5 мин.

Какой должна быть Формула-2

Как ни странно, рассуждение о Формуле-2 я начну с выражения глубокого удовлетворения тем, что появилась и успешно провела свой первый сезон Формула Е. Оставлю на другой раз перечисление достоинств новой электрической серии, сейчас отмечу лишь один момент: благодаря Формуле Е у взрослых гонщиков, не нашедших места в Формуле-1, но желающих выступать в гонках с открытыми колесами, появился хорошего статуса альтернативный чемпионат, тогда как раньше единственной альтернативой Ф1 был Индикар, но это сложная, совсем особенная история, и в результате  очень многим достойным пилотам довольно рано приходилось, смирившись с долей, искать себя в туринге или гонках на выносливость. Но к этому еще вернемся…

 

ТРЕВОР КАРЛИН vs. MOSCOWRACEWAY

Формула-2 напоминает мне телеканал "Матч-ТВ": громко объявлена, все обсуждают, но когда она стартует и что будет из себя представлять, до сих пор толком никому не ясно. Хотя, общая линия по последним высказываниям разных заинтересованных лиц вроде как прослеживается: Формула-2 должна стать единым подэлитным молодежным первенством, последним шагом на пути гонщиков в Формулу-1. Чем такой вариант выгоден Берни Экклстоуну, Тревору Карлину или Николя Тодту – понятно, а вот чем он хорош для самих гонщиков (и, добавлю, для поклонников автоспорта) – отнюдь.

Судите сами. Во-первых, ограниченное количество мест в этом главном молодежном чемпионате неизбежно приведет к высокой стоимости выступления в нем, а значит, мы снова упремся в превосходство гонщиков со спонсорскими бюджетами над талантливыми, но небогатыми. Во-вторых, даже если проблему рента-драйверства как-то удастся решить, численность классных молодых пилотов в мире, слава богу, по-прежнему будет превышать те два с половиной десятка мест, что будут иметься в единой Формуле-2, а значит, довольно много талантливых гонщиков, заслуживающих попробовать силы на мощной технике в сильном чемпионате, возможности такой не получат. Ну и в-третьих, совершенно очевидно, что единая Формула-2 сменит GP2 в качестве гонки поддержки Формулы-1 (интересно, кстати, что будет в этой связи с GP3), а значит, обе сильнейшие формульные серии мира навестят лишь болельщиков тех 20 счастливых городов мира, что входят в календарь Ф1, а любители спорта условных Зандфорта, Хереса, Ле-Мана или Волоколамска ограничатся кузовами, прототипами или формулами поскромнее…

 

ТРИ ПУТИ

А как надо бы? Я исхожу из принципа «больше серий, хороших и разных», то есть чтобы при воссоздании Формулы-2 были сохранены существующие сейчас GP2 и WSR3.5 (или некие их аналоги), и тогда создалась бы довольно стройная и разветвленная система, представляющая собой три независимых пути к вершине автоспорта, каждый из которых имел бы свои особенности и достоинства.

Путь 1. GP3 – GP2 – Formula 1

Самые близкие к Ф1 серии: те же трассы, в один уик-энд с Гран-при, на глазах у Берни и всей тусовки во главе с руководителями команд, та же резина Pirelli… Обе серии являются стопроцентными моноклассами и исключительно молодежными чемпионатами, действует правило: чемпион должен уйти. Характерной особенностью является формат уик-энда: длинная гонка с квалификацией в субботу и спринт с перевернутой решеткой в воскресенье.

Путь 2. Formula Renault 2.0 – WSR 3.5 – Formula 1

Понятно, что в таком виде Мировая серия Рено существовать больше не будет, но, кто знает, может детище Хайме Альгерсуари все-таки выживет и реинкарнируется еще раз во что-то стоящее. А вообще, уик-энд Мировой серии (не дадут соврать те, кто был) – это суперпраздник для болельщика, включающий, помимо собственно гонок двух- и трехлитровой серий, а также какого-то из кузовных чемпионатов Renault (ранее – Megane Trophy и Clio Cup, сейчас – новой RS.01), огромное количество классных развлечений как на трассе, так и вне ее, причем вход на все этапы и на все трибуны – бесплатный. Примерно половину календаря WSR занимают действующие трассы Ф1, что хорошо для подготовки молодых пилотов к «королеве автоспорта», но остальные – это автодромы в странах и городах, куда Формула-1 не приезжает, а значит, местные болельщики не остаются без больших формульных гонок.

Как и GP3/GP2, мировая серия – это монокласс и исключительно молодежное первенство, но выступления в ней стоят заметно дешевле, в т.ч. за счет автодромов «попроще» и вообще некоей удаленности от пафоса Формулы-1. Что же касается соревновательного регламента, то он здесь гораздо более честный и спортивный, поскольку за уик-энд проходят две полноценные «длинные» гонки с отдельными квалификациями. Особенно ценны три двухлитровых чемпионата, в которые довольно доступен вход для совсем молодых пилотов, только-только начинающих выступать в гонках на машинах с открытыми колесами.

Путь 3. Formula 4 – Formula 3 – Formula 2 – Formula 1

Путь полностью под эгидой FIA. Существующие уже сейчас чемпионаты Ф4 и Ф3 разбросаны по всему миру, и в этом одно из значимых отличий от двух предыдущих путей, сосредоточенных в Европе. При этом они весьма успешны! Формула-2 стала бы промежуточной вершиной всей этой пирамиды, она была бы самой престижной (в т.ч. по очкам для суперлицензии, которые уже заявлены FIA), самой дорогой, но не безальтернативной субэлитной серией.

 

ФОРМУЛА-2 МЕЧТЫ

Календарь Формулы-2 должен соответствовать высокому мировому статусу чемпионата, обязательны этапы вне Европы, как минимум в четырех ведущих автоспортивных державах – Японии, Австралии, Бразилии и США. На эти гонки Формула-2 могла бы ездить в рамках уик-энда Ф1, благо GP2 так далеко не выбирается, на остальных же, «ближних» этапах, включающих в себя как действующие трассы Ф1, так и альтернативные, именно Формула-2 должна быть главной, а этапы различных чемпионатов Ф3 и Ф4 могли бы выступить гонками поддержки.

Формат уик-энда я бы позаимствовал у DTM: в субботу укороченная гонка, в воскресенье – главная, с обязательным пит-стопом. Естественно, никаких перевернутых решеток, старты в обеих по результатам квалификационных заездов.

Важно, что Ф2 не являлась бы строго молодежной серией, здесь наряду с "растущими" выступали бы и гонщики, которым не нашлось места в Ф1 (вроде Петрова, Алешина, Фряйнса, Верня, Кобаяси). Для взрослых пилотов это возможность гоняться в формулах вне Ф1 (еще одна альтернатива наряду с Индикаром и упомянутой в предисловии Формулой Е), а для молодых - шанс проявить себя на фоне не только сверстников, но и гонщиков высокого уровня.

Ну и главный момент: Ф2 не должна быть моносерией. В идеале я бы сотворил ее по образу и подобию Индикара: моношасси с двигателем и аэродинамикой от производителей. Что-то похожее существует, кстати, и в Формуле-3. Такой чемпионат был бы интересен и как первенство пилотов, и как битва конструкторов, которой при нынешнем регламенте мы в Ф1 практически не видим. Очень вероятно, что такая перспектива была бы привлекательна не только для Renault (которая под это дело решила бросить WSR 3.5), но и для BMW, Toyota, Ford и других автоконцернов, потерявших интерес к Формуле-1, а также, почему нет – Volkswagen/Audi.

 

Понятно, что описанный мною расклад выглядит не слишком реальным #прямосейчас, в первую очередь потому, что это дорого, а задача руководителей команд – экономить. Но ведь, как и всякие кризисные времена, нынешние тоже пройдут, так что, может, когда-нибудь и будет «много формул, хороших и разных». Пока же остается надеяться хотя бы на то, что серия WSR 3.5, оставшись без поддержки Renault, не повторит печальную судьбу Auto GP…