О болельщиках и не только
Блог

Как «Аталанта» работает с болельщиками?

    В Европе есть такие клубы, которые славятся не только своей историей, но и своими болельщиками - это Ливерпуль, Дортмундская Боруссия, Рома. Но есть также и такие, которые не относятся к топ-клубам, зато знамениты своими фанатами: греческие Панатинаикос и Олимпиакос, Партизан и Црвена Звезда из Белграда, турецкие Бешикташ, Фенербахче и Галатасарай, а в Италии это Аталанта из Бергамо. Для тех, кто увлекается ультрас-сценой, фанатская трибуна Аталанты - обязательно место для посещения, и из этого рассказа вы узнаете почему. Но мы также собираемся посмотреть на фанатов со стороны менеджмента. Как работает с ними клуб? Какие инструменты нужны в работе с целевой аудиторией, для многих из которых клуб - смысл жизни? И как при этом не потерять тех болельщиков, которые приходят на центральные трибуны семьями? Сегодня на очереди клуб, который впервые за 26 лет вышел в еврокубки и постарается сотворить там сенсацию! Отправляемся в Бергамо искать ответы на эти вопросы. 

   Игра в Бергамо влезла между Ювентусом и Миланом, о которых я рассказывал в предыдущих постах. Городок, расположенный в пятидесяти километрах от Милана, для иностранцев известен своим аэропортом, который используется лоукостерными авиалиниями.

   На центральном вокзале Милана я сажусь в электричку и мчу в сторону места назначения. По дороге, которая заняла минут тридцать пять, мы сделали несколько остановок, на которых подсели первые представители итальянской команды в черно-синих цветах. Хотя, интересно, что несмотря на схожие цвета у Аталанты и Интера, болельщики этих команд отнюдь не друзья.

    От вокзала Бергамо до местного стадиона под названием "Атлети Адзурри д'Италия" расстояние чуть больше пары километров, которые однозначно стоит пройти пешком. Начиная от привокзального Макдональдса и вплоть до входа на южную трибуну стадиона - с каждой примыкающей улице к главному проспекту стекаются поклонники Аталанты. Визг проезжающих мотоциклов и скутеров, переполненные кофейни и пивные по дороге, черно-синие граффити на улицах -все пропитанно атмосферой не только предстоящего матча, но и некого олдскульного итальянского антуража.

 

    Через пару сотен метров я оказываюсь уже у арены, которая является стопроцентной территорией Аталанты. Разрисованные заборы стадиона. Перила, обклеенные стикерами. фанаты начинают распевать местные мотивы. Что всё это значит? Да я же Италии! Родина стиля ультрас! (Не путать с Англией)

   Вокруг стадиона все облеплено скутерами.

    У фанатов Аталанты по сути две фанатские трибуны, расположенные друг напротив друга по разные стороны ворот. Curva Morosini и Curva Pisani, на которой располагаются наиболее активные фанаты, и на которую мне удалось взять билет онлайн за какие-то 13 евро. На центральные сектора билеты были от 20 евро — дешево по меркам Италии, а главное, народ ходит. Стадион вмещает порядка 24 тысяч, и каждую игру заполняется примерно на 80% (на гостевой сектор каждый раз выделяют порядка три тысячи мест). Кстати, поле Адзурри - очень длинное по меркам футбола — целых 120 метров при ширине в 70. Но сейчас не об этом. Пора внутрь!

    Дойдя до трибуны Pisani, названной в честь одного из игроков черно-синих, о котором я расскажу ниже, встаю в очередь на сверку паспортных даннымх и информацией в билете. Правда, одного я всё-таки не учел. Из-за разъездов не было возможности распечатать билет, и поэтому я просто сохранил его на планшете. Но на таком старом стадионе, как в Бергамо - это не прокатит. Электронные считыватели старого образца рассчитаны лишь на то, чтобы билеты вставляли внутрь, что с планшетом и смартфоном физически невозможно. Такие, кстати, были до недавнего времени на Арене-Химки.

   Интересно другое. В такой ситуации оказался лишь я один, что говорит о том, что такие туристы как я здесь — редкость. В итоге стюарды просто пропустили меня через калитку, увидев мой российский загран после вопроса об ID, и поняв, что вряд ли мне взбредет в голову копировать на планшет чей-то билет.    Наконец я прошел на стадион и оказался в подтрибуннном помещении Curva Pisani. Это особенное место. Континент вокруг меня особенный. Люди, которые приходят на стадион и поддерживают команду, которая никогда не была в числе топ-клубов своей страны и частенько путешествовала по маршруту в дивизион ниже. Эти болельщики - ориентир клуба в работе. В таком скромном по бюджету клубе как Аталанта не думают о том, как сделать бизнес на футболках, зато думают о том, как еще больше сплотить команду и игрока под номером 12. И это здесь сразу бросается в глаза.

 

    При входе раздают бесплатные программки к матчу, а также черно-синие картонки с номером 14, которые будут использоваться в перфомансе к матчу, о котором я расскажу чуть ниже. 

  Все стены в подтрибуннном помещения разрисованы красивыми изображениями в цветах клуба и героине греческой мифологии Аталанты.

 

    Внутри располагаются многочисленные точки продажи атрибутики, которую продают фанатские группировки. Атрибутика, кстати, классная: шарфы, футболки, стикеры - полно всего на любой вкус. 

  

  Стадион очень старый, для комфортабельного просмотра - не пригодный. Но он очень атмосферный как внутри, так и снаружи. Такое мне по душе, как и тысячам  местных поклонников. Арена, которой без малого 89 лет, как обычно будет забита под завязку, несмотря на то, что игра сегодня с худшей командой лиги - Кротоне.

  

    Вот так выглядит точка общепита. Черно-синие прилавки и футболки легенд клуба над задней витриной. Здесь ВСЕ за Аталанту.

    Кстати, еще один момент - несмотря на больше скопление свирепых ультрас, баннеры, пиротехнику и прочее - полиции нет нигде. Разве только для того, чтобы перекрыть движение на время матча с прилегающей улицы к стадиону. А теперь - внутрь.

 

  Фанатский вираж за пятнадцать минут до начала игры уже битком. Сегодня к матчу готовится нечто особенное. Сидячих мест нет, под ногами деревянные ступеньки на металическом каркасе. Сиденья только на двух центральных трибунах. А здесь они и не нужны. Повсюду мелькают болельщики в черно-синих куртках военного фасона с эмблемой Аталанты. Пожалуй, каждый седьмой в такой куртке на трибуне. Позже выяснил, такой пуховик дарили каждому, кто брал абонемент на текущий сезон. Каждому.

    Трибуны начинают распевать имя Федерико Пизани. Пришло время рассказать о перфомансе, который готовился к сегодняшнему матчу. Федерико Пизани, защищавший цвета Аталанты напротяжении своей карьеры под четырнадцатыми номером, погиб в автокатастрофе в 1997 году в возрасте двадцати двух лет. Воспитанник клуба провел за Аталанту всего 44 матча, но влюбил в себя поклонников. На этой неделе (12 февраля - игра состоялась 18 февраля 2017) исполнилось двадцать лет с момента гибели игрока, чей номер 14 навсегда изъят из обращения Аталанты, и в чью честь названа трибуна, на которой мы сейчас и находимся (Curva Pisani). Своих кумиров здесь чтят и помнят. Вся программка к сегодняшнему матчу посвящена истории этого игрока.

   

  Весь стадион поёт имя игрока на итальянский мотив на протяжении десяти минут, а у меня идут мурашки по коже.    

  Но как и на любой трибуне Италии, здесь скандируют без мегафонов и барабанов — запрет. Флаги, баннеры - пожалуйста. Пиротехнику жгут почти весь матч. Её здесь очень много, особенно по меркам Италии. Противоположная трибуна поддерживает команду, но не так активно, хотя они тоже приготовили несколько баннеров в честь Пизани к началу игры.

 

    Кстати, их трибуна Curva Morosini, так же получила название в честь воспитанника Аталанты, Пьермарио Морозини, который умер на футбольном поле от сердечного приступа пять лет назад, защищая цвета Ливорно. Морозини родился и похоронен в Бергамо, и несмотря на то, что в официальных встречах он не провел ни одного матча за Аталанту, он остался навсегда в сердцах у поклонников черно-синих.

   Ощущения от игры - просто супер! На сорок восьмой минуте Аталанта забила единственный мяч, ставший победным в этой встрече, и я искренне радовался победе вместе с ее болельщиками. "Еврокубки всё ближе" — скандировали ультрас после матча, когда игроки подошли к трибуне, чтобы поблагодарить за поддержку. Кстати, некоторые из них, отдали фанам всего себя: футболки, трусы и даже гетры. Покидал стадион я с одним чувством. Это был восторг. И хотя сам клуб по сути отстранился от какой-то организации match-day, это было второстепенно, потому что атмосферой здесь заправляли фанаты, а стадион был  забит. Однако какую всё-таки роль играет клуб в создании такой атмосферы? И что менеджмент делает для болельщиков и такого единения с командой за пределами стадиона? Пора изучить поближе.

 

  Аталанта действительно обладает интересными инструментами в работе с болельщиками, которых, конечно, не так много как у топ-клубов Италии, но зато они с командой и в радости, и в горе. Главное отличие такого скромного клуба как из Бергамо - это небольшая целевая аудитория (население Бергамо - 115 тысяч), и если Интер или Ювентус будут поддерживать далеко пределами Милана и Турина соответсвенно, то вот в Аталанте нужно бороться за каждого коренного поклонника. Почему? Потому что мало кто, живя в соседнем Милане и имея выбор перед Миланом и Интером, будет поддерживать Аталанту. А вот обратная ситуация, когда ты живешь в Бергамо, а у тебя в сорока минутах езды топы Милан и Интер (особенно лет так 7-8 назад), это реальная картина. Что делает Аталанта для сохранения и увеличения числа своих болельщиков?

    1) Первый проект называется Аталантина.

В буквальном смысле менеджмент клуба решил прививать любовь местных жителей к Аталанте с самого рождения. Суть заключается в том, что каждый новорожденный, появившийся на свет в Бергамо, уже в роддоме получает свою первую черно-синию футболку. Всё что нужно, это родится в одном из нескольких роддомов небольшого городка. Программа финансируется за счёт средств из благотворительного фонда Аталанты, о котором будет чуть ниже.

    

    Малышу всего несколько дней, а он уже в правильных цветах.

  2) Спустя несколько лет ребенок становится школьником, где ему продолжают напоминать, что Аталанта — это на всю жизнь.

В этом ему помогает проект под названием "Аталанта в школу", организованный клубом и проводимый в первом пяти начальной школы и первых двух классах средней школы.

Всё состоит из пяти этапов:

  1) к вам в школу приходит представитель клуба с небольшой презентацией о клубе, команде и игроках.

  2) вашему классу организуют визит на стадион, где вам показывают все от кромки поля до раздевалок

 3) на тренировочном поле дают возможность поиграть в футбол 

 4) в один из дней организуют встречу с одним из игроков Аталанты

  5) конкурсы среди детей и, конечно же, призы в виде атрибутики клуба  Кстати, некоторые конкурсы среди школьников организуются регулярно в течении года. Это, например, сочинения "Стадион: место встречи, а не конфронтации", придумать лозунг на тему против расизма или нарисовать любимого игрока клуба.  

 

3) Если же ваше чадо хочет заниматься футболом и при этом связывать себя с Аталантой, то добро пожаловать.  Нет, речь не о футбольной академии, куда берут только лучших из лучших. Речь о летних футбольных лагерях Аталанты, куда можно попасть независимо от уровня игры. Естественно, это далеко не бесплатно. Зато когда ваш подросток вместо обычного лагеря поедет в кэмп Аталанты, где будет усиленно тренироваться под присмотром работников клуба и иметь возможность поспаринговаться со сверстниками-воспитанниками клуба.

 Лагеря открыты в течении всего лета (что позволяет в межсезонье привлекать и самих игроков Аталанты для участия), смена длится 7-11 дней, а цены варьируются от 255 до 650 евро в зависимости от интенсивности тренировок и продолжительности. Больше информации о проекте на atalantacamp.it

    А затем этот молодой поклонник, растущий в окружении своих черно-синих соратников, попадает на стадион (а лучше всего сразу на трибуну Пизани), где он вдыхают атмосферу неподражаемой поддержки и начинать всем сердце сам переживать за клуб. Здесь два пути: либо он от раза к разу приходит на стадион, либо спустя какое-то время это становится привычкой и он делает это постоянно. Какой путь выгоднее? Конечно, второй. Почему? Потому что владелец абонемента имеет ряд преимуществ. И речь, прежде всего, о скидках, которые идут от спонсировать клуба:

  -10% в фирменном магазине черно-синих

   - Бесплатное использование карты банка UBI в первый год и футболка от спонсора 

    -20% скидка на продукты бренда YesZee

    -40% скидка в Italian Optic 

    -15% скидка в сети клиник Habilita

  От клуба помимо новостной рассылки владелец сезонного квитки так же получает подарки. В этом году при покупке абонемента это футболка, в прошлом сезоне это был пуховик (те самые пуховики, в которых был каждый седьмой на матче с Кротоне), до этого поло, жилетка, туалетные принадлежности и прочее. Как же приятно, когда клуб дарит именно такие ценные подарки, а не магнитик или календарь с матчами на сезон!

   

4) А дальше задача клуба проста: максимально приблизить команду к болельщикам, сделать из них единое целое, чтобы достигать поставленных результатов на поле. Для этого организуются встречи игроков с болельщиками, автограф-сессии, которые проходят в фирменном магазине в Бергамо, награждаются самые преданные болельщики и многое другое.  Чем отвечают фанаты? Взаимностью. Вот, например, самый свежие случаи с прошедшего сезона.  На выезде в меньшинстве обыгран Наполи - в аэропорту Бергамо команду встречают три тысячи тиффози.  Аталанта с треском проигрывает Интеру 1:7. Болельщики? Болельщики всё равно едут, встречают команду и устраивают овации. Где вы такое видели? Это очень дорого.   

    5) Клуб также организует благотворительный фонд, средства от которого идут в поддержку социальным проектам Бергамо и его жителям. Работники компаний, которые являются спонсоры клуба каждую неделю играют в футбол в специальной лиге, организованной Аталантой. В социальных сетях проводятся интересные интерактивы и многое другое. И чуть не забыл — один самых желаемых и продаваемых подарков в Бергамо - это подарочная карта в фирменный магазин черно-синих!

  Теперь Аталанту ждет новый этап развития — команда наконец играет в еврокубках! И этот выход в элиту при правильном подходе поможет сделать еще один скачок в развитии. Предстоит обновить стадион, сменить устаревшие оборудование, в общем, сделать пребывание на стадионе более комфортным, а в плане маркетинга этот выход поможет повысить узнаваемость клуба за пределами Бергамо. Ну а то, что эта команда наведет шороху в Европе - у меня нет сомнений. Да с такой поддержкой можно попробовать и до лиги чемпионов допрыгнуть!

  

      P.S. В следующий раз мы отправимся в немецкий Гильзенкирхен в гости к Шальке-04, а совсем скоро ждите рассказ со стадионов США о том, как прошел международный кубок чемпионов, в котором участвовали Реал, Барса, Рома, Ювентус и другие.  

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья