2 мин.

В результате крупного скандала на ЧМ по лыжным гонкам золото вручили проигравшим

Легендарный советский лыжник Александр Завьялов провёл знаменитую гонку 25 февраля 1982 года на чемпионате мира в Хольменколлене. Он обогнал норвежского чемпиона Оддвара Бро и заставил сборную СССР праздновать эффектную победу. К сожалению, ненадолго.

Всё началось с того, как Александр Завьялов получил тяжёлый перелом левой руки в конце 1981 года. Спортсмену пришлось наложить гипс, который серьёзно мешал тренировкам. К сожалению, во время контрольного рентгена выяснилось, что ни одна из костей не срослась. Несмотря на это, никто не думал о том, чтобы не включить Завьялова в команду. Он стал одним из главных участников лыжной эстафеты.

С самого начала всё пошло не так, как планировалось. Забойщик команды Владимир Никитин проиграл из-за проблем с инвентарём, 21-летний Бурлаков дал возможность норвежскому игроку получить дополнительные 20 секунд, а Батюк на своём первом этапе отыграл почти 30 секунд. Из-за всех этих трудностей чемпион мог определиться только на последнем этапе.

Последние 500 метров дистанции между Александр Завьяловым и Оддваром Бро запомнились всем надолго. Бро предпринял атаку на Завьялова, в результате чего советский чемпион упал на колени, а у норвежца сломалась лыжная палка. Чудом соперники поравнялись на финишной прямой и Завьялов отбил победу. Бро упал перед финишной прямой, пытаясь сбить соперника лыжными палками. Сборная СССР была единоличным победителем эстафеты около часа.

Пока советские лыжники радовались победе, судьи пытались решить, что сделать. Да, СССР очевидно победил, но нельзя было оставить норвежцев без медали на их домашнем чемпионате.

Вице-президент FIS Анатолий Акентьев говорил: И меня Джанфранко Каспер спрашивает: «Толя, какое твоё мнение?» Я его спрашиваю: «У тебя два комплекта золотых медалей есть?» Он говорит: «Есть». Я говорю: «Ну вот их и вручай».

Жюри приняло решение наградить победой норвежскую команду. Несмотря на то, что титул чемпионов советским лыжникам всё-таки достался, на пьедестале им пришлось стоять с проигравшими.