8 мин.

Краткая история оффер-шитов

Самые интересные свободные агенты - агенты второй категории, то есть ограниченные (RFA). Они моложе и представляют собой более ценный активы чем те, которые достигли статуса неограниченных (UFA). Они не совсем "свободные" - их подписание будет стоить многочисленных драфт-пиков и переманивают их довольно редко - не было ни одного подобного случая с 1999 по 2006 год и после 2013 года.

Но в этом сезоне разговоры об оффер-шитах ограниченно свободным агентам ведутся очень активно и нетрудно понять, почему: нас ждёт небывалый урожай 21-22-летних, у которых заканчиваются контракты новичков. Такие игроки есть у нескольких сильных команд с забитой платёжкой, что делает их уязвимыми (можно назвать, например, Виннипег, Торонто и Тампу). Возможная компенсация за этих игроков выглядит пустяковой по сравнению с тем, что они могут дать команде, к тому же, в последние годы экономический модель лиги резко поменялась - теперь топовые молодые игроки получают большие контракты раньше.

Вернёмся, к примеру, в 2006 год. Эрик Стаал на три года продлил контракт с Каролиной на общую сумму 13,5 млн. долларов (4,5 млн. в год). Этот контракт отнял 10,2% от допустимого максимума платёжной ведомости клуба. Стаалу тогда был 21 год, он был выбран под общим №2, это был мощный центр ростом 193 см., только что набравший 100 очков в регулярке плюс ещё 28 в плей-офф в команде, взявшей Кубок. На тот момент Стаал выглядел поинтереснее, чем Митч Марнер или Брэйден Пойнт сейчас, при этом двое последних, как говорят, претендуют на зарплату до 11 млн. в год, что составит 13,9% от платёжки. Кроме того, до 2012 года потолок зарплат рос в среднем на 9% в год, а с тех пор - всего на 3% в год. То есть сейчас нельзя быть уверенным в том, что ближе к своему окончанию контракт будет составлять значительно меньший процент от общей платёжной ведомости, как это было во времена молодости Стаала.

Многие наиболее интересные подписания свободных агентов в НХЛ были связаны именно с оффер-шитами ограниченно свободным агентам. Вот некоторые из них:

1990. Сент-Луис подписывает Скотта Стивенса на четыре года и 5,1 млн. долларов. Вашингтон предпочитает получить компенсацию. Та компенсация до сих пор остаётся самой крупной из полученных за ограниченно свободного агента - за 26-летнего Стивенса, лучшего хиттера НХЛ, отыгравшего к тому времени восемь сезонов в лиге и за два года до этого ставшего вторым в голосовании на Норрис трофи, Кэпс получили пять пиков первого раунда.

Кто выиграл? Конечно, Блюз. Что затем произошло со Стивенсом - это отдельная история, но после этого оффер-шита он сыграет ещё в 1000 матчах в НХЛ (плюс в 166 в плей-офф) и проведёт карьеру, достойную Зала славы. Пять выборов во второй половине первого раунда не сравнятся с таким первосортным краеугольным камнем команды, каким был Стивенс. Тогдашний генменеджер Кэпс Дэвид Пойл позднее признавался, что считает неповторение контракта Стивенсу своей самой большой ошибкой в карьере.

Шенахан

1991. Сент-Луис подписывает Брендана Шенахана на три года и три миллиона. Компенсацию для Нью-Джерси определяет арбитраж. Всего через год после того, как он утащил элитного игрока у конкурента, генменеджер Блюз Рон Кэрон решил снова попытать удачу. На этот раз, однако, всё было очень сложно, так как у его команды уже не было пиков первого раунда, которые можно было бы отдать. Блюз предложили 24-летнего Кёртиса Джозефа и 20-летнего Рода Бриндамора, но Дэвилс потребовали Стивенса. Дело перешло в арбитраж, который постановил, что требования Нью-Джерси были справедливыми.

Кто выиграл? Дэвилс. Хотя Шенахан провёл яркую карьеру, Стивенс был незаменимым элементом системы, которую выстроил в Нью-Джерси генменеджер Лу Ламорелло, и которая привела команду к трём Кубкам Стэнли. Трудно представить себе параллельную реальность, где Дэвилс были бы сильнее с Шенаханом (или с Джозефом и Бриндамором) вместо Стивенса. Блюз так отчаянно хотели вернуть Скотта Стивенса, что в 1994 году вновь сделали оффер-шит, но Дэвилс повторили их предложение. В 1999 году расследование установило, что в 1994 году Блюз вели нечестную игру. Дэвилс получили 1,43 миллиона долларов, пик первого раунда и опцию обмена пиками первого раунда, которую они использовали в 2003 году, задрафтовав Зака Паризе.

1991. Сент-Луис подписывает Дэйва Кристиана на три года и 1,76 млн. долларов. Далее следует хаос. Карон превратился в парию среди коллег-генменеджеров за подогрев цен на игроков - сначала с оффер-шитом Стивенсу, а потом с жирными контрактами Бретта Халла и Адама Оутса. Кэрон продолжил свою линию, сделав оффер-шит Мишелю Гуле, однако разозлённые Блэкхоукс его повторили.

Более интригующим стало подписание Кэроном Кристиана, игравшего тогда за Бостон. Брюинс утверждали, что Кристиан не был свободным агентом и обвинили Блюз в махинациях. Вы наверное думаете, что всем очевидно, когда игрок является свободным агентом, однако здесь это было не так. Бостон приобрёл Кристина с контрактом, продолжавшим действовать и после сезона 1990/91, но подписал с ним новый (до конца сезона 1990/91), заменивший предыдущий, и думал, что сохраняет права на игрока согласно условиям старого договора. Между тем, генменеджер Брюинс Гарри Синден подписал ограниченно свободных агентов Блюз Глена Фезерстоуна и Дэйва Томлинсона просто чтобы отомстить Кэрону. В итоге было решено, что Кристиан, а также два пика поздних раундов станут компенсацией за игроков, подписанных Брюинс.

Кто выиграл? Только люди, которые любят драму.

1993. Сан-Хосе подписывает Крэйга Симпсона на три года и три миллиона. Лига заявила, что так нельзя. 26-летний Симпсон объявил себя неограниченно свободным агентом на том основании, что Эдмонтон не дал ему 15% прибавку к контракту на 690 тысяч, а Шаркс были уверены, что не обязаны выплачивать Ойлерс компенсацию за него, поскольку базовая зарплата Симпсона составила всего 200 тысяч (большая часть денег выплачивалась в виде бонуса).

Генменеджер Ойлерс Глен Сатер назвал это фиктивным оффер-шитом, после чего началась шестинедельная битва между Симпсоном, Шаркс и профсоюзом игроков с одной стороны и НХЛ, Ойлерс и всеми остальными командами лиги с другой. Генменеджер Рейнджерс Нил Смит в открытом письме осудил действия Шаркс. В ответ на это директор по персоналу Шаркс Чак Грилло сказал, что Смиту "требуется хороший пинок под зад" и вежливо предлагал свои услуги в этом деле. В конце концов было решено, что Шаркс не могут усидеть сразу на двух стульях - утверждать, что заплатили Симпсону больше, чем ему предлагали Ойлерс, но меньше того, что требуется для выплаты компенсации. Симпсон остался в составе Эдмонтона и вскоре был обменен в Баффало.

Кто выиграл? В общем, никто. Хроническая травма спины завершила карьеру Симпсона, когда ему было 28 лет.

Симпсон

1998. Каролина подписывает с Сергеем Фёдоровым обремененный бонусами контракт на 6 лет и 38 миллионов. Детройт повторяет предложение. Так почему же эта история особенная? Потому что Харрикейнс очень хитро структурировали сделку. Каролина, отстававшая в тот момент на 9 очков от зоны плей-офф, положила конец забастовке Фёдорова, включив в контракт с ним 12-миллионный бонус за выход в финал конференции. Это достижение было почти нереальным для Кейнс, но вполне вероятным для действующего чемпиона из Детройта. Генменеджер Каролины Джим Рутерфорд был уверен, что Ред Уингз не повторят его предложение и Фёдоров перейдет в его команду. Но Детройт, как вы знаете, повторил и выполнил требования Фёдорова. Вы также знаете, чем всё закончилось - Ред Уингз взяли тогда Кубок и, таким образом, с учётом бонуса Фёдоров заработал 28 миллионов всего за 43 матча, считая плей-офф.

Кто выиграл? Детройт. Нужно отдать должное владельцу Каролины Питеру Карманосу за смелую попытку, но ещё больше стоит похвалить Майка Илича, сделавшего глубокий вдох и повторившего предложение.

Также заслуживают внимания:

1986. Чикаго подписывает Гэри Ниланда из Торонто. Компенсацией стали Кен Яремчак и Джером Дюпон. Победитель - Чикаго. Ниланд семь лет был надёжным защитником топ-4, а Яремчак и Дюпон провалились.

1988. Рейнджерс подписывают Джеффа Куртнолла из Эдмонтона. Ойлерс меняют права в Вашингтон на Грега Адамса. Кэпиталс повторяют предложение Рейнджерс. Победитель - Вашингтон. Куртнолл в плей-офф отыграл больше, чем Адамс в регулярке.

1991. Рейнджерс подписывают Адама Грэйвза из Эдмонтона. Трой Маллетт получен в качестве компенсации. Победитель - Рейнджерс. Оба игроки были одинаково жёсткими, но Грэйвз сразу начал забивать.

1992. Калгари подписывает Теему Селянне из Виннипега. Джетс повторяют предложение. Победитель - Виннипег. На тот момент Селянне не провёл ещё ни одного матча в НХЛ, но вы знаете, чем в итоге кончилась история.

1994. Сент-Луис подписывает Петра Недведа из  Ванкувера, Крэйг Дженни и пик второго раунда приняты в качестве компенсации. Здесь ничья. Через неделю после оффер-шита Дженни вернулся в Блюз в обмен на трёх игроков, в том числе Брета Хэдикена и Джеффа Брауна.

1994. Торонто подписывает Майка Крэйга из Далласа. Питер Зезель и Грант Маршалл присуждены в качестве компенсации. Победитель - Даллас. Маршалл и Зезель на двоих провели больше 1000 матчей и были полезными игроками 3-4 звена. Крэйг не сильно помог Торонто.

1995. Сент-Луис подписывает Шэйна Корсона из Эдмонтона. Компенсацией стали Кёртис Джозеф и Майк Грир. Победитель - Эдмонтон. Корсон был очень хорош, но Джозеф - элитный вратарь. Недооценённый Грир стал вишенкой на торте.

1997. Филадельфия подписывает Криса Грэттона из Тампы. Болтс отказались от четырех пиков первого раунда в качестве компенсации и подготовили сделку с участием Микаэля Ренберга и Карла Дайхуса. Нет победителя. Задействованные игроки не прижились в своих новых командах и 16 месяцев спустя вернулись обратно.

1997. Торонто подписывает Маттиаса Олунда из Ванкувера. Поскольку он был свободным агентом четвертой категории, за него не полагалась компенсация. Кэнакс пришлось повторить предложение. Победитель - Ванкувер. Кэнакс заплатили в три раза больше, чем собирались, но на 11 сезонов получили монстра, проводившего на льду по 25 минут за матч.

2006. Филадельфия подписывает Райана Кеслера из Ванкувера. Кэнакс повторяют предложение. Победитель - Ванкувер. Кэнакс переплатили за перспективного игрока, но в итоге сохранили ценный актив ещё на восемь сезонов, большинство из которых он провёл превосходно.

2007. Эдмонтон подписывает Дастина Пеннера из Анахайма. Генменеджер Дакс Брайан Бурк получает пики первого, второго и третьего раунда и критикует коллегу из Ойлерс Кевина Лоу. Но до драки дело не дошло. Победитель - Анахайм. Оглядываясь назад, можно сказать, что Дакс поступили мудро, выбрав пики. Но к счастью для Ойлерс, им удалось обменять Пеннера четыре года спустя по хорошей цене.

Это перевод материала Джеймса Бенеша (James Benesh) из журнала The Hockey News.