14 мин.

Заем в 10 млн долларов, угрозы Рысбаева представителям Монголии, странная победа Шакимовой: Казахстан попал в новый доклад Макларена не только благодаря Левиту

Канадский спортивный юрист Ричард Макларен, назначенный AIBA, опубликовал первую часть своего доклада о нарушениях в судействе любительского бокса. В 149-страничном докладе говорится об одиннадцати подозрительных поединках. Если кто не знаком с Маклареном, может ознакомиться с ним здесь.

Не обошлось без упоминания Казахстана. Рассказываем. 

Казахстан дал AIBA заем в размере 10 млн долларов. Также проведение ЧМ в 2013-м увеличивало шансы на медали.

Вне олимпийского контекста проведение чемпионата мира было еще одним способом для страны увеличить шансы на медали. Проведение турнира требует значительных вложений со стороны страны-организатора. Помимо некоторых стран, прямо запрашивающих фаворитизм у AIBA (речь о Турции), также существовало неписаное правило, по которому в поединках, где участвовал представитель страны-организатора, судья должен принимать решение в его пользу.

Исполнительный директор ЧМ-2011 в Баку Хо Ким слышал, как судьи говорили, что «если кто-то дал большие деньги и вложил в AIBA, если этот боксер был из страны-организатора, и бой будет плотным, поддержите страну-организатора». Как вы знаете Казахстан проводил один из них — в 2013-м. Там наша сборная с 4-мя золотыми медалями заняла итоговое 1-е место.

Также существует культура «одолжений», особенно среди постсоветских стран, которая также повлиял на AIBA в прошлом. В 2010 году Азербайджан предоставил AIBA инвестиционный кредит в размере 10 миллионов долларов США. Тогда AIBA впервые в своей истории получила частный заем на миллионы.

За ним последовал дополнительный заем в размере 10 миллионов долларов от Казахстана. Далее последовало то, что рефери и судьи были вынуждены объявлять победителями поединков азербайджанских или казахстанских боксеров. 

Доклад Ричарда Макларена рассказывает о наличии целой группы подкупных судей во главе с Каримом Бузиди. В использовании их услуг может быть замешан и Казахстан

«За очень короткий период времени AIBA передала свою систему рефери и судей из национальных федераций («NF») в специальный судейский орган. Они номинировали своих собственных «дружелюбных» судей в аккредитованную AIBA систему 1-3 звезды (категории судьей) и, наконец, это закончилось добавлением семи независимых 5-звездочных постоянных судей.

Это начиналось как попытка организаций группы лучших 3-звездочных судей, постоянно доступных для поездок на международные турниры и уменьшение манипуляции, коррупции в спорте, в результате эта ситуация привела к консолидаций влияния и власти в руках исполнительного директора («ED») и этих 5-звездочных рефери. Тем не менее, нельзя недооценивать, что поведение и практика, которые разворачивались в течение 4 лет реализации программы «5-звездочных судей» были безоговорочно санкционированы самим президентом» — говорится в докладе.

По словам Рэя Сильваса (наблюдателя соревнований под эгидой AIBA) на чемпионате мира в Казахстане в 2013-м он услышал от двух чиновников об инцидентах манипулирования поединками со стороны 5-звездочных судей.

Сильвас говорил, что «5-звездочные судьи группировались, чтобы проголосовать вместе, либо, другими словами, помочь определенной стране». Рэй объяснил, что для манипуляций с результатами жизненно важно гарантировать, чтобы были назначены «правильные» рефери. Он напомнил, что ежедневное распределение рефери и судей часто менялось по приказу Карима Бузиди (исполнительного директора AIBA).

Перед ОИ-2016 было несколько ключевых квалификационных соревнований. MIIT («независимая расследовательная команда Макларена») установила, что в квалификациях использовались механизмы манипуляции. К таким турнирам относятся ЧМ-2015 в Дохе, олимпийские квалификации в зоне Африка и Азия/Океания. 

В 2015-м исполнительном директором AIBA стал Карим Бузиди. Он проявил свою власть с новыми силами. Например, теперь можно было выбирать технических делегатов на турниры; позиция «комиссии по жеребьевке» является очень важной, поскольку именно эти люди назначали судей на поединок.

Одним из требований к манипулированию результатом было обеспечение того, чтобы комиссия по жеребьевке была коррумпирована и обеспечивала назначение «правильных» рефери и судей на поединки, в которых исход был заранее определен.

На отборочном этапе ОИ-2016 в зоне Азия/Океания главой «комиссии по жеребьевке» был назначен Луис Бозелли. На этот раз он был назначен вместе со Стелой Стояновой, которая позже была назначена в «комиссию по жеребьевке» Игр в Рио. Это была особенно важная квалификация, из-за участия таких стран, как Узбекистан и Казахстан, которые, помимо сильных боксерских традиций, также считались странами, с которых можно получить деньги. Поэтому наличие членов комиссии, готовых к назначению коррумпированных рефери и судей для участия в важных схватках с участием этих стран имело решающее значение.

В беседе с командой Макларена вице-президент федерации бокса Болгарии Эмилия Груева заявила, что Стоянова была отстранена от болгарского бокса. В декабре 2015 года президент федерации Светослав Сапунджиев прислал электронное письмо в AIBA, в котором сообщил об отстранении Стояновой и просил не использовать ее в будущем как аккредитованного ITO AIBA. Согласно условиям п. 2.1.1 Технических правил AIBA (с февраля 2015 г.) для участия судей на международных турнирах требуется членство в AIBA.

В результате просьбы болгарской федерации к AIBA прекратить использование Стояновой в декабре 2015-го различные администраторы и старшие менеджеры AIBA, включая юрисконсульта Клиодну Гай, спортивного директора Кристена Бринилдсена и исполнительного директора Карима Бузиди, вели переписку. 

Госпожа Гай сообщила, что в соответствии с правилом 2.1.1 они все еще могут использовать Стоянову как судью. «Согласно нашему техническому правилу 2.1.1 AIBA может делать исключения из правил. Национальная федерация Стелу не поддерживает, но она является подходящим (и очень хорошим) ITO. Пожалуйста не удаляйте никого из базы данных, если Карим не дал своего согласия» — написала она в переписке.

В январе 2016 года Карим Бузиди положил конец любым предположениям относительно будущего Стояновой, написав, что «Президент решил и дальше назначать ее, как мы это делаем с Бозелли, поэтому это [его] решение, и мы будем ему следовать». 

В MIIT отметили, что накануне ОИ-2016 в Рио комиссии с участием Стояновой и Мустахсане прошли следующие олимпийские квалификационные соревнования:

  • ЧМ по боксу — Доха, октябрь 2015 (обе в комиссии по жеребьевке, дальше — КЖ): 

  • Европейская квалификация — Самсун, Турция, апрель 2016 (только Мустахсане в КЖ);

  • Женский ЧМ — Астана, Казахстан, май 2016 (обе в КЖ); 

  • Олимпийские отборочные соревнования AOB – Баку, Азербайджан, июнь 2016 (Стоянова в КЖ, Мустахсане — наблюдатель);

  • Олимпийские отборочные соревнования APB/WSB, июль 2016 (обе в КЖ).

Два больших противоречивых поединка стали переломным моментом для этой системы. В одном из них принимал участие Василий Левит

В Рио-2016 произошли два боя, в результате которых система публично рухнула. Одним из них стал поединок в весе до 91 кг за золотую медаль между россиянином Евгением Тищенко и казахстанцем Василием Левитом. 

По результатам этих двух боев (второй — бой россиянина Владимира Никитина с ирландцем Майклом Конланом), 5-звездочные судьи, исполнительный директор и Стела Стоянова из «комиссии по жеребьевке» были отстранены от своих обязанностей в Рио. 

Однако, как показывают многочисленные интервью с высшим руководством, проведенные MIIT, общее ощущение сплоченности вокруг лагеря AIBA было важным аспектом в то время. Инструкций судьями принимались без каких-либо вопросов. Ярким примером этого был случай, когда Гельмут Ранце (наблюдатель на ОИ-2016) не задавал никаких вопросов насчет жеребьевок. Члены комиссии и 5-звездочные судьи были отстранены, а позже был освобожден и Ранце. 

Для MIIT очевидно, что описанная выше структура — это то, что  позволяло манипулировать поединками почти по желанию или в любое время. Факты свидетельствуют о том, что официальные лица AIBA были мотивированы деньгами и, в случае с мистером Ву (экс-президент AIBA), личной мотивацией поддерживать благосклонность МОК. По сообщениям судьей, в первый день соревнований они были проинструктированы, насчет того, как нужно решать итоги поединков при условии, что бой прошел примерно на равных. Неизвестно, сколько нечестных боев было проведено в Рио. 

Эти две схватки послужили катализатором того, что карточный домик рухнул. Первым ударом стал отказ Томаса Баха (президента МОК) провести церемонию награждения за золотую медаль в весе до 91 кг. После этого мистер Ву немедленно отстранил 5-звездочных судей, работавших на этом поединке, от обслуживания любых дальнейших боев. 

Вторым ударом стал результат боя с Конлоном и последовавшего за этим общественного протеста. Мистер Ву после совета юриста AIBA Гая решил отстранить исполнительного директора, 5-звездочных судей и ITO, чтобы уменьшить шквал критики со стороны СМИ.

Анализ команды Макларена вывел 11 самых подозрительных боев. В нем принимали участие и казахстанцы

На ОИ-2016 были проведены 273 схватки, из которых 268 были завершены по очкам, остальные закончились техническим нокаутом, либо снятием с боев. Эти поединки судили в общей сложности 36 рефери и судей, аккредитованных AIBA, включая семи 5-звездочных и 29-ти 3-звездочных аккредитованных судей.

AIBA использовала компьютеризированную систему подсчета очков в Рио. После боя каждый из пяти судей загружал свои оценки в автоматизированную компьютерную систему, которая затем выбирала случайным образом три из пяти оценок. Они определяли победителя схватки.

Согласно первоначальному анализу протоколов боев, в которых указаны оценки всех 5 судей, было 65 раздельных результатов. Разделение результатов происходит, когда все пять судей не единогласны с результатом.

Из этих 65 результатов, в 11 схватках победитель был бы другим, если бы в расчет были учтены оценки всех 5 судей. Среди этих 11 поединков оказались четыре боя с участием казахстанцев: в трех были казахстанские судьи, а в четвертом дралась наша Дарига Шакимова. 

Приведенная ниже таблица показывает результаты только трех судей, выбранных автоматизированной системой, а не общие оценки всех пяти судей. 

 

MIIT предупреждает, что только недавно получил доступ к электронным записям, в которых указаны оценки судей. В результате нехватки времени команда Макларена не смогла провести полный анализ данных. Этот список обнародован только по предварительным результатам.

Если при дальнейшем рассмотрении поединков появится дополнительная информация, MIIT выпустит его в качестве дополнения к этому докладу. Учитывая это, нельзя считать упомянутые имена замешанными в коррупции и манипуляции, если не указано иное.

Казахстанский судья Рысбаев пытался подкупить представителей монгольского боксера. Сообщается, что он просил до 250 тысяч долларов

Казахстанский судья Рахымжан Рысбаев предлагал за деньги обеспечить победу монгольского боксера в полуфинальном поединке в весе до 60 кг. Тогда Отгондалай Доржнямбуу встречался с французом Софьяном Умиа.

Пока главные свидетели (судьи и национальная федерация бокса Монголии) предлагают две противоречивые версии событий, связанных с попыткой подкупа, но обе стороны соглашаются с тем, что взятка было предложена для манипуляции поединком и что в нем участвовал Рахымжан Рысбаев, пятизвездочный рефери и судья из Казахстана. 

 

Попытка подкупа началась следующим образом. В какой-то момент перед полуфинальным поединком Монгольская федерация бокса получила угрозу со стороны судьи Рысбаева. Перед боем тот сказал им: «Если [вы] не дадите денег, то ваш боксер проигрывает». Сумма взятки по воспоминаниям свидетелей разнится в диапазоне 100 и 250 тысяч долларов США.

Они должны были быть оплачены лично Рысбаеву наличными до начала боя. В случае неоплаты судья грозил проигрышем монгольского боксера и отправкой всей делегации Монголии (включая монгольского судью Хишги) обратно на родину.

Президент Федерации бокса Монголии Бату Эрдэнэ отказался платить. Свидетель из Монголии заявил, что даже если бы они хотели дать взятку, у них не было таких денег за подкуп. Через Хишги (монгольская 3-звездочная судья) Монгольская Федерация связалась с Рысбаевым и сообщила об отклонения предложения взятки.

Через некоторое время (предположительно 13 августа 2016) произошел телефонный разговор между Рысбаевым и представителем Монгольской федерации. Запись был передан в MIIT.  Хотя он не имеет прямого отношения к самой взятке — эта запись поддерживает версию конфиденциального свидетеля об угрозах со стороны Рысбаева отправить домой сборную Монголии, если взятка не будет выплачена. Выдержки из разговора воспроизводятся ниже.

  • Рысбаев: Это не то, о чем мы договаривались…. Вы, #####, объясните своему… (неразборчивая ненормативная лексика), если он, #####, пьет, пусть ... (неразборчиво) нахрен ... (неразборчиво) ... мы выселим ... (неразборчиво) его... и ... вы, все, монгугли (вероятно, слово во множественном числе, уничижительное для монголов) и ваш судьишка … (неразборчиво).

  • Третье лицо: «Завтра он встречается с Каримом (Бузиди). Он нам не верит. Что мы можем сделать?»

  • Рысбаев: «Мы, с этим вашим… (неразборчиво), мы вели переговоры… (Неразборчиво) с ним… (неразборчиво). Так что не говори ни хрена, ты … (неразборчиво) – Ты не ... (неразборчиво)».

  • Третье лицо: «Завтра он встретится с Каримом. Сам он нам не верит, я сказал ему, что сегодня он должен [дать] *. Надо [дать / надавить] * сегодня сказал я ему. Он хочет сегодня вечером встретиться с Каримом».

  • Рысбаев: «Если он поговорит с ним на эту тему, вы ... (неразборчиво), я обещаю ... (неразборчиво), я буду... (неразборчиво). ... он летит домой».

  • Третья сторона: «Кто?»

  • Рысбаев: «Мы отправим его домой ... Мы отправим его домой ... (неразборчиво) и следующими вылетят боксеры, черт возьми».

  • Третье лицо: «Кто летит домой?»

  • Звонок прерван

Взятка в конечном итоге не была выплачена, и в результате монгольский боксер, которому грозил Рысбаев, проиграл полуфинальный поединок со счетом 3:0. Пока MIIT не делает никаких выводов о действительности самого результата, но отмечает, что свидетель из Монголии был уверен, что монгольский боксер явно выиграл бы благодаря своим навыкам. 

Бланк по этому бою был рассмотрен MIIT, который показывает, что бой был близким, но француз выиграл его со счетом 5:0. Все 5 судей с одинаковым счетом во всех трех раундах отдавали победу французу. Это очень необычный результат для столь близкого поединка. Это может говорит о возможном фиксации результата боя заранее и что, рефери и судьям говорили, как они должны забивать каждый раунд. После боя, как и угрожал Рысбаев, монгольский боксер был отправлен домой.

Сам Рысбаев ответил на это обвинение так.

«Это их выдумки... Они спрашивали у меня, и я сказал им: «Я ни у кого ничего не просил». Я не видел [аудио] и не слышал. Не знаю, мой ли это голос или чей-то еще. Сейчас могут подделать любое голосовое сообщение. На меня вышел монгольский судья и сказал: «Национальная федерация на нас давит, помогите, мы готовы дать 100 тысяч долларов». Я сказал им: «Хорошо, попробую сказать».

Затем я передал их просьбу. Но они сказали, что ничем не могут помочь. Тогда я им (представителям Монголии) сказал, что «помощи не будет». Все, на этом тема была закрыта. Кто я такой, чтобы решать такие вопросы? Я всего лишь судья», — сказал Рысбаев.

****

Это только первая часть доклада Макларена о судействе в боксерских поединках на ОИ-2016. В скором времени будет опубликован вторая часть. Что еще нового узнаем о казахстанском спорте?

Казахстан впервые без олимпийского золота в боксе. Судейский заговор или ошибки тренеров? Отвечают Сарсекбаев, Артаев и Сапиев

Василий Левит – гордость Казахстана: спорно проиграл россиянину на Олимпиаде, арбитров назвали продажными, а болельщики гудели на награждении чемпиона

Кто такой Макларен – и почему ему верят

Фото: globallookpress.com/Christophe Gateau/dpa/Wang Haofei/Xinhua/Alexander Chernykh/Russian Look/Lin Yiguang/ZUMAPRESS.com/AIBA/Lada/Law Society of Ireland/BFB