Блог Англия, Англия

Вчера Сульшер был круче Клоппа. Оборонительный мастер-класс «МЮ»

Разбор Вадима Лукомского.

1. Состав Оле-Гуннара Сульшера оказался максимально предсказуемым за исключением одной позиции – Неманья Матич получил травму на тренировке, его напрямую заменил Скотт Мактомини.

Легкие вопросы вызывала схема. Ранее в больших выездных матчах Сульшер использовал 4-4-2 с ромбом в центре, но в единственном домашнем (против «ПСЖ») сыграл по более смелым 4-3-3. Против «Ливерпуля» норвежец выбрал 4-4-2 с ромбом – она лучше подходила этому составу, так как Антони Марсьяль все еще травмирован, а Джесси Лингард оказался лишь на скамейке (тоже из-за не полной готовности).

2. Главный сюрприз в составе «Ливерпуля» – появление Джеймса Милнера на правом фланге защиты, несмотря на готовность Трента Александера-Арнолда. Клопп объяснил решение: «Трент только оправился от одной травмы, отыграл важный матч с «Баварией», а у нас сразу после этой игры еще две в плотном графике».

В состав также вернулся Виргил ван Дейк, пропустивший игру с «Баварией» из-за дисквалификации. Это позволило переместить Фабиньо в опорную зону.

3. Это определенно не тот случай, когда зрелищный содержательный матч вопреки логике завершается 0:0. Наоборот, чтобы избежать нулей необходимо было что-то потрясающе классное или глупое со стороны одной из команд.

За матч было всего 6 ударов с игры, всего 2 из штрафной. На две команды, хотя показатели ужасные даже для одной. Настолько слабой игру сделали в первую очередь травмы. В первом тайме «МЮ» сделал 3 вынужденные замены, «Ливерпуль» – одну.

Это не просто сбило стартовые планы, но и сильно ударило по ритму игры. Любые рассуждения о матче (и во флэш-интервью, и на пресс-конференции) Юрген Клопп справедливо начинал именно с этого замечания: «Мы неплохо начали матч, но потом посыпались травмы в обе стороны. Остановки лишили нас стартового ритма. Не говорю, что это оправдание и так должно быть, но это определенно повлияло на игру. Из-за этого матч получился странным. Без скорости и обострений».

4. «Ливерпуль», как и в матче первого круга, намного больше владел мячом (65%) и территорией (37% действий на трети «МЮ»), но детали сильно отличались. В плане перестраховок и осторожности Клопп проявил намного больше тактического уважения к «Юнайтед».

Два главных фактора: выездной статус матча и – еще более вероятная причина – возвращение острейших контратак при Сульшере. В первом круге Клопп использовал схему 4-2-3-1, которая была очень открытой и смелой из-за большого количества атакующих игроков (так «Ливерпуль» обычно играет против андердогов), закономерно придавил соперника и вскрыл «Юнайтед» во втором тайме. В этот раз и схема, и расположение игроков при атаках были намного более осторожными.

5. «Ливерпуль» играл по более надежным 4-3-3, но самым важным аспектом были подключения фланговых защитников. Тройка Мане-Фирмино-Салах постоянно действует достаточно узко, поэтому именно крайние защитники отвечают за создание ширины атаки. Практически всегда они одновременно подключаются в атаку.

Вчера было иначе. Милнер поддерживает атаку, трио нападающих располагается узко, но Энди Робертсон вместо смелости на другом фланге явно нацелен на контроль потенциальной контратаки. Шотландец ориентируется на позицию Маркуса Рэшфорда – располагается строго перед ним:

Без ширины с двух флангов у «Ливерпуля» и близко не было привычной остроты в позиционных атаках.

6. Сульшер придумал интересную оборонительную фишку. «МЮ» по-разному строил оборону на флангах. Справа Янг и Рэшфорд действовали классически, но слева Лукаку оставался в очень высокой позиции, а на Милнера выдвигался Поль Погба. Француза страховал Мактомини. Лукаку так и не включался в активную оборону, за исключением совсем уж затяжных эпизодов.

На правом фланге все выглядело совсем иначе. Когда мяч оказывался на этом краю, Рэшфорд отрабатывал очень глубоко:

Это точно было замыслом норвежца, а не ленью Ромелу. На определенных отрезках первого тайма Лукаку и Рэшфорд менялись флангами, но структура с высоким расположением игрока на левом фланге сохранялась.

7. Эффективность этого хода напрямую зависела от работоспособности Погба. В этот раз у него был приличный по любым меркам объем оборонительной работы, хотя обычно француз получают свободу, а за него пашут партнеры по центру.

Вера Сульшера в умение Поля при необходимости отпахать в обороне оправдалась. Причем Погба не просто больше отрабатывал и бегал – он оборонялся очень качественно.

Из-за концентрации Шоу на Салахе зона ответственности Поля становилась особенно большой:

Раньше в схожих ситуациях Поль слишком часто либо терял концентрацию, либо неверно читал эпизод, но не вчера:

8. В идеале из такого расположения игроков Сульшер хотел извлекать выгоду при контратаках. В желании проводить быстрые атаки именно через правый фланг «Ливерпуля» есть логика – там располагается непрофильный Милнер, а страхует его Матип, а не ван Дейк.

Из-за хаотичного рисунка первого тайма атак нужного типа было не очень много, но самый опасный момент в матче родился именно через продуманное Сульшером расположение игроков.

Классика матча – Погба отрабатывает по флангу. Скоро «Ливерпуль» ошибется и потеряет мяч:

Сразу после перехвата у «МЮ» есть вариант с Лукаку в более высокой позиции, который выигрывает борьбу у Матипа. На фланге Погба располагается выше Милнера. Контратака завершится опаснейшим выходом Лингарда:

9. Совсем выгодным для «Юнайтед» этот прием сделал выход справа Милнера. Более продуктивный в атаке фланговый защитник, вероятно, создал бы больше проблем.

Милнер получал определенную свободу – как минимум в момент между получением мяча и выдвижением Погба в его сторону. Неудивительно, что Джеймса задействовали больше любого другого игрока (95 передач). Но он совсем не трансформировал эту активность в остроту.

Формально у Милнера удар и 4 передачи под удар, но цифры очень обманчивые – удар и 3 паса со стандартов. Единственная передача под удар с игры нетипичная для крайнего защитника – головой в центре поля. В ситуациях, когда действительно требовались острые подключения, он проваливался. У Милнера нет даже ни одной попытки обводки (странная картина при такой вовлеченности – у Роббо 3, хотя через него реже атаковали) и ни одного точного навеса с игры с 10 попыток (для контекста: весь «МЮ» сделал всего 7 навесов с игры и стандартов).

10. Второй тайм получился совсем ужасным. Из-за травм Сульшер отказался от стартового замысла с интересной фланговой позицией Лукаку и перешел на стандартные 4-3-3, на деле даже 4-1-4-1 из-за оборонительного стиля хозяев:

Это лишило «Юнайтед» перспективного направления для контратак. «Ливерпулю» стало еще труднее в позиционных атаках – теперь у «Юнайтед» было на игрока больше. Такой расклад сил привел к шедевральной карте ударов с игры во втором тайм:

11. На самом деле у «Юнайтед» вылетело не 3, а 4 игрока в первом тайме. После матча Сульшер рассказал, что Рэшфорд тоже получил повреждение в начале матча и усугубил его ближе к концу тайма. На него замен не хватило – пришлось «доигрывать в 10 с половиной игроков» (слова Сульшера).

Плохое состояние Рэшфорда не просто усложнило жизнь «Юнайтед», но и сковывало Сульшера тактически: «Маркус хорошо работал на команду, но мы не могли рисковать при обороне, поэтому на второй тайм просто оставили его в центре атаки».

В первом тайме «МЮ» был острее. Сульшеру было выгодно сохранить острую при контратаках схему с ромбом с акцентом на контратаки через зону Милнера/Матипа. Теоретически это было вполне реально – Алексис Санчес играет десятку (у него есть такой опыт), Рэшфорд и Лукаку располагаются выше. Но это требовало бы обороны фланга от Маркуса при затяжных атаках «Ливерпуля».

12. В таком сценарии редкая острота приходила лишь из явных позиционных ошибок игроков. Алексис Санчес не очень дисциплинирован и пару раз был близок к провалу.

Тут он провернул любимый трюк – прессинг, даже в ситуации, когда в нем нет необходимости, а партнеры не готовы поддержать:

Погба и другие игроки по цепочке в экстренном порядке выдвинулись в давление, но провалились, потому что изначально не были готовы прессинговать:

Когда же чилиец располагался на фланге и отрабатывал в обороне, структура «Юнайтед» без мяча выглядела очень надежной. Несмотря на владение мячом и территорией, «Ливерпуль» ничего не создавал.

13. До того, как матч окончательно испортился, проявилось еще одно отличие «МЮ» Сульшера от Моуринью. Пожалуй, негативное.

Жозе запрещал игрокам разыгрывать мяч через центр в больших матчах, чтобы не совершать глупых потерь. Сульшер дает футболистам свободу, которая предполагает рискованные передачи через центр в первой стадии. В обычных матчах это большой плюс, но против прессинга «Ливерпуля» могло обернуться провалом.

«Ливерпуль» классическим образом перекрывает центральную зону и ждет возможности начать давление:

«МЮ» несколько раз рискованно пасовал в эту зону, несмотря на отсутствие у команды продуманных вариантов в первой стадии атаки. «Ливерпуль» не распорядился потенциально выгодными ситуациями в начале встречи, а затем футболисты «Юнайтед» перестали играть таким образом.

14. Благодаря хорошей работе Погба на фланге Люк Шоу сосредоточился на игре против Мохамеда Салаха. При необходимости он шел за ним в штрафную, оказываясь чуть ли не дополнительным центральным защитником. Карта его активности в сравнении с аналогичной у правого защитника Эшли Янга показательна:

Шоу исполнял очень ограниченную роль, но все равно трудную, учитывая уровень оппонента. Справился блестяще. 3 отбора, 2 блока, 5 выносов, 2 фола – хорошие показатели, но даже они не полностью передают уровень игры Люка. Возможно, лучше взглянуть на цифры Салаха – там нетипичные 0 ударов с игры и ни одного паса под удар. Все остальные футболисты «Ливерпуля», кроме травмировавшегося Фирмино, сделали более 40 передач – у Салаха всего 24, хотя больше атаковали через его фланг. Огромная заслуга в этом именно у Шоу.

15. Матч был важным испытанием для Скотта Мактомини. Отлично справился и с ролью в стартовом плане, где он выдвигался на Джордана Хендерсона, когда Погба играл по флангу, и с ролью во втором тайме, где он держал опорную зону.

Три важных тезиса от Сульшера: 1) тренер в восторге от Скотта; 2) в долгосрочной перспективе он видит Мактомини в более атакующей роли, Скотт отлично врывается в штрафную соперника; 3) сравнение с Дарреном Флетчером – точное и очень комплиментарное, учитывая, как мощно Флетч проводил большие матчи.

16. «Какой дерьмовый матч!» – случайно сказал в камеру Юрген Клопп. Это первая в истории АПЛ безголевая ничья между клубами на «Олд Траффорд».

Пожалуй, оценка Юргена справедлива с позиции нейтрального зрителя или болельщика «Ливерпуля». С позиции Сульшера все выглядело иначе: «Мы потрясающе сыграли в обороне. Возможно, Юргену не понравилось, потому что они вообще не били в створ ворот. Или один раз все-таки пробили. Де Хеа вообще всерьез не вступал в игру. Думаю, нашим болельщикам понравилась игра».

Учитывая обстоятельства, норвежец проявил себя просто блестяще. «Ливерпуль» нанес лишь два удара в сторону ворот с игры. Оба дальние. Это уникально для любой игры, не говоря уже о той, где команда теряет футболистов с такой частотой. Для контекста: против «Баварии», где игра «Ливерпуля» в атаке многим показалась недостаточно яркой, было 11 ударов с игры. Даже в Неаполе (Анчелотти тогда справедливо хвалили за оригинальную схему, а «Ливерпуль» казался жалким подобием себя настоящего) набралось 3 удара с игры.

Давняя привычка английских журналистов – клеить клеймо «оборонительного мастер-класса» на каждый оборонительный матч Моуринью, даже если для результата необходимы были многочисленные сейвы де Хеа. Вот игра «МЮ» вчера – действительно эталон оборонительного мастер-класса. Называя этими словами нечто иное, просто обесцениваешь такие перфомансы. Уникальные перфомансы.

Следующий шаг – игра первым номером дома против «Ливерпуля». Без миллиона травм и с текущими темпами прогресса Сульшера-тренера это больше не фантастика. Кажется, «МЮ» действительно возвращается.

«МЮ» и «Ливерпуль»: 4 замены из-за травм в первом тайме. Сульшер сказал, что у «Юнайтед» было 10,5 игрока

Блог «Англия, Англия» в соцсетях: Twitter / VK / Telegram

Фото: REUTERS/Phil Noble

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья