14 мин.

Монтойя в McLaren. Многообещающая история продлилась всего полтора года

Союз, который так и не стал культовым

Хуан Пабло Монтойя – талант, не признающий авторитетов и просто один из самых ярких образов Формулы 1 начала 2000-х. Он относится к дефицитному типу пилотов, которым для того, чтобы сколотить собственную фанбазу, не нужно брать кучу кубков и быть постоянно на пьедестале. Своей экспрессией и стилем пилотажа колумбиец буквально с первых гонок завоевал сердца фанатов автоспорта.

Для многих поклонников Формулы 1 имя Монтойи прежде всего ассоциируется с командой Williams. И это абсолютно логично, ведь большая часть ярких эпизодов из карьеры Хуана Пабло прошла именно за рулем сине-белого болида Сэра Фрэнка.

В 2005-ом году карьеру Монтойи ожидал крутой поворот, ведь новый сезон он начинал в непривычных черно-белых цветах McLaren. Переход в McLaren должен был предопределить дальнейшую карьеру Хуана Пабло. На этот союз возлагались большие надежды, как со стороны Монтойи, так и со стороны руководства серебряных стрел. К сожалению не всем ожиданиям суждено воплотиться в реальность. И этот случай как раз их этих.

Переход в McLaren. Конфликт Монтойи с Williams. Мечты Денниса о Dream team

Первые слухи о возможном переходе колумбийца в стан серебряных стрел начали появляться ещё в середине сезона 2003. Сначала в британских СМИ говорилось о желании Рона Денниса обменять Култхарда на Монтойю. Затем уже в Колумбии начали вовсю говорить о подписанном контракте Хуана Пабло с McLaren. Все эти слухи множились на фоне кризиса отношений колумбийца с Williams. В конце концов, по окончании сезона McLaren официально объявил о подписании контракта с Хуаном Пабло Монтойей (вступал в силу с 2005-го года).

В 2003-ем году переход Монтойи в McLaren выглядел невероятно многообещающим. Серебряным стрелам удалось заполучить одного из самых талантливых пилотов поколения. Подписание Монтойи – личная инициатива Рона Денниса, который грезил мечтой о двух равнозначно сильных пилотах в команде.

На тот момент в McLaren уже был другой молодой талант – Кими Райкконен. В 2003-ем Райкконен проводил свой второй сезон за McLaren, уничтожал более опытного напарника Култхарда и боролся с Шумахером за титул. То, что Кими - будущий претендент на титул было понятно уже тогда.

В 2003-ем году Монтойя также воспринимался общественностью, как будущий чемпион и тот факт, что Рон Деннис захотел его видеть в своей команде - абсолютно логичен. Монтойе удалось моментально произвести впечатление невероятно неуступчивого и бескомпромиссного пилота, что в купе с природной скоростью сделало его целью №1 для McLaren.

Уже в своей третьей гонке в Формуле 1 колумбиец не на шутку сразился с Михаэлем Шумахером. Локальные битвы с красным бароном вообще стали одним из самых узнаваемых символов Формулы начала 2000-х. Пожалуй, именно Монтойю можно назвать главным соперником Михаэля в промежутке между Хаккиненом и последним вызовом в карьере Шумахера – Алонсо.

Плюс ко всему Монтойя обладал громадным медийным потенциалом. Буквально одного сезона хватило колумбийцу, чтобы стать самой настоящей суперзвездой Формулы 1. Его поведение на трассе и за её пределами приковывало внимание, каждого кто хоть чуть-чуть интересовался гонками. Пресс-конференции с его участием – отдельная тема.

Локальная интрига заключалась в том, какими будут его взаимоотношения с новым напарником Райкконеном. Двум абсолютно разным по темпераменту личностям предстояло уживаться в одном коллективе. Воплощающий спокойствие и холодный расчет Райкконен и экспрессивный бунтарь Монтойя словно инь и ян должны были дополнять друг друга.

На бумаге пара пилотов Райкконен – Монтойя выглядела, пожалуй, сильнейшей в пелотоне. В свое время Рон Деннис уже собирал «Dream team». Дуэт Сенна – Прост – стал едва ли не самым эпохальным за всю историю королевских гонок. Нужно ли говорить, какие параллели проводила пресса после перехода колумбийца в McLaren.

Дебют в McLaren. Адаптация в первых гонках, обидная травма, разлад с Роном Деннисом

С первыми трудностями в новой команде Монтойя столкнулся уже на предсезонных тестах в Барселоне. Первое знакомство с новым McLaren MP4-20 произвело на Монтойю не самое лучшее впечатление, машина показалась колумбийцу жутко несбалансированной. Первостепенной задачей для Монтойи было найти общий язык с новым болидом.

«На первых тестах, вернувшись в боксы после установочного круга, я сказал механикам: «Что-то сломалось». Судя по тому, как реагировала машина на движения руля, что-то не так было с задней частью. Целый час они искали источник проблемы, но так ничего и не нашли. Просто вот такое управление было у этой машины» - спустя годы признался Хуан Пабло.

Первые гонки сезона складывались для McLaren не лучшим образом. Пока Монтойя привыкал к характеру MP4-20, Райкконен испытывал на себе проблемы с надежностью + обидный прокол в Малайзии.

Первые 2 гонки сезона Монтойя завершил в очковой зоне (6-ое место в Австралии и 4-ое в Малайзии). Ничего выдающегося в этих результатах не было, но и провалом тоже не назовешь.

Следующие 2 этапа в Бахрейне и Испании Монтойя пропускал из-за травмы плеча, полученной во время игры в теннис. Однако не все верили официальной версии. В частности ряд британских СМИ заявлял о том, что травма была получена вследствие падения с мотоцикла. Эта травма стала некой отправной точкой к ухудшению отношений между колумбийцем и Деннисом.

После ухода из McLaren Монтойя вспоминал: «В отношениях с Роном все было нормально до тех пор, пока я не сломал плечо. Я позвонил ему и рассказал, что произошло. В британской прессе стали писать различные истории и подшучивать над ним за то, что он верил моей версии. Более того, он стал думать, что я делаю из него дурака перед всем миром. С тех пор особого доверия между нами не было».

В первых трех гонках после возращения на трассу Монтойя также не блистал. В то время как Райкконен едва не одержал 3 победы подряд (эх, если бы, не то колесо на Нюрбургринге).

Первую по-настоящему яркую гонку за рулем McLaren колумбиец провел в Монреале. В субботу Монтойя переквалифицировал Райкконена (впервые после дебютной гонки в Австралии). В самой же гонке Хуан Пабло держался в темпе лидирующих Физикеллы и Алонсо, а после схода пилотов Renault и вовсе вышел в лидеры.

Зловещим для Монтойи стало появление на трассе сейфти-кара и последующий пит-стоп. В режиме машины безопасности выезд с пит-лейна был закрыт. Монтойя по невнимательности выехал с пит-лейна несмотря на красный сигнал светофор. Спустя пару кругов колумбийца дисквалифицировали, так он распрощался с шансами побороться с Кими за победу.

Вторая половина сезона. Серьезный прогресс. 3 победы. Лучшая гонка в Хокенхайме

К середине сезона главным приоритетом команды была борьба Райкконена за титул. На тот момент роль первого пилота в команде застолбил за собой Кими. Пока Монтойя привыкал к несбалансированному болиду в первой части сезона, Райкконен сражался с Алонсо за лидерство в личном зачете.

Триумфальное возвращение Монтойи на верхнюю ступень пьедестала состоялось в Сильверстоуне. Период адаптации постепенно подошел к концу, и весь мир наконец-таки увидел старого доброго Хуана Пабло.

В субботу колумбиец по традиции проиграл квалификационное сражение Райкконену. Однако Кими получил 10 позиций штрафа за смену мотора и Монтойя стартовал выше напарника по команде.

На старте Хуан Пабло блестяще разобрался с Баттоном и что самое важное с Алонсо. Захватив лидерство, Монтойя спокойно сдерживал Алонсо на протяжении всей гонки. Эта победа стала первой для Монтойи в цветах новой команды и невероятно важной в психологическом плане.

Следующая гонка в Хокенхайме стала для Монтойи едва ли не самой яркой в сезоне. Важно подчеркнуть, что именно гонка, ведь в квалификации Хуан Пабло допустил досаднейшую ошибку. Первый сектор своего быстрого круга Монтойя прошел с опережением промежуточного полуа Райкконена. Второй сектор прошел чуть медленнее напарника, и всё должно было решиться на третьем секторе.

На входе в последний поворот Монтойя не смог удержать свой McLaren. Вылет с трассы означал для Хуана Пабло старт с последнего места (в те времена у пилотов была одна попытка в квалификации).

Ну а далее колумбийская суперзвезда выдала настоящее шоу. Стартовав на заправленном под завязку болиде, за первые 3 круга Монтойя отыграл 11 (!) позиций. Далее Хуан-Пабло прессинговал идущего впереди Физикеллу пока тот не заехал в боксы. После волны пит-стопов Монтойя и вовсе поднялся на пятую позицию.

Во второй половине гонки Монтойя с Баттоном и Михаэлем Шумахером вел борьбу за второе место. После того, как Баттон и Шумахер заехали на дозаправку, колумбиец вышел на второе место. Оставшись в гордом одиночестве, Хуан Пабло должен был атаковать на пустых баках. С этой задачей Монтойя справился потрясающе и после своего второго пит-стопа он сохранил второе место. Победу на Хокенхаймринге одержал Алонсо, но главным героем дня стал, безусловно, Монтойя.

После немецкого этапа стало очевидно, что Монтойя вполне себе может ехать в темпе Райкконена и его неудачи в начале сезона были связанны, прежде всего, с адаптацией к новому болиду. Для команды прогресс Монтойи был крайне важен. Особенно с точки зрения борьбы за кубок конструкторов с Renault.

В следующих двух гонках триумф отмечал Райкконен. Монтойя в свою очередь не сильно отставал от напарника. В Венгрии борьба за победу развернулась между Монтойей, Райкконеном и Шумахером (привет, 2003-ий год). Колумбиец как минимум должен был приехать на подиум, но из-за механических проблем не смог закончить гонку.

В Турции Хуан-Пабло всё-таки сумел финишировать в тройке, несмотря на торпедирование со стороны Монтейру и ошибку под прессингом Алонсо в решающий момент гонки, стоившую Монтойе второго места.

На следующем этапе в Монце Монтойя одерживает вторую победу в сезоне. Как и в Сильверстоуне Райкконен переквалифицировал своего напарника, но получил плюс 10 мест на стартовой решетке за смену двигателя. Так Хуан Пабло отправился в гонку с поула. Старт прошел достаточно спокойно, Монтойя сохранил первую позицию и продолжил лидировать на протяжении всей гонки.

Возможно, в McLaren не могли порадоваться успеху колумбийца в полной мере. Ведь одновременно с победой Монтойи таяли последние шансы Райкконена на титул.

Свой долгожданный первый поул в сезоне Монтойя завоевал в Бельгии. В самой гонке Хуан Пабло пролидировал 3/4 дистанции и пропустил вперед другой McLaren Райкконена только после второй волны пит-стопов. До конца гонки оставалось 4 круга, как вдруг круговой Пиццония вынес Монтойю, тем самым отложив первый в сезоне дубль серебряных стрел до следующей гонки в Бразилии.

В Сан-Паулу Монтойя одержал третью победу в сезоне и как потом выяснится последнюю в карьере. Бразильский триумф Хуана Пабло остался несколько в тени из-за коронации Алонсо. В двух последних гонках сезона колумбиец до финиша не добрался.

Первый сезон Монтойи в McLaren получился весьма противоречивым и неоднозначным. С одной стороны скомканное начало сезона, травма и неудачи в первых гонках. С другой стороны ударная вторая половина сезона, в которой он одержал 3 победы (личной рекорд за сезон).

Также Монтойя в чистую проиграл Райкконену внутрикомандную дуэль. По итогам сезона финн набрал почти в два раза больше очков. Хотя конечно на этих результатах сказалась и травма Хуана Пабло, и его адаптация к новому болиду.

Однозначно Монтойя приходил в McLaren с чемпионскими амбициями. Однако как ни крути, а по-настоящему бороться за титул в сезоне 2005 Монтойе было практически нереально. Даже если убрать проблемы, с которыми колумбиец столкнулся по ходу сезона.

Спроектированный Эдрианом Ньюи McLaren MP4-20 был очень даже конкурентоспособен, на некоторых трассах на голову быстрее Renault. Однако проблемы с надежностью были ахиллесовой пятой команды и перечеркивали все шансы на реальную борьбу за титул.

Сезон 2006. Конец истории. Монтойя ушел посреди сезона.

Так уж вышло, что сезон 2006 для McLaren стал одним из худших за последние годы. Построенный McLaren MP4-21 оказался значительно менее конкурентоспособным по сравнению с прошлогодней модификацией. Впервые с 1996-го года McLaren не одержал ни одной победы за сезон. В основном серебряные стрелы сражались в лучшем случае за подиумы.

McLaren MP4-21 был едва ли не худшим болидом в карьере Монтойи. За первые 10 гонок сезона Хуан Пабло, только лишь 2 раза сумел приехать на подиум. О борьбе за высокие места в том сезоне речи и не шло.

Могло сложиться ощущение, что в какой-то момент Монтойе как будто бы надоело происходящее. Очевидно, что при переходе в McLaren Хуан Пабло рассчитывал совсем на другие реалии. Плюс ко всему не придавала оптимизма Монтойе и новость о подписанном контракте Алонсо с McLaren. Такое положение дел означало только одно – из пары Монтойя – Райкконен останется кто-то один. А ведь колумбиец продолжал проигрывать своему напарнику и в новом сезоне.

В конце концов, недостаточно быстрый болид и неопределенность с контрактом на следующий год предопределили выбор Монтойи, и летом 2006-го Хуан Пабло принял решение продолжить карьеру в NASCAR. Узнав о подписанном контракте с командой NASCAR, Рон Деннис инициировал расторжение контракта с Монтойей. Гонка на Индианаполисе стала последней в формульной карьере Монтойи. Свою финальную гонку колумбиец провел эффектно, став организатором одно из очагов завала на старте.

«Я ушел из Формулы 1, так как мне стало там скучно, я вообще не получал удовольствия от гонок. Я сделал практически все, что должен был сделать, и достиг почти всех целей, которые ставил перед собой. Я не стал чемпионом и понял, что возможность добиться этого на такой машине, которая у меня была, минимальна. Решение уйти было лучшим решением, которое я мог принять» - объяснял свой выбор Монтойя.

«Я не был уверен, чем буду заниматься в следующем году, и тут мне поступило предложение из NASCAR. Речь шла о пятилетнем контракте, так что я подумал: «Почему бы и нет?» Я хотел жить в США, а в NASCAR можно гоняться хоть до 45 лет. У меня появилась возможность заниматься любимым делом и продолжать карьеру, проживая там, где я хочу. Необходимости уходить в середине сезона не было, и после подписания контракта я был готов гоняться в Формуле 1 дальше. Но Рон сказал: «Твоя голова занята чем-то другим, мы не хотим, чтобы ты продолжал» - спустя годы вспоминал Монтойя.

Вот так вот спустя полтора года закончилась необычайно интригующая сага под названием «Монтойя в McLaren». Очевидно, что свой максимум этот союз не выжал. К тому же возможно Монтойя поторопился принимать предложение из NASCAR. Ведь в итоге Райкконен всё же не стал продлевать контракт с McLaren. Сегодня сложно представить, но в 2006-ом году руководство McLaren всерьез думало на счет того, чтобы отдать место второго пилота на сезон 2007 Педро Де ла Росе. Как мы знаем, в итоге было решено взять на роль боевого пилота молодого и перспективного Хэмилтона. И ведь никто не знает, каким бы был пилотский состав McLaren останься Монтойя в команде. Быть может, мы лишились потенциально самого взрывоопасного дуэта Алонсо – Монтойя. К сожалению, история не терпит сослагательного наклонения.  

Gracias por todo, Juan Pablo