7 мин.

Главный соперник «КАМАЗа» на «Дакаре» сломал палец и лобовое стекло. Нагонял без тормозов – пока не отказал мотор

Больше у «синей армады» нет конкурентов.

«Дакар»-2021 все-таки стартовал – несмотря на коронакризис, закрытие границ в Саудовской Аравии и радикальное сокращение бюджетов на автоспорт по всему миру. С финансовыми проблемами столкнулась и главная раллийная команда России – «КАМАЗ-мастер»: затраты пришлось резко снижать с 11 миллионов евро и замораживать переоснащение заводов и машин. В Набережных Челнах даже рассматривали вероятность заявки трех грузовиков вместо четырех, но в итоге все-таки нашли деньги на обычное представительство на рейде – хоть и без пятикратного чемпиона Эдуарда Николаева.

Но, с другой стороны, бюджетные ограничения мощно ударили по соперникам «КАМАЗа»: в Джидду не приехала команда Жерара Де Роя (традиционно главный конкурент «синей армады»), и грузовики «Ивеко» потеряли все представительство с более-менее серьезной поддержкой. Среди обычных соперников остались лишь чешcкие «Татры» и модифицированная «Прага» Алеша Лопрайса – но они отстали от «КАМАЗа» в развитии еще несколько лет назад.

Стартует сверхстранный «Дакар»: у «КАМАЗа» почти не осталось соперников еще до первого этапа

В итоге у российской команды почти не осталось конкурентов – за исключением беларуского «МАЗа», впервые выставившего на рейд сразу два капотника. Этот 960-сильный зверь хоть и уступает по мощности российским машинам (у них 1050 л.с.), но уже здорово потрепал нервы доминаторам с берегов Камы и на «Шелковом Пути»-2019, и на прошлогоднем «Дакаре».

Соперник побеждал «КАМАЗы» почти весь российский ралли-рейд. Но в итоге закончил переворотом

Главного конкурента «КАМАЗа» на «Дакаре» вытаскивали из дюны сразу двумя грузовиками. Один не справился

Компактный семиметровый болид 6440RR (похожий на огромный внедорожник «Тойота» Hilux) представили в 2018-м – он опирается не на пиковые показатели мотора, а на баланс, удачную развесовку с центром тяжести и большую экономичность. Теоретически благодаря меньшему расходу топлива «МАЗ» легче соперника в начале каждого спецучастка – и потому должен реже вязнуть в песках и гнать как минимум на равных.

Грузовик, укатывающий непобедимые «КАМАЗы» на российском ралли: красавец мощностью 960 л.с.

В 2021-м скорость у лидера минчан Сергея Вязовича не пропала: он выиграл пролог нового «Дакара» (аналог поул-позиции в ралли) и стартовал первым. А после трех этапов удерживает вторую позицию с отставанием от «КАМАЗа» Сотникова в 17 минут – и постепенно нагоняет: за третий отрезок сократил открыв на 18 секунд.

При этом именно на экипаж Вязовича, кажется, вылилось максимальное количество мелких проблем, превращающих жизнь в ад. К примеру, последние 60 км третьего спецучастка минскому грузовику пришлось гнать без тормозов!

«Не тормозить – для меня не проблема. Просто держитесь. Давно ждал момента, когда нельзя будет тормозить», – отреагировал Сергей на просьбу механика временно забыть о второй педали.

«Мы с самого начала держали хороший темп, – рассказал Вязович в сториз аккаунта «МАЗа» в инстаграме после финиша спецучастка – Догнали Айрата Мардеева, проехали вместе с ним дюны. В конце дюн он немного подсел, и мы вышли на ровное плато первыми. Так и доехали до зоны нейтрализации, где узнали, что выигрываем примерно 10 секунд у Димы Сотникова. Поэтому продолжили в том же темпе.

Где-то за 150 км до финиша появился лишний звук в работе турбонаддува. Поняли, что где-то есть дырка, через которую выходит воздух. Начали терять мощность, но нас спасла быстрая дорога. Мы просто держали максимальную скорость, и наддув нам был не нужен.

А за 100 км произошел хлопок. Возникла проблема с воздушной системой. Еще на первой половине спецучастка мы с этим столкнулись – тогда у нас очень медленно подкачивались колеса. Оказалось, в головке компрессора вырвало основную трубку, и воздух перестал поступать в систему. Последние 60 км мы практически не пользовались тормозами. Антон попросил пользоваться ими как можно меньше, потому что уже загорелись контура, воздух стал в районе пяти атмосфер, даже чуть меньше. Ещее немного – и у нас просто затормозились бы энергоаккумуляторы задней тормозной камеры. Поэтому ничего не оставалось, кроме как поддерживать высокую скорость и не пользоваться тормозами».

Реклама 18+

Причем гнать без возможности замедления Вязовичу пришлось со сломанным пальцем на руке – гонщик не лучшим образом познакомился с аравийскими выбоинами на первом же спецучастке.

(фото гипса и видео момента – в слайдере)

«На самом деле мне это никакой проблемы не доставляет, – прокомментировал травму беларуский раллист для телеграм-канал Cross-Country Rally. – Больше за этот палец волнуются доктора из медицинской части «Дакара», чем я. На ночь надеваю шину, днем снимаю, потому что она мешает как следует обхватывать руль. Но не чувствую проблем. Такая травма нам точно не помешает пойти к тому, чего мы ждали весь год».

Первый этап в принципе вышел для «МАЗа» максимально суровым – деревья на спецучастке высадили лобовое стекло на грузовике Вязовича и сломали систему крепления дверей.

«На узких участках между деревьями мы сильно повредили машину, – описал впечатления от стартового отрезка Сергей в инстаграме. – Можно сказать, мы рубили просеку, чтобы проехать. Постоянно открывались двери. Платформу всю поломало об кусты. Мы останавливались и закрывали, она снова открывается. Очень много остановок было, лобовое стекло выбило веткой. Самой большой проблемой было то, что габариты машины не пролезали среди кустов».

А на втором этапе «МАЗ» столкнулся с невозможностью догнать «КАМАЗ» по чистому темпу на песчаных спецучастках – вне зависимости от собственных действий.

«Дима Сотников оказался побыстрее нас, – признавал Вязович в интервью пресс-службе команды. – Мы где-то минуту со ста километров дистанции ему проигрываем по темпу и пока ничего с этим сделать не можем».

И день спустя красный грузовик уже начал нагонять синий – даже с проблемными тормозами и сломанным пальцем у пилота. Теперь-то в классе Trucks и начинается настоящий «Дакар» – гонка не мощности, а смелости, осмотрительности, нервов и технической готовности. И пока победа «КАМАЗу» совсем не гарантирована.

UPD: После первой публикации текста на четвертом спецучастке экипаж Вязовича столкнулся с серьезной механической поломкой и остановился для ремонта. Беларуский коллектив провозился до ночи, но все-таки успел закончить отрезок до полуночи и уложиться в дедлайн.

«На 100-м километре машина неожиданно заглохла_ рассказал недавний претендент на победу. – При осмотре обнаружили пропажу связи между двигателем и коробкой передач, в том числе с датчиков, снимающих обороты маховика. Поняли, что возникла серьезная проблема, которую решить можно только разъездинив двигатель и коробку.

Поначалу мы подумали, что сделать это в пустыне невозможно. Да и мы не знали, что именно произошло внутри. Но потом остановился Алексей Вишневский, еще пару машин: мы набрали кучу подкладок, домкратов. Пыл чуть остыл, мы поняли, что выбываем не только из борьбы за высокие места, но и вообще из всей гонки, и приняли решение не вызывать эвакуацию, до конца использовать свой шанс.

Второй задачей было уложиться в 12-часовой лимит времени на спецучастке, чтобы не получить пенализацию. В 9 часов вечера мы закончили работу, тронулись и в 23:20 финишировали. Лимит у нас заканчивался в 00:08, так что вроде как уложились.

Автомобиль полностью исправен. Мы проехали весь спецучасток, все дюны – никаких проблем. Почему произошла та поломка? Скажем так, вот этот весь узел – демпферная пластина, маховик, гидротрансформатор – разобрался».

Первый раллийный «КАМАЗ»: всего 260 л.с., минимум отличий от серийного и особая техника прыжков на дюнах (чтобы не ломалась подвеска)

Врачи на «Дакаре» приезжают в пустыню к гонщику в беде быстрее, чем в Париже и Берлине. Поспорят только Москва, Лондон и Нью-Йорк

Жилище гонщика на «Дакаре» очень маленькое (5 метров площади!) и забито запасной одеждой и едой. Видеоэкскурсия

Фото: globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, Le Floc via www.imago-images.de