстримом, а затем на позднем торможении перед первым поворотом разом пройдя два Williams.

В конце гонки картина была прелюбопытнейшая. Лидировал Риккьярдо, но ему не впервой хватать шанс в необычных, быстро меняющихся условиях. Но на второй позиции шел дебютант Williams Лэнс Стролл! Который только двумя неделями ранее, на домашнем Гран-при в Монреале впервые приехал в очки. Третьим претендентом на подиум был Эстебан Окон в розовой Force India, и надо ли говорить, что ранее он тоже не приезжал в первой тройке. Однако по трассе буквально летел Валттери Боттас, столь здорово отыгравшийся после неудачи на старте гонки, а позади него пара Феттель - Хэмилтон, в которой изрядно разозленный Льюис прессинговал Себа.

В итоге Окон не удержал позади ни Боттаса, ни его преследователей. Валттери кинулся в погоню за Строллом, а Хэмилтон по радио призывал команду дать распоряжение Валттери сбросить темп и попридержать Феттеля. Нехорошо.

На финишной линии, когда Риккьярдо уже ликовал от победы, Боттас стремительно слипстримом опередил Лэнса Стролла, в буквальном смысле вырвав второе место из рук соперника. Но это не сильно огорчило Лэнса, который в невероятной гонке поднялся на подиум.

Дэн Риккьярдо. Пятая победа в карьере. Все одержаны на разных трассах, стартуя за пределами первой тройки. Какова статистика, а? Зато стартуя с поул-позиции в Монако год назад Даниэль обиднейшим образом упустил победу из-за ошибки команды на пит-стопе, пропустив Льюиса Хэмилтона. Теперь Mercedes вернул должок?

Валттери Боттас. Просто безумная гонка.

Лэнс Стролл. Первый канадец, не обладающий фамилией Вильнев в очках и на подиуме в Ф1. Успех в Канаде явно дал юноше уверенности, и в этом безумном Гран-при Лэнс действовал спокойно и уверенно, избежав неприятностей. В этой гонке, учитывая скорость Williams-Mercedes на этой трассе такой ход борьбы гарантировал высокий результат. А ведь накануне Лэнс впервые опередил в квалификации Фелипе Массу. В общем, супер уик-энд канадского юноши. Просто поразительно, насколько зрелыми и подготовленными спортсменами могут быть юноши в 18 лет. И Стролл, и Ферстаппен тому пример.

Нельзя не отметить уверенные выступления Эстебана Окона, Кевина Магнуссена, на одном из рестартов совершившего суперманевр, опередив Хюлкенберга, и Карлоса Сайнса. Все они в этой гонке набрали хорошие очки. Паскаль Верляйн второй раз в году приехал в десятку лучших. Сумасшедшая гонка подарила шанс и Sauber, причем на очки претендовал и Маркус Эриксон, но по скорости швед уступил напарнику.

Наконец, Фернандо Алонсо, который как и в Канаде порой поднимался и в пятерку лучших, довел до финиша свой многострадальный McLaren-Honda, и это в Баку означало очки. За девятое место. Таким образом, теперь в 2017 году все команды набрали очки в зачет Кубка конструкторов, McLaren стал последним, открывшим счет. Такая вот замечательная гонка.