12 мин.

Олимпиада в Сочи и ренегат Родченков

                                                            Олимпиада в Сочи и ренегат Родченков

Недавний демарш исполкома МОК введшего жёсткие санкции к Олимпийскому комитету России и нашей олимпийской команде, многих спортивных болельщиков ввёл в состояние шока. Не добавляет ясности ситуации и амбивалентная реакция на случившееся спортивных чиновников и руководства страны.

Честно говоря, я не большой любитель темы допинга в спорте. Тем более, с некоторых пор, мне казалось, что WADA взяло ситуацию под контроль. Но, увы, заокеанские политиканы решили втянуть спорт в свои грязные игры. Антидопинговые организации были превращены в орудие давления на инакомыслящих, на страны последовательно отстаивающие свой суверенитет и независимость от США. Прекрасный принцип «Спорт вне политики» почил в Бозе, порванный в клочья вашингтонскими и лондонскими фарисеями.

Но я не политолог, поэтому могу лишь изложить своё отношение к работе комиссий Освальда и Шмидта, а также т.н. «докладу Макларена», с точки зрения homo sapiens придерживающегося рационалистического подхода к познанию (кто не представляет себе, что это такое, может полистать Википедию).

                                                                      ГЛАВА  I      Строго научная

Итак, начнём. Чтобы делать верные выводы из большого количества информации о «сочинском допинговом скандале», лавиной падающей на наши головы, нужно иметь некоторое представление о спортивном допинге вообще и т.н. «дюшесе Родченкова» в частности.

Анаболические стероиды уже более полувека являются главной допинговой проблемой спорта. Они не только дают спортсмену мощный допинговый эффект, но и весьма отрицательно влияют на его здоровье. Естественно, что анаболики стали главной мишенью спортивных антидопинговых структур. Первым серьёзным успехом в борьбе с анаболическими стероидами, стал чемпионат мира по плаванию 1978 года, проходивший в Западном Берлине. Узнав, что основатель и руководитель Кёльнского института биохимии спорта Манфред Донике разработал принципиально новую методику выявления метаболитов АС, спортивное руководство ГДР не решилось отправить на этот турнир многих лидеров своей команды.

Кёльнские учёные-биохимики, ведомые профессором Донике, постоянно совершенствовали методики обнаружения различных видов анаболических стероидов. Эта работа продолжалась не одно десятилетие, не останавливается она и сейчас. С полным на то основанием, нынешний глава Кёльнской антидопинговой лаборатории Вильгельм Шенцер может говорить: «Раньше достаточно было прекратить приём подобных препаратов (анаболических стероидов) за три недели до начала соревнований и их следы невозможно было найти в анализах. Теперь мы можем доказывать факт приёма запрещённых препаратов через гораздо более продолжительное время после их приёма». В честь выдающегося вклада профессора Манфреда Донике, WADA назвала его именем свою престижную премию, присуждаемую учёным за новые, эффективные научные разработки в области спортивного антидопинга.

Немного позже мы ещё вернёмся к этой премии, а пока я на доступном языке попытаюсь объяснить, почему АС (в том числе и ингредиенты «коктейля Родченкова», - тренболон, метелонон и оксандролон) успешно ловятся в АДЛ всего мира. Проблема допингистов в том, что лишь порядка 30% дозы анаболика попадает в мышцы и работает как допинг. Оставшаяся часть откладывается в жировых прослойках и волосяных луковицах. Чем сложнее формула стероида, тем труднее удаляются продукты его распада из организма. «Транспортом» для этого процесса служат белки крови, - глобулин и альбумин. Они образуют с метаболитами стероидов устойчивые соединения и, по мере своей естественной смерти, выводятся вместе с мочой. Срок жизни этих белков составляет 20-25 суток, поэтому минимальный период обнаружения» АС в допинг-пробе не может быть меньше. Для простых анаболических допингов, таких как анавар (он же оксандролон) «окно обнаружения» совпадает с этими сроками.

Гораздо хуже для читеров, обстоит дело со сложными анаболическими стероидами (например тренболоном). Надо отметить, что срок обнаружения метаболитов АС напрямую зависит от способа введения в организм. Например, инъекционный туринабол можно поймать через полтора года после укола. При парентеральном введении (полоскание раствора препарата в полости рта) срок выведения в несколько раз меньше, но в любом случае составляет несколько месяцев. Метаболиты сложных молекул неохотно связываются белками крови и обнаружить их можно спустя солидный период времени после приёма. Данные по срокам выведения различных анаболических стероидов есть в справочной литературе. Приведу установленные исследованиями учёных сроки по компонентам «дюшеса»:

                                                       ОКСАНДРОЛОН   -  20/25 суток

                                                       МЕТЕЛОНОН   -   5/8 недель

                                                       ТРЕНБОЛОН   -   3/5 месяцев

Ну а теперь вернёмся к премии имени Донике. Возможно кто-то не знает, что эту награду в 2012 году получил … лепший друг Родченкова, его правая рука в допинговых махинациях Тимофей Соболевский. Но самое интересное в том, что награждён он был за … «Фундаментальные исследования долгоживущих метаболитов анаболических стероидов. В результате исследований Соболевского применение анаболических стероидов стало практически бессмысленным, так как период их обнаружения составил три-шесть месяцев, что существенно превышает продолжительность анаболического эффекта». (с)

Иными словами, учёные Кёльнской АДЛ и лично г-н Соболевский НЕОПРОВЕРЖИМО ДОКАЗЫВАЮТ, что российские спортсмены, сдавшие в марте-апреле 2014 года на этапах Кубка Мира чистые пробы, проверенные зарубежными антидопинговыми лабораториями, не принимали во время сочинского турнира никакого стероидного «коктейля Родченкова». Для тех, кто не согласен с этим выводом, прошу предоставить ссылки на научные работы опровергающие результаты исследований немецких и российских биохимиков. Согласитесь, что контраргументы должны быть примерно «одной весовой категории» с предъявленными доводами. В крайнем случае, я согласен на признание немецких учёных: «Мы были не правы», или покаяние Соболевского: «Моё исследование туфта, я всех надул».

Свидетели секты Макларена будут бормотать о пятидневном окне обнаружения «коктейля». Чтобы охладить их пыл, напомню лишь, что тот же самый человек, – Григорий Михайлович Родченков «на голубом глазу» врал о 48 часовом окне обнаружения мельдония. Опираясь на эту ложь WADA cела в большую лужу, став посмешищем всего мира, отзывая свои дисквалификации под напором беспристрастных данных научных исследований этого препарата. При чём тут Родченков, спросите вы? Ах да, многие ведь не знают, что мельдоний мы запретили практически сами себе. Сейчас самое время отвлечься на небольшое лирическое отступление.

                                                             ГЛАВА  II      Лирическое отступление

В 2008 году USADA создаёт благотворительную организацию «Партнёрство за чистые соревнования» (РСС). Эта хитрая конторка спонсирует исследования в области спортивного антидопинга, причём тратит на это средства вполне сравнимые с затратами самого WADA на данные цели, - несколько миллионов долларов в год. Именно РСС затеяло нехитрую двухходовочку по атаке на российский спорт.

Сначала, в 2014 году, WADA включает в запрещённый список французский препарат Триметазидин. Французское лекарство, давно и широко распространённое в странах восточной Европы благодаря своей дешевизне, было причислено к допингу, хотя не соответствует ни одному из трёх критериев принадлежности к нему. Оказалось достаточно наличия у препарата свойств «модулятора сердечного метаболизма». Ввиду того, что местными спортсменами триметазидин практически не использовался, естественно, что французские антидопинговые структуры не стали отстаивать препарат перед своим вАДовским начальством.

Сразу же за первым, следует второй шаг, - в мониторинговый список WADA включается препарат «Милдронат» (мельдоний). Та же самая РСС заказывает проведение сразу двух исследований. Немецкому институту спорта (DSNS) в Кёльне предложено доказать, что мельдоний является аналогом только что запрещённого триметазидина. Российскому антидопинговому центру (московской АДЛ) предстояло провести исследование по распространённости применения мельдония российскими спортсменами.

С нашей стороны заокеанский грант с энтузиазмом принялись «осваивать» эксперты московской АДЛ Тимофей Соболевский, Марина Дикунец и их непосредственный руководитель Григорий Родченков. За пять месяцев, с октября 2014 по февраль 2015 года было исследовано 4316 проб российских атлетов. В 724 из них (17%) были найдены следы мельдония. Более всего положительных проб (53%) пришлось на регби, менее всего (4%) на волейбол. Вывод команды Родченкова однозначен: «Учитывая быстрое выведение препарата из организма (48 часов) и его высокую концентрацию во взятых пробах, можно констатировать, что мельдоний используется как фармакологическая поддержка российских спортсменов».

На основании отчётов немецких и российских учёных, WADA внесла мельдоний в список запрещённых препаратов. Осенью 2015 года глава РСС Майкл Перлмуттер удовлетворённо заявил: «Это решение показывает эффективность наших методов спонсирования».

Теперь мы знаем, что следы мельдония в пробе можно обнаружить спустя десять месяцев после его применения. А значит, свои выводы по этому препарату Родченков делал на основании ложных данных. Но теперь до этого никому нет дела, и безобидное лекарство продолжает приравниваться к серьёзному допингу.

В принципе, на этом можно было бы и закончить данный пост, доказывающий, что никакого «коктейля Родченкова» в Сочи-2014 российские спортсмены не применяли, а значит и никакой необходимости в подмене допинг-проб не было. Но, на сайте имеется множество любителей делать далеко идущие выводы на основании косвенных данных. Для этих «конспирологов» я подброшу ещё несколько логических нестыковок по т.н. «докладу Макларена», и начну пожалуй с математики.

                                                                 ГЛАВА  III      Математическая

За период с 2011 по 2015 годы зарубежными антидопинговыми лабораториями было проверено порядка 50 000 проб российских спортсменов. Из них несколько сотен дали положительный результат на допинг. На какой только хрени не «залетали» незадачливые россияне, начиная элементарными диуретиками, и заканчивая новейшими полипептидами! Логично предположить, что такой простой, популярный и распространённый допинг как «коктейль Родченкова» оставил глубокий след в этих списках. Однако, зело удивившись, мы не увидим НИ ОДНОГО случая обнаружения в одной пробе смеси метелонона, тренболона (туринабола) и оксандролона. Более того, для счёта случаев парных сочетаний: метелонон-тренболон(туринабол), метелонон-оксандролон и тренболон(туринобол)-оксандролон, вполне хватит пальцев рук одного человека.

Самое обидное для секты «святого Макларена», что на подмену проб через дырку в стене тут уже ничего спихнуть нельзя. Учитывая высокий «коэффицент раздолбайства» российских спортсменов, вероятность широкого распространения среди них пресловутого «коктейля» уверенно стремится к нулю.

Я не хочу сказать, что «коктейль Родченкова» это выдумка не вполне здорового «на голову» человека. Возможно, несколько клиентов Роди и испытывали на себе данное зелье. Но возможность, более-менее, масштабного распространения в российском спорте этого допинга математика исключает.

                                            ГЛАВА  IV      Оценка эффективности манипуляций

А теперь, как бы ни было противно упоминание этого остолопа, давайте представим себя на месте министра спорта Мутко. Перед вами стоит конкретная задача, - обеспечить общекомандную победу на предстоящих ЗОИ-2014. Ведущий специалист антидопинговой лаборатории и куратор процесса манипуляций с допинг-пробами от ФСБ докладывают вам, что в течении игр имеется реальная возможность подмены порядка сотни анализов. Как вы используете эту возможность?

Я бы сделал упор на циклические виды, по двум понятным причинам. Во первых, - именно в них стероидный допинг даёт существенное преимущество над соперниками. Во вторых, - это самые медалеёмкие виды зимнего спорта. В биатлоне, лыжных гонках и беговых коньках разыгрывается 35 комплектов олимпийских медалей. Естественно, что основную часть допинга я направлю именно туда.

Имея под рукой данные по медалям завоёванным россиянами на ЧМ-2013 по конькам, лыжам и биатлону, очень просто оценить эффективность т.н. «допинговой программы Сочи-2014»:

Таким образом мы видим, что по количеству медалей прироста нет, а по качеству налицо заметное снижение, - 2 золота против 4 годом ранее. Прибавка наблюдается лишь в биатлоне. Но если вспомнить, что единственную нашу победу мы получили из рук норвежца Свенсена, бронзу Вилухиной в спринте «перековали» в серебро незадачливые сервисёры Домрачевой, а в женской эстафете фарт был запредельным (вспомните сход француженок и проблемы Пройсс), то всё золото «циклики» уместилось бы в марафоне Легкова.

Не находите, что какой-то странный получается допинг? Логичнее его назвать анти-допингом. Напрашивается вывод о том, что никакого стероидного «коктейля» российские спортсмены в Сочи не использовали. Во всяком случае, в медальном зачёте это не нашло никакого отражения.

                                              ГЛАВА  V      Оценка организации манипуляций

Сама организация подмены допингпроб российских спортсменов на ОИ-2014, так красочно описанная Родченковым в интервью газете NYT, не выдерживает никакой критики, и кроме улыбки, у меня эмоций не вызывает. Эти ночные бдения «при свете керосиновой лампы», поваренная соль на аптекарских весах, многократные перепроверки плотности субстанции, бесконечные хождения ФСБшников с банками для анализов. Вам не кажется, что это отрывок из плохого детектива? Впрочем это не удивительно, у Гриши даже порнорассказы интересными не получались (сам не читал, но верю рецензиям рискнувших ознакомиться).

Эту кустарщину и дилетантизм в подмене проб можно заменить чёткой, по настоящему, эффективной организацией процесса всего лишь одним нюансом. А именно, - вместе с номером ёмкости, спортсмен сообщает куратору ещё и плотность пробы (четырёхзначное число запомнить несложно). Таким образом, чистая проба нужной плотности готовится загодя, а ночью лишь остаётся перелить её в освобождённую от реальной пробы ёмкость, запечатать и вернуть баночку в хранилище. Таким способом можно подменить ВСЕ НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ проб, взятых у россиян в любой день олимпиады. При этом отпадает необходимость личного присутствия Григория Михайловича в здании сочинской АДЛ.

Столько времени готовиться к допинговой афере и так бездарно её организовать!? Что-то не похоже это на наших чекистов. Понятно, что Родченкову нужно было свои постолимпийские манипуляции с пробами «перенести» на время олимпийских стартов. Но, получилось это у него довольно неуклюже.

                                                     ГЛАВА  VI      Немного о стандартах

На крупных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры, действует специальный стандарт тестирования. На обычные пробы (такие как анаболические стероиды) отводится 24 часа, сложные виды анализа (например ЭПО) проводят за 72 часа. В случае атипичной реакции, на дополнительное исследование пробы даётся ещё 24 часа. Сроки, сами видите, весьма сжатые.

Пробы на анализ доставляются в АДЛ в течении всего дня. Утром привозят пробы взятые у спортсменов по месту их пребывания, днём – пробы с утренних соревнований, ближе к ночи – пробы с вечерних соревнований. Очевидно, что и анализы допинг-проб ведутся почти круглосуточно. Днём проверяют пробы привезённые утром, вечером – пробы с утренних соревнований, утром – пробы с вечерних соревнований. Таким образом, возможность подмены допинг-пробы ДО ЕЁ ПРОВЕРКИ имеется только для проб привезённых вечером. Утренние и дневные пробы, к ночи УЖЕ БУДУТ ПРОВЕРЕНЫ и смысла в их подмене нет никакого.

Уверен, что значительная часть допинг-проб российских спортсменов была проверена именно в день взятия пробы. Также, вполне возможен и другой вариант. Допустим конькобежец или хоккеистка употребили смесь анаболиков, «грязную» пробу ночью подменили на чистую Родченков со товарищи. Но где гарантия, что через пару дней к этому спортсмену не нагрянет с утра допинг-офицер и эта проба будет «пропалена» уже без вариантов подмены? А между тем, ни одна из проб российских спортсменов, проверенных в день взятия, не дала положительной реакции. Возможен ли такой исход при массовом злоупотреблении допингом? По моему, нет.

P.S. Была мысль посвятить ещё одну главу личности самого Григория Михайловича Родченкова. Поразмыслив, я выбросил эту идею в корзину. На эту тему должны говорить квалифицированные психиатры. Но мне кажется, что я и так достаточно убедительно доказал, что российские спортсмены не применяли никакого «коктейля Родченкова» на Олимпиаде-2014 в Сочи. А все выводы на этот счёт г-на Макларена, являются фальсификацией и подтасовкой фактов. Надеюсь, читатели данного поста разделят это моё мнение.