18 мин.

«Нант» 2016/2017: новая надежда

«Нант» – один из самых титулованных французских клубов, но известен он стал не только благодаря этому. Его визитной карточкой стала игра, которой команда придерживалась в 60-х гг. и которая исправно приносила трофеи. Марк Неугасимов – про феномен французского клуба специально для журнала «Rytai».

alt

В каждой стране, где футбол является популярной игрой, была хоть одна команда, выделяющаяся своим неповторимым стилем. В России, например, это был московский «Спартак», который благодаря своим «стеночкам-забеганиям» смог покорить сердца многих болельщиков. И ведь многие из них не отказались от любви к «ромбику» даже при том, что уже на протяжении 14 лет красно-белые не выиграли ни одного трофея. А какое наследие оставил амстердамский «Аякс» 90-х годов со своим тотальным футболом! Из свежих примеров – «Барселона» Гвардиолы, которая оставила заметный след в истории футбола. Но все эти примеры весьма заезжены и известны если не всем, то очень многим. Но есть команда, которая внесла свой вклад в мировой футбол, но не так обсуждается среднестатистическим болельщиком. Эта команда – «Нант».

В нынешнем своём виде команда появилась в 1943 году, когда пять местных любительских клубов объединили свои усилия с целью добиться в ближайшие годы выхода в элитный дивизион. По заявлениям основателей Жана Лё Гиллу и Марселя Сопена, слияние произошло под слоганом «через занятия футболом развить физическую и моральную силу у молодых людей и создать между членами команды дружеские связи». Символично, что как раз по окончании Второй Мировой войны и воцарения дружбы в Европе «Нант» и обрёл статус профессионального клуба. Впрочем, потом «канарейки» (прим.: прозвище клуба, данное по основным цветам — желто-зелёным) долгое время тщетно пытались выйти из второго дивизиона в первый.

На дворе стоял 1960 г., «Нант» уже на протяжении нескольких сезонов болтался где-то в середине турнирной таблицы турнира, известного сегодня под названием Лига 2, а такое состояние дел руководство не устраивало. Вот тогда и случилось одно из ключевых событий в истории жёлто-зелёных: выбирая самый экономный из вариантов, новоиспечённый президент клуба Жан Клерфёй назначил на пост главного тренера некоего Жозе Аррибаса, который работал с любительской командой в деревеньке Нуаян-сюр-Сарт.

В современном футболе всё реже появляются истории о подобных находках, но этот специалист пришёл буквально из ниоткуда. Сарафанное радио по всей Франции распространило весть о том, что есть один баск (прим.: Аррибас родился в Бильбао, но из-за гражданской войны в Испании его семья бежала во Францию, когда ему было 14 лет), который успешно применяет бразильскую тактическую модель 4-2-4. В эпоху, когда более оборонительные модули, пришедшие из Италии и более известные под именем катеначчо, правили футбольным миром, бразильский футбол был несколько диковинным. Как бы там ни было, Жозе ответил согласием на предложение «Нанта» и впоследствии 16 лет руководил командой, осуществив в ней тактическую революцию как минимум в масштабах страны.

С приходом Аррибаса прежние 4-4-2 были задвинуты куда подальше, а своих игроков наставник просил играть: а) всей командой; б) как можно проще; в) в атаку. Казалось бы, требования сформулированы предельно просто, однако первые сезоны под руководством нового тренера задались едва ли. «Канарейки» заняли 11-е место, годом позже поднялись на 5 позиций вверх, а вот на третий сезон им всё же удалось выйти в элиту, где с первого же захода заблаговременно была решена задача по спасению от вылета и по итогам сезона даже покорена 8-я строчка.

Второй год в элите стал звёздным часом Аррибаса: по итогам сезона 1964/1965 «Нант» впервые стал чемпионом Франции. Титул им принёс победный матч против «Монако», выигранный со счётом 2:1. Главной звездой той команды был нападающий Жак Симон, ставший с 24-мя мячами лучшим бомбардиром сезона. Джеки, как его называли болельщики, в своё время пришёл из Шербура и после этого успешного для себя и для клуба года стал первым игроком «канареек», получившим вызов в сборную Франции. Начало добрым традициям было положено!

alt

Тогда о методике Аррибаса узнала вся Франция. Его тренировки были откровением для многих. Такого количества упражнений без мяча игроки ещё не видели. До сих пор считается, что игра по Аррибасу достигалась очень долгим путём изнурительных тренировок. Интересно, что умение играть быстро и накоротке совершенствовалось в котлованах, вырытых в Жонельер (прим.: местечко, где сейчас базируется академия «Нанта»). Таким оригинальным способом футболисты в инсценированных игровых эпизодах постигали науку футбола с акцентом на физический контакт с соперником и мелкий перепас на ограниченном пространстве.

Аррибаса часто спрашивали об особенностях его футбола. В тактические нюансы он старался не погружаться, ограничиваясь лишь общей концепцией: «Я считаю, что кроме индивидуальной ценности игроков самым важным является понимание командной игры. Вот почему когда речь заходит о «Нанте», то стоит говорить о концепции игры, а не о системе или организации. Ну, хорошо, если вы хотите, могу описать вам необходимые моральные требования для наших футболистов: каждый должен раствориться в коллективе и довериться партнёрам». Если говорить о каких-то тактических рамках, то они были больше применимы для оборонительных порядков и сегодня выглядят достаточно обыденно: зонная защита, игра в линию с применением искусственного офсайда. При этом один из центральных защитников должен был как минимум запускать атаку из глубины.

Уже тогда стало понятно, что у «канареек» появился свой стиль футбола, но термин «игра по-нантски» появился лишь в начале 90-х. Своему рождению это понятие обязано журналисту издания «L’Equipe» Патрику Дессо, который именно так нарёк этот футбольный феномен. В том тексте рассказывалось о наставнике команды Жане-Клоде Сюодо, который играл на позиции опорного полузащитника у Аррибаса и впитал в себя его видение игры: «Ставшая наследием 60-х гг. и увидевшая свет благодаря Жозе Аррибасу, эта самая игра по-нантски была возрождена из пепла. Все навыки, которые легли в основу философии игры, вернулись на французские поля. Умная игра, наука перемещений по полю, движение, бег, простота игры с мячом — все эти принципы являются главными ингредиентами в домашнем рецепте этого повара».

Спросите любого болельщика на «Ля Божуар» (прим.: домашний стадион «Нанта») от мала до велика, кто такой Жозе Аррибас. Его футбол был зрелищем для более умудренных опытом. Это нормально, ведь история клуба бережно передаётся из поколения в поколение. В отличие от самой игры. Стиль переродился в 90-х гг., но после не самых радужных времён, проведённых вне элитного дивизиона, «канарейки» отошли не то что от своего исторического почерка, а от атакующего футбола в принципе. Сейчас по возвращении в Лигу 1 команда пляшет от печки, и те, кто помоложе, вряд ли до конца осознают все особенности той самой «игры по-нантски». Чего уж говорить о тех, кто и географически, и ментально далёк от Нанта и Франции! Как следствие, у этого феномена немало кривотолков, а зрители на «Ля Божуар» вправе задавать вопросы тем, кто наблюдал за ним своими глазами.

«Игра по-нантски» и «тики-така» – это одно и то же?

Да, такой миф действительно существовал и пришёл, как ни странно, из каталонской прессы. В 1992 году издание «Mundo Deportivo» обвинило «Нант» в копировании «Барселоны» Йохана Кройффа. Мало кто стал вдаваться тогда в подробности и выяснять, чем же именно были похожи эти две команды, но с тех пор появился стереотип о том, что «Нант» построил свою игру на владении мячом. Даже сейчас во французской прессе можно встретить сравнения того «Нанта» с «Барселоной» и наоборот. Есть даже те, кто на полном серьёзе считает, что испанцы скопировали у «канареек» философию игры. В общем, чем дальше в лес, тем ближе к солдатам диванных войск.

Вообще идеями «Барселоны» Кройффа «Нант» действительно был воодушевлен какое-то время, но тогда у руля был Рейналь Денуйекс, который работал в клубной академии, а первую команду возглавил лишь в 1997 г., сменив на посту Сюодо. При нём действительно были сделаны акценты в абсолютно другом направлении, однако его предшественник (именно на период его работы пришлось это сравнение), как воспитанник Аррибаса и прямой последователь его идей, к таковым никак не относился.

alt

Как видите, тактически ничего общего, что делает это сопоставление ещё более смешным. Из общего можно выделить разве что повышенные требования к физической подготовке футболистов, но в современном футболе это первостепенная основа в каждом клубе. Эти два стиля настолько противоположные, что после ухода с поста главного тренера Жан-Клод Сюодо высказался о стиле «Нанта», который делал упор на контроль мяча: «Приоритет при такой игре — сохранять у себя мяч как можно дольше. Сегодня, как мне кажется, это стало болезнью в футбольном мире. Вот поэтому игра и стала всем надоедать. Лично меня раздражает смотреть на все эти бесконечные перепасы».

На что же тогда похожа «игра по-нантски»?

Как вы заметили из вышеуказанной схемы, упор сделан на то, чтобы минимальным количеством передач выбраться из обороны в атаку. Это никак не похоже ни на «Барселону», ни на сборную Испании на рубеже десятилетий. Всё с точностью да наоборот. «Как правило, нам нужно 4-5 передач на то, чтобы не просто перейти на половину поля соперника, но и выйти на ударную позицию», – описывал игру своей команды Сюодо.

«Барселона», например, подолгу владеет мячом, но забивает, только включая повышенные скорости. Подобная зигзагообразная игра свойственна и «ПСЖ» Лорана Блана, который неспешно выходит из обороны с большим количеством передач, но находясь в 30 метрах от ворот соперника, включает скорости и ищет возможность забить гол. Ну, или делают это со стандартов. «Игра по-нантски» – это молниеносная безбашенная игра с самого начала развития атаки. Футбол прямолинейный и зачастую контратакующий. Если же искать аналоги среди актуальных примеров, то подобные принципы сегодня исповедуют Юрген Клопп и Жозе Моуриньо.

4-1-3-2 или 4-1-4-1: версия «игры по-нантски» 90-х гг. слегка отличается расстановкой от версии 60-х гг., но опирается на те же принципы. В этой системе нашлось место лишь одному центральному полузащитнику. В современных командах такое найдёшь едва ли, ведь это признак вопиющего дисбаланса. Но в этом и была фишка «Нанта» по признанию Сюодо: «У нас была иррациональная игра, но нас это не беспокоило. Я часто слышу, что организация команды очень важна, но для нас гораздо важнее было другое: как мы будем перемещаться по полю. Движение – основа игры нашей команды».

alt

Во всех более традиционных системах футбольных ценностей игру можно условно разделить на несколько частей: организация, конструирование, креативность и завершение. По сути, все эти этапы можно легко ассоциировать с защитой, центром поля, атакующей группой и острием атаки соответственно. В «Нанте» же конструированием занимались не центральные хавбеки, а взрывные защитники, что сбивало с толку оппонента. Креативность же создавалась за счёт движения. К примеру, Кристиан Карамбё делал первый пас и сразу же бежал к чужой штрафной. Каждая передача вперёд сопровождалась вертикальными забегами с дальнейшими открываниями. Штука в том, что соперник, как правило, терялся, ведь что можно сделать с этими бесконечными открываниями? Тем более, когда к игроку с мячом стягиваются соседствующие по позиции партнёры для того, чтобы предложить больше вариантов продолжения атаки.

Футбол не стоит на месте, а скорости в нём растут. Однако «Нант» 90-х и сегодня оставляет ощущение, будто во время их атак мяч воспламенялся. И это при том, что их игра проста до безобразия. Да, такой футбол неминуемо ведёт к многочисленным потерям мяча, ведь всё делается на бегу. Здесь, кстати, есть немало общего с постулатами Марсело Бьелсы, который убеждён, что всесторонняя работа, отработка игровых эпизодов и их оттачивание до идеала приведут мастерство на высочайший уровень и позволят реализовать наработки в игре при любых условиях, в том числе и на высокой скорости.

При этом интересно, как «Нант» подходил к формированию средней линии. Сюодо ставил туда несколько одноплановых игроков, которые обладали широким арсеналом достоинств. Макелеле, Педрос, Ферри, Коэ, Карамбё – типовой состав «канареек» в полузащите. Сегодня мы привыкли видеть футболиста, который привязан к конкретной позиции. Например, вингер играет на фланге, плеймейкер – под нападающим, а игроки центра поля даже делятся на опорника и так называемую «восьмёрку». У «Нанта» всё было куда проще. Если вы не застали игру этой пятёрки, то представьте, что у вас в средней линии три Матюиди и два Пасторе, и вы получите точнейшее описание игры «Нанта» в полузащите. Три двужильных игрока, которые поспевают по всему полю и проделывают колоссальный объём работы, и два мастера последнегопаса.

Чем же «Нант» был такой особенный?

Особенность «Нанта» заключалась не только в философии игры, которая до 1997 г. бережно передавался из поколения в поколение на уровне первой команды, но и в подготовке игроков. Академия «канареек» Жонельер известна своими воспитанниками, которые с детства приучались играть «по-нантски». При этом стиль выглядел естественно и привычно даже для тех, кто не прошёл через систему подготовки жёлто-зелёных, как, например, футболист сборной Чада Жафе Ндорам: «Для меня поначалу «игра по-нантски» была всего лишь словами. Я всегда воспринимал футбол именно в таком виде: командная игра, поиск решений, игра в одно касание, все вместе атакуют, все вместе защищаются. Для меня «игра по-нантски» – это тот футбол, в который я играл с самого детства».

alt

В Нанте никогда не водились пачками лучшие дарования планеты, но из них стабильно делали футболистов высочайшего уровня. Помимо уже упомянутых Кристиана Карамбё и Клода Макелеле, здесь обрели себя Дидье Дешам, Марсель Десайи и Микаэль Ландро. Первые выиграли за карьеру игрока всё, что только можно, а третий по своему потенциалу мог стать лучшим вратарём сборной Франции, но так почему-то им и не стал, хоть и заслуженно считался крайне сильным голкипером.

Неспроста выше упомянуты эти футболисты. То были не самые выдающиеся таланты своего времени. Во всем «Нанте» едва ли находились индивидуально яркие игроки, это и отмечал Жан-Клод Сюодо: «В плане техники мы были, мягко говоря, далеки от идеала. Нужно было брать чем-то другим, удивлять соперника. Поэтому мы носились на сверхзвуковой скорости. Речь не просто о навале, а о разумной игре с правильным ритмом».

Тот «Нант» не пытался на кого-то походить, а просто играл по-своему: «Иногда мы, сами того не желая, отдавали мяч сопернику. Как правило, после того, как сами открывали счёт. Как только перед нами появлялось пространство, мы сразу запускали контратаку. Когда мы шли вперёд, мы вынуждали соперника идти на игрока с мячом, открывая тем самым свободные зоны. В то же время наши передачи были не то чтобы особенными, но они делались по определённому принципу, который мы всё-таки не будем придавать огласке». Завершив эту фразу Коко Сюодо хитро улыбнулся. Если попытаться передать суть своими словами, то пас делался всегда с большой долей риска и, как правило, обрезал минимум одного игрока соперника от игры, т.е. без цели мяч никогда не передавался. Наверное в этом и крылся главный секрет «игры по-нантски».

Что стало сейчас с «игрой по-нантски»?

Вообще история «Нанта» носит цикличный характер: «игра по-нантски» то была главной философией клуба, то переставала ей быть. В 2007 году «Нант» вылетел из Лиги 1, вернувшись туда, откуда в последний раз «канарейки» выбирались ещё при Жозе Аррибасе. Вернуться в элиту клуб смог только в 2013 году. Понятное дело, что ни о каком историческом почерке и речи не шло. Футбольный мир круто поменялся и стал ещё более прагматичным.

Уже бывший наставник «Нанта» Мишель Дер Закарян хоть и является воспитанником клуба, но не застал футбол Аррибаса. Он мог наблюдать его только со стороны, играя за «Монпелье» бок о бок с Лораном Бланом. Что точно специалисту досталось от академии «канареек», так это несгибаемый характер: однажды в матче против «Манчестер Юнайтед» у него порвались крестообразные связки, но от замены он отказался и доиграл матч до конца. Примерно в таком самоотверженном ключе сейчас играет его «Нант», вот только это далеко не то, что прививал Жозе Аррибас и Жан-Клод Сюодо на берегах Луары.

Трибуны «Ля Божуар» до сих пор с трепетом вспоминают золотые времена нантского футбола, когда их любимцы выигрывали чемпионаты и даже добирались до полуфинала Лиги чемпионов. Несмотря на затянувшиеся непростые времена, они с оптимизмом смотрят в будущее. А иначе как объяснить тот факт, что даже сейчас, когда клуб не показывает зрелищной игры и болтается в середине турнирной таблицы, стадион частенько забивается до отказа? Публика любит жёлто-зелёных, и отчего-то хочется верить в то, что эта любовь однажды будет вознаграждена за преданность и терпение возвращением зрелищной игры.

«Игры по-нантски».

alt

Новая страница истории «канареек»

Президент клуба Вальдемар Кита очевидно осознал, что пора что-то менять: прошлогодний наставник Мишель Дер Закарян выдавил максимум из того, что у него было, а прогресса в результатах нет. Как, впрочем, и регресса. «Нант» всегда был честен со своей публикой и не строил иллюзий относительно своего актуального статуса. Во многом именно это позволяло зачастую заполнять до отказа «Ля Божуар».

Но двигаться дальше (или хотя бы попытаться) всё-таки необходимо. Именно это сподвигло руководство «канареек» к переменам. Кита приценивался к имеющимся вариантам, но в итоге остановил свой выбор на Рене Жираре, которого вы наверняка знаете как творца сенсационного чемпионства «Монпелье» в 2012 году.

«Нант» по своим возможностям сейчас очень похож на бывшую команду Жирара и вроде бы это должно вселять оптимизм. Однако последнее место работы несколько настораживает, ибо после удачного дебютного сезона в последующем «Лилль» посыпался, не выполнив задачу попасть в топ-5 и испытав серьёзные проблемы в организации атак.

Пусть в «Нанте» от Рене никто не будет требовать попадания в пятёрку, но ведь проблема с атакой остаётся для клуба нерешённой. Ясин Бамму, Колбейн Сигторссон и Эмилиано Сала — это такие спящие гиганты, которых так просто не расшевелить. Здесь нужен подход. Обладает ли им Жирар, сказать трудно. Ответы на этот вопрос даст только грядущий сезон.

Подготовка к сезону

12.07.2016 / «Лё Мон-сюр-Лозанн» — «Нант» 1:2

17.07.2016 / 45-минутный матч «Герта» — «Нант» 1:1 (5:4 по пен.)

17.07.2016 / 45-минутный матч «Айнтрахт» — «Нант» 3:1

23.07.2016 / «Нант» — «Астон Вилла» 0:1

27.07.2016 / «Лорьян» — «Нант» 0:1

30.07.2016 / «Нант» — «Атлетик»

06.08.2016 / «Эмполи» — «Нант»

Трансферы

alt

Александер Качаниклич счастлив, что станет для «Нанта» новым Жоаном Оделем или может кем получше.

Пришли: Диего Карлос («Эшторил», Португалия), Лукас Лима («Арука», Португалия), Николай Томсен («Ольборг», Дания), Александер Качаниклич («Фулхэм», Англия), Фернандо Аристегьета («Ред Стар», конец аренды).

Ушли: Бирама Туре («Стандард», Бельгия), Жоан Одель (конец контракта), Реми Гомис (конец контракта), Эрмир Леньяни («Ренн», конец аренды), Адриан («Фламенго», Бразилия, конец аренды), Юссуф Сабали («ПСЖ», конец аренды).

Как будут играть в этом сезоне

alt

Саундтрек к новому сезону

Творчество группы Hocus Pocus, работающих на стыке хип-хопа, джаза и фанка, прекрасно подходит на роль саундтрека современного «Нанта». Настолько, что я далеко не сразу выбрал нужную композицию. Но, пожалуй, именно следующая композиция группы из Нанта подходит лучше остальных. И плевать, что самые важные слова сказаны в припеве не участником коллектива, а приглашённым артистом Oxmo Puccino, но это должно быть здесь:

«Мы играем в канатоходца, идущего по невидимой нити,

Мы жонглируем мыльными пузырями и бросаем вызов невозможному.

В одной руке голубь, в другой — пистолет.

У меня не получается сделать выбор, я не могу найти баланс»

Баланс не может найти и «Нант», у которого вроде бы всё более-менне солидно в обороне, но в атаке зачастую никакой мысли. Как бы Рене Жирар по ходу сезона не заговорил словами Оксмо Пуччино.

***

МАЙ 2016

Для более удобного просмотра на смартфонах и планшетах, советуем скачать приложение Issuu | iOS | Android | PDF |QR Код

ЯНВАРЬ. 1 НОМЕР

МАРТ. 2 НОМЕР

Rytai. в социальных сетях | Vkontakte | Facebook | Twitter | YouTube

Поддержать проект

alt