13 мин.

Использовать шанс

Гран-при России преподнес неожиданные результаты. И в квалификации, и в гонке все складывалось не совсем так, как ожидалось накануне, что весьма интриговало.

На протяжении трех предыдущих лет на "Сочи Автодроме" безоговорочно доминировал Mercedes, взявший на черноморском побережье все поулы и все победы. Но уже в пятницу стало очевидно, что в 2017-м все будет далеко не так. Форма Ferrari на тренировках мягко говоря впечатлила. Хотя, казалось бы, Сочи - "мерседесовская" трасса. Несмотря на то, что она в свое время анонсировалась как городская, протяженные прямики сделали трассу в Олимпийском парке одной из самых требовательных к мощности двигателя. К тому же, если по меркам жителей России, в последний апрельский уик-энд в Сочи сильно растеплело, стояла, можно сказать, настоящая жара; по меркам Ф1 этап в Сочи был не слишком жарким. И это тоже, казалось бы, могло сыграть в пользу Mercedes, так как Ferrari в последнее время показывала себя теплолюбивой машиной. Но в пятницу было определенно ясно, что темп на дистанции у "Скудерии" превосходен, что делало ее автоматически фавориткой воскресной гонки. Здесь, собственно, не было ничего нового, так как и на трех прошедших в 2017 году этапах темп Ferrari на гоночной дистанции был очень хорош.

Но квалификация? Mercedes настолько уже приучил к своим триумфам по субботам, плюс уже ставший почти легендарным квалификационный режим двигателей Mercedes, позволяющий пилотам "серебряных стрел" прибавить именно в решающей сессии, когда решается судьба поула... Все равно, казалось, что поул-позицию скорее возьмет представитель трехлучевой звезды. Не тут-то было! Ferrari предстала в Сочи просто какой-то дико доминирующей машиной! Причем до последнего момента крайне высокий шанс взять поул сохранял Кими Райкконен. Это было бы вообще легендарным событием! Но все-таки в последний момент поул-позицию вырвал Себастьян Феттель, что было, в общем-то, логично. Как ни крути, но именно Себ в настоящий момент явный лидер "гарцующих жеребцов", именно у Феттеля сейчас самый расцвет карьеры, в то время как Кими вполне органично смотрится в роли заслуженного ветерана.

Последний до этого поул "Скудерии", - и последний для Феттеля тоже, приходился на Сингапур 2015 года, когда Mercedes неожиданно не совладал с трассой. Но последний первый ряд Ferrari... Потрясающе, как давно это было... Гран-при Франции 2008 года, когда Кими Райкконен взял поул, а Фелипе Масса стал вторым. Последний, между прочим, на настоящий момент поул Кими... Представляете, если бы именно он взял в итоге поул Сочи?! Почти десять лет назад, за это время в Ф1 практически сменилось поколение, прошло три кардинальных смены технического регламента. И, между прочим, то был последний Гран-при Франции. Следующий должен быть на следующий год, в 2018-м...

Понятно, особенно учитывая вышесказанное, квалификация стала эмоциональным моментом уик-энда в Сочи. И Феттеля с Райкконеном разделило немного - менее десятой доли секунды. Но и Mercedes не сказать что совсем уж отбывал номер. Показавший третье время Валттери Боттас в итоге проиграл Кими еще меньше. По большему счету, Валттери вполне претендовал на поул, и вполне мог его взять, проиграв Себастьяну менее одной десятой. В Сочи Боттас оказался близок к тому, чтобы взять второй поул подряд...

Что касается лидера Mercedes, Льюиса Хэмилтона, - он начиная с пятницы был не в восторге от поведения машины. Как итог - четвертый в квалификации, с приличным отставанием, напарнику он уступил почти полсекунды. Это было совсем непривычно для Льюиса в Сочи, ведь ранее он здесь каждый раз выглядел очень уверенно.

А теперь вспомним, - в Сочи Mercedes каждый раз выглядел очень сильно, но и Боттас тоже здесь выглядел сильно, выступая за рулем Williams-Mercedes.

Когда Ferrari столь уверенно выиграла квалификацию, да еще и впервые за долгое время, стало в общем-то ясно, что в воскресенье надо ждать доминирования "Скудерии" в гонке. Обладатель поул-позиции Себастьян Феттель при этом выглядел явным фаворитом, готовым выиграть уже третью гонку в этом году. Учитывая высокую скорость Кими, от Ferrari ждалось дубля в гонке.

Но снова все пошло не так!

Старт! В Сочи он все время преподносит какие-то неожиданности, сюрпризы.

Здесь очень длинный отрезок со стартовой решетки до первого торможения, в официальном втором повороте Т2. Непрерывный разгон происходит через скоростной излом официального первого поворота трассы Т1. Здесь недостаточно просто быстро сорваться с места и лучше оттормозиться перед первым поворотом. На таком протяженном участке происходит много борьбы. И на этот раз ее было действительно очень много!

Все решилось именно в тот момент. Феттель неплохо сорвался с места, но и Боттас позади него стартовал отлично. При этом Кими тронулся с места менее уверенно, так что с ним сразу же поравнялся Хэмилтон. Но практически сразу Льюис оказался зажат между Ferrari финна и удачно стартовавшим с седьмой позиции Максом Ферстаппеном. Тем временем впереди позиция лидера не принесла удачи Феттелю. Он пытался выбрать наилучшую траекторию, но Боттас позади оказался слишком уж стремительным, выйдя из "воздушного мешка" позади Ferrari. К торможению перед вторым поворотом Валттери подошел явным лидером, возглавив гонку. Как после гонки рассказал Феттель, ему на прямой мешал сильный встречный ветер.

Позади же Льюис, на первом импульсе казалось прошедший Кими, в итоге уступил Райкконену, раньше начав торможение перед вторым поворотом. Кими оказался на более выгодной траектории, а перед Льюисом внезапно перестроилась Ferrari Феттеля. Ферстаппен было ринулся внутрь второго поворота, что вызвало ассоциации с прошлогодним стартовым спуртом Квята, но Макс благоразумно рано затормозил, не вызвав опасной ситуации.

Тем не менее, без инцидентов Т2 обойтись не может (за что его во многом любят зрители, с большой охотой выбирающие эту трибуну, в этом году ставшую носить имя первого российского пилота Ф1 Виталия Петрова). В хвосте пелотона Грожан сунулся глубоко внутрь, атакуя Палмера, Джолион, который в свою очередь боролся с машиной на внешней траектории, места внутри не оставил, и Роман задел Renault соперника. В результате болид Палмера стало разворачивать, и Грожан во второй раз налетел на желтый Renault, после чего Haas Романа зрелищно подпрыгнул. Похоже закономерно, что если на торможении в Т2 Сочи сталкиваются двое, одним ударом дело не ограничивается. В итоге второй поворот собрал свою жатву в виде двух сошедших соперников.

Завал во втором повороте вызвал появление на трассе автомобиля безопасности, в это время маршалы оперативно и, я бы сказал, красиво, очистили трассу, убрав два поврежденных болида. Маршалы, которые ранее еще по ходу гонок поддержки "миджетов" удостоились от англоязычных дикторов превосходных характеристик ("great russian marshals, brave, hard-working russian marshals", - цитата). С рестартом поэтому не затягивали, и рестарт уверенно выиграл Валттери Боттас.

Далее возможны были два варианта развития событий. В первом случае благодаря отличному гоночному темпу Феттель стал бы оказывать прессинг на Боттаса. Но на деле вышел другой вариант, когда Валттери в превосходном темпе отрывался сам. Себ в свою очередь понемногу отъезжал от Кими, за которым пытался держаться Льюис, но тоже не особо мог прессинговать соперника. При этом четверка весьма резво уезжала от остальных, так что зацепиться за лидеров у Ферстаппена, Массы и других гонщиков шансов то как таковых не было. К тому же практически всех ждал всего один пит-стоп, так как на гладком неабразивном асфальте "Сочи Автодрома" даже самые мягкие составы шин Pirelli, - UltraSoft и SuperSoft (а самым жестким в Сочи из представленных составов был Soft, - кошмар английского языка), - практически не изнашивались. Пелотон постепенно растягивался и гонка начинала казаться скучной.

Но именно тактика внесла разнообразие и интригу в ход Гран-при России. Хотя, особого разнообразия тактики тут быть не могло. Тем не менее, более поздний пит-стоп Феттеля сыграл свою роль. Его шины SuperSoft, оставленные на финальный отрезок гонки, оказались свежее аналогичного комплекта у Боттаса. И именно на финальном отрезке Себастьян взвинтил темп. Ferrari превосходно шла по трассе, и отрыв таял на глазах. В конце концов от восьми секунд осталось меньше 1,5 за десять кругов до финиша. Казалось, вся борьба только начинается. И тут лидеры уперлись в трафик круговых. Это внесло значительное влияние на ход борьбы Боттаса и Феттеля. Из-за этого в какой-то момент отрыв Валттери вновь возрос почти до двух секунд, но на паре последних кругов Себ вновь смог приблизиться, и вошел в зону DRS. Тут свою роль и сыграл Фелипе Масса. Боттас удачно прошел его на отрезке перед вторым поворотом, не потеряв времени. Феттель же уперся в Williams Фелипе на дуге третьего поворота, и гонщики не сразу разобрались как кому действовать. В итоге Феттель прошел снаружи, выйдя вперед на торможении перед Т4, - и бросился в погоню. Но у него в запасе оставался только сложный излом обратной "прямой". Валттери не упустил своего преимущества, он просто не мог этого сделать.

Так, весьма неожиданно, после не менее неожиданного триумфа Ferrari в субботу, гонку выиграл пилот Mercedes. На счету "серебряных стрел" оказалось четыре победы в четырех прошедших в Сочи гонках. И все же самым главным итогом дня стала первая в карьере победа Валттери Боттаса. Вообще-то финн показал как надо использовать шанс. Получив в свои руки технику чемпионской команды он уже на третьем Гран-при взял поул, а четвертый выиграл.

Приз за победу новоявленному победителю Гран-при, как и в трех предыдущих случаях, вручил Президент страны Владимир Путин. Из рук Президента приз получил и представитель команды Mercedes, также как было три предыдущих года. Это, кстати, уникальная практика в церемониях награждения в Ф1, так как на других этапах призы за победу гонщику и представителю команды-победителя вручают разные люди. Вместе с Боттасом на подиум поднялись два гонщика Ferrari, команды, которая все же провела удачный Гран-при. Кими, "Мистер Лучший круг" поднялся на подиум первый раз в сезоне.

Позади лидеров шла своя гонка, в которой гонщики вели свою борьбу.

Red Bull в Сочи не смог бросить вызов командам-лидерам, Mercedes и Ferrari, и старался играть роль "лучшего из остальных". Видимо, на "моторной" трассе в Сочи проигрыш в мощности силовых установок Renault сыграл свою роль. И если Макс Ферстаппен не лучшим образом провел квалификацию, зато он отлично стартовал, как уже говорилось выше, и уверенно пришел пятым. Дэн Риккьярдо был пятым в квалификации, но его гонка не продлилась долго. Вскоре после того, как на старте он уступил напарнику, у австралийца загорелся задний тормоз, и Даниэль был вынужден свернуть в боксы.

Но гораздо более сильное впечатление оставил Фелипе Масса. В квалификации лидер Williams пробился на шестую позицию, оттеснив юную звезду Red Bull Макса Ферстаппена. Пожалуй, здесь Фелипе явно продемонстрировал, что отставка осенью прошлого года была преждевременной! На старте гонки Масса уступил позицию Ферстаппену, но шестое место по итогам Гран-при должно было принадлежать ему. Если бы не одно но... Фелипе не повезло с медленным проколом. Из-за этого Массе пришлось совершать внеплановый пит-стоп за 10 кругов до финиша. Бразилец откатился на девятое место и как раз "попал под раздачу", когда его на последнем круге нагнали лидеры, Боттас и Феттель, в борьбу которых он невольно вмешался.

Кстати, пока Фелипе Масса в одиночку набирает очки Williams, Лэнс Стролл до Сочи вообще ни разу не смог финишировать, и эту задачу он наконец реализовал в Сочи. Тоже немаловажная ступень в карьере. Причем по ходу гонки за счет тактики, так называемой "подрезки" юный канадец смог опередить хозяина трассы Даниила Квята. Не все было безоблачно для Лэнса в солнечном Сочи, далеко не все... На первом круге в плотной борьбе его развернуло, - хорошо еще, что никто не врезался. Коварный, слишком скользкий асфальт "Сочи Автодрома" сыграл свою роль. Из-за характеристик асфальта трассы, плюс в этом году в Сочи еще не проходило крупных гонок, а гонок поддержки по ходу уик-энда Гран-при России было совсем мало, - трасса была на жаргоне "зеленой"; все это играло роль в том, что сцепления было мало. Скользили многие, и кадры с отлавливанием заноса Льюисом Хэмилтоном и Кими Райкконеном были весьма красивы. Но это и здорово, что на разных трассах разные характеристики асфальта, и что пилотировать в Сочи непросто.

И если Стролл все же прервал в Сочи свою "черную полосу", другому гонщику это не удалось. Более того, если ранее Фернандо Алонсо не мог финишировать в гонках, в Сочи он и на старт не смог выйти. Силовая установка Honda на его оранжево-черном McLaren приказала долго жить на прогревочном круге, заставив дирекцию гонки отложить старт. Напарник Фернандо Стоффель Вандорн сумел пройти на своей McLaren Honda всю дистанцию, но сумел опередить только пару Sauber, которые явно испытывали в Сочи дефицит мощности прошлогодних моторов Ferrari.

Приятно было видеть, что свою "черную полосу" в Сочи закончил Нико Хюлкенберг. В этом плане переход в Renault оказался для немецкого пилота благоприятным. Ведь ранее для бывшего пилота Force India в Сочи было обычным делом не уехать далее второго поворота на старте... Нико и квалифицировался удачно, восьмым, а это впереди обоих гонщиков Toro Rosso, располагающих такими же двигателями. И гонку провел с одной стороны очень нестандартно, - свой единственный пит-стоп "Халк" совершил только на 40 круге, поднявшись к тому моменту на шестое место. Состав Pirelli UltraSoft прошел в Сочи 40 кругов, это фантастика! В итоге гонка получилась для Хюлкенберга результативной, он ее завершил восьмым, позади двух пилотов Force India.

Что касается "розовых пантер" Force India: в субботу оба гонщика в десятке лучших, в воскресенье оба в очках. Это уже становится доброй традицией сезона-2017. Серхио Перес уверенно пришел шестым, Эстебан Окон занял седьмое место, прервав свою серию из трех подряд десятых мест. Неудивительно, что с такой результативностью команда уверенно занимает четвертую позицию в Кубке конструкторов, повторяя итог 2016 года. А это очень и очень мощно! И пока в Williams очки набирает один Масса, а такие команды как Toro Rosso, Haas и Renault не могут похвастаться стабильностью от трассы к трассе, Force India имеет все шансы на этой позиции и удержаться. Благо и шасси вновь получилось удачным, про двигатель же и говорить не приходится. И похоже розовый цвет в фаворе.

К сожалению, у Toro Rosso не все так просто, как могло казаться по итогам зимних тестов. В Сочи, на домашнем Гран-при Даня Квят долго не мог показать ни высокой скорости, не был он доволен и управляемостью. Дефицит мощности моторов Renault на длинных прямиках Сочи? Видимо, не только. Во всяком случае, в словах Дани сквозило, что пока Сочи - самая трудная для Toro Rosso трасса в этом году. Но и в квалификации Квят уступил напарнику, Карлосу Сайнсу. Стартовал правда выше, - Карлос отбывал штраф за Бахрейн и дурацкое столкновение со Строллом. Но на итоге гонки это, похоже, не сказалось. Сайнс смог выжать максимум из машины, пробившись в десятку лучших. Даниилу это, увы, не удалось. В актив ему можно занести то, что на пит-стопе он опередил Кевина Магнуссена, которого в Сочи поддерживали немногочисленные, но ярые и веселые фанаты. Но опередив Кевина, Даня уступил позицию Строллу, и финишировал, как и стартовал двенадцатым. Не такого результата ждали от него на домашнем Гран-при... И, повторюсь, при всех недостатках машины, о которых говорил Квят, его напарник Сайнс чаще добивается результата. Так было и в Сочи. И таблица чемпионата после четырех гонок достаточно красноречиво говорит о том же. Ближе к концу дистанции машина у Квята наконец поехала, и его лучший круг оказался пятым в гонке. Но только было уже слишком поздно...

После Сочи много говорилось о том, что в этой гонке не было обгонов, и "худшие опасения относительно машин 2017 года подтвердились". Но гонки, с минимумом или и вовсе отсутствием обгонов в Формуле-1 случались и прежде. Скорее отклонением от нормы было множество обгонов в некоторых гонках с DRS и безумным износом шин Pirelli, а таких было немало с 2011 года. Вполне нормальная ситуация с наложением факторов, когда более быстрые машины не оказываются позади более медленных, пит-стопов мало, износ шин невелик. И кстати на следующей гонке в Барселоне я бы, мягко говоря, не ждал феерии обгонов. "Каталунья Монтмело" всегда была в этом отношении проблемной трассой. По мне, красота болидов, красота скорости вполне компенсируют множество полуискусственных обгонов. Погоня за лидерством Феттеля за Боттасом была намного более захватывающей, чем десяток "проездов" с DRS. И то, что погоня не увенчалась обгоном - тоже нормально. Не всегда преследование оборачивается успешным обгоном. В том и спорт, что итог бывает разнообразным.

Из Сочи лидеры уехали с весьма интересным раскладом в турнирной таблице. Феттель благодаря второму месту и всего лишь четвертому у Хэмилтона возглавляет личный зачет с уверенным отрывом в 13 очков, в то время как Боттас благодаря победе приблизился к Льюису на опасное расстояние в 10 очков. В Кубке конструкторов Mercedes вернулся на лидирующую позицию, но всего с одним очком преимущества над Ferrari. Так прошла пятая часть чемпионата.