8 мин.

Хикару Накамура. Король интернета

Шахматы всегда были вещью в себе – закрытым для непосвященных миром. Во времена первых чемпионов Ласкера и Капабланки вокруг них был налет элитарности, их называли «королевской игрой», что завораживало публику, вызывало желание стать чуточку ближе к титанам мысли. Потом появился одиночка Фишер, с остервенением безумца бросивший перчатку «красной машине», советским игрокам, оккупировавшим шахматный Олимп, – и весь мир завороженно смотрел на то как этот гений-одиночка карабкается наверх. Затем пришли Карпов и Каспаров, которые подняли градус противостояния на недостижимую до них высоту, и зрителям было уже все равно, во что они там играют, главное – как!

Потом мир изменился, и шахматы перестали его интересовать. Ушел Каспаров, а с ним и глобальное внимание. Новые чемпионы Крамник, Ананд, даже Карлсен, увы, и близко не имели такой же харизмы, – и в одну калитку проигрывали битву за зрителя другим видам спорта. Шахматам срочно нужен был настоящий бунтарь – гений и злодей в одном лице, и чтобы одно его появление сразу рождало бурю эмоций, от обожания до ненависти.

И такой игрок вскоре появился. Его имя – Хикару Накамура, американский самурай!

Разумеется, в Америке, хоть появился на свет он в Японии. Не обошлось, как водится, без семейной драмы: его отец-японец едва перебрался через океан, в страну безграничных возможностей, расстался с матерью-американкой, всю свою сознательную жизнь Хикару провел бок о бок с отчимом Сунилом Веерамантри, который – вот ведь везение – оказался известным шахматным тренером. Он приучил парня к новой для того игре в 7 лет, и если с его старшим братом дело не пошло, то Нака сразу же показал себя монстром – был злым и неуступчивым, а каждая партия вызывала у него бешеные эмоции, в которой победа или поражение становились смыслом жизни. Из такого камикадзе точно мог выйти толк.

Уже в 10 лет возрасте Накамура стал мастером, самым юным в истории США. Ровно через пять лет гроссмейстером, побив еще один рекорд, установленный в 1950-е годы Фишером. Правда, в турнир претендентов, как Бобби, он в таком возрасте не попал. Но зато с самого детства играл только со взрослыми, практически не садясь за доску со сверстниками. Из-за этого, когда начал появляться на турнирах в Европе, на Хикару смотрели во все глаза… Весь дикий, всклокоченный, с бешеными глазами и с манерами бруклинского паркового блицора, – он переворачивал представление об игроке мирового уровня. Добавьте сюда богатую мимику, жестикуляцию, развязную речь и пулемётную скорость, с которой делал ходы – перед глазами встает законченный образ хулигана, ниспровергателя основ. Такой просто не мог не запомнится, не мог не оставить эмоций! Самых противоположных.

Да и в шахматы он играл уже вполне прилично. В свои 17 неплохо выступил в дебютном Вейк-ан-Зее «Б», прошел три круга на нокаут-чемпионате мира ФИДЕ 2004 в Триполи, а следом – в первый (из пяти) раз победил в чемпионате США. Конкуренция на внутреннем рынке тогда была так себе, но все равно Нака прошел всю дистанцию без поражений, – и обновил рекорд, став самым молодым чемпионом со времен Фишера; 2005 год он начал уже на первой строчке национального рейтинга, подвинув с нее Григория Кайданова.

Забавно, что год спустя Хикару отказался от «спортивной» стипендии в университете в Далласе, решив на какое-то время отдохнуть от шахмат. А как только его «заслуженный отдых» закончился, стал зарабатывать деньги, вырубая, часто под ноль, быстрые и блиц-турниры по всему миру. Накамура стал первым по «шахматам Фишера» в Майнце (2008, 2009), в классических рапидах в Кап д’Аге (2008), на пути к победе в мини-матчах одолев Анатолия Карпова и Василия Иванчука, и в Сан-Себастьяне (2008), где в финале прибил Руслана Пономарева. Наконец, в 2009 году в Осло он взял первый приз – в грандиозном блицтурнире, в котором выиграл все 12 партий, в финале оставил не у дел хозяина поля и тогдашнего чемпиона по блицу, будущего чемпиона в классике, Магнуса Карлсена.

Накамура резко заматерел, накачал шахматные мышцы в том числе в классике, и плотно закрепился в элите. А в 2011-м выиграл, наконец, и свой первый супертурнир – в Вейк-ан-Зее. Каспаров был так впечатлен результатом и игрой Хикару, что назвал его лучшим для американцев за сто лет! «Даже Фишер в свое время не мог похвастаться тем, что выиграл турнир, оставив позади чемпиона мира» – написал ему пребывавший в восторге Гарри в электронном письме. В тот момент 23-летний «самурай» был буквально нарасхват!

И как истый американец, Нака стал лепить свой личный бренд. Начал с публикации того самого письма Каспарова. Затем сделал достоянием общественности то, что Гарри с ним активно сотрудничает, и видит в нем будущего чемпиона мира. Чуть позже, когда Карлсен обыграл в матче Ананда и стал чемпионом мира, он поделился тем, что норвежец именно в нем, в Хикару, видит своего единственно реального соперника. Мол, «вернем в Америку шахматную корону»! Наш герой хотел примерно того, что чуть позже творилось в России в момент, когда на поединок с Карлсеном вышел Карякин. Но Сергей хотя бы это сделал, но Накамуре все попытки пробиться к чемпиону не в прессе, а за доской, не давались.

В отдельных партиях он бил всех чемпионов мира – Виши Ананда, Владимира Крамника и Магнуса Карлсена, войдя в пресловутый «клуб Чигорина». Но… вот побеждать регулярно, именно тогда, когда это было нужно – с этим были проблемы. Он выиграл Лондон (2013) и трижды Цюрих (2015, 2016, 2018), брал в Гибралтар (2015, 2016), Лас-Вегасе (2015). Но не мог похвастаться первыми местами в претендентских соревнованиях, не выиграл ни разу чемпионат мира по рапиду или блицу, хоть каждый раз и входил в число фаворитов.

Высшей точкой в шахматной карьере Накамуры стал 2014 год. Тогда он поднялся аж до 3-й строчки в мировом рейтинге, уступая только Карлсену и Ароняну. В 2015-м ему удалось покорить космический рейтинг 2800, оставив засечку на высоте 2819 (это 10-й показатель в истории шахмат), и занять второе место в Гран-при ФИДЕ, пропустив вперед себя лишь Фабиано Каруану. Именно это позволило Хикару пробиться в турнир претендентов.

Это была его первая и, увы, единственная попытка пробиться на аудиенцию к Магнусу. Он пролетел мимо Лондона-2013, не смог отобраться в Ханты-Мансийск-2014, Берлин-2018 и Екатеринбург-2020. Да и та единственная попытка в Москве вышла у него не очень. Нака закончил турнир на предпоследнем месте и обошел лишь Топалова, который совершенно развалился по ходу игры. Чего ему там не хватило – качества подготовки, мотивации или чего-то иного, – Хикару так до конца не разобрался и сам. А, может, веры в свои силы? Во всяком случае, стоило американцу в очередной раз залететь чемпиону мира, то все сразу вспоминали бравурные лозунги, с которыми он шел «на Карлсена», как на Берлин!

Но если очная чемпионская кампания Накамуры с треском и провалилась, в интернете он стал истинным королем. Взрывная реакция, виртуозное владение мышкой, сделали Hikaru первым номером в мире, особенно на крупнейшем шахматном портале – Сhess.com. Ему в известной степени повезло, что его онлайн-карьера началась аккурат с появлением таких популярных стримерских платформ как YouTube и Twitch, и он сходу принялся лепить в них образ не столько шахматиста, сколько кибер-спортсмена, со всеми сопутствующими ему фичами: блогом, приколами, хейтами и просто игровыми марафонами, собиравшими десятки тысяч зрителей и миллионы просмотров. Фактически Нака создавал собственную виртуальную реальность в которой он – царь и бог, готовый сокрушить любого, кто сунется в его прайд. Несмотря на возраст, он по-прежнему – первый номер в блице и буллете.

За право сыграть с ним, как с известными покерными чемпионами, готовы платить. С ним заключают спонсорские контракты (какое-то время Хикару ездил по турнирам как звезда Red Bull, перед каждой партией ставил на стол баночку австрийского крюшона), покупают время на его стримах и в соцсетях, хотят видеть на телешоу и в рекламе. Не так давно он «с гастролями» приехал в Сент-Луис – порвал всех в рапид и блиц, и стремительно укатил домой, даже не оставшись на турнир по классике. «Мне это просто неинтересно, – сказал он ошарашенным журналистам. – Моя работа теперь в онлайне, там я профессионал!»

Накамура вообще любит бравировать безразличием к тому, что о нем думают и говорят, и с явным удовольствием эксплуатирует образ «неандертальца», человека не от мира сего. Про мемы с Хикару в главной роли даже говорить не приходится. Кем он только не бывал! И обезьянкой, и ленивцем, и Кинг-Конгом, и японским самураем, и девушкой. Недавно его светлый образ влепили вместо Элизабет Хармон в финальную сцену «Queens Gambit».

Что с того, что не стал чемпионом мира, таких всего 16 человек за 135 лет. Где-то теряешь, где-то находишь. Кажется, американец, который совсем «забил» на реальную шахматную жизнь, нашел нечто большее. Свой стиль, свою стихию и, что еще важнее, свою аудиторию. Едва ли сегодня она сильно меньше, чем в поединках за корону! А покуда Накамура будет повелевать ей, – он будет счастлив. На покой шахматный самурай явно не торопится.