7 мин.

Достучаться до небес

Первыми должны были определять сильнейшего Роджер Федерер и Новак Джокович, но прежде них по местному обычаю на корте появился художник, что рисует дождь. Матч отложили на час, хотя, как выяснится позже, его отложили еще год назад – полуфинал US Open-2010 оказался явлением незавершенным. Впрочем, на настрой монстров все эти мелочи повлиять уже не могли – кто-то все-таки успел разлить это чертово масло, и драма уже была неизбежна. Если вы никогда не видели теннис, а у вас есть возможность посмотреть всего один матч – выберите этот, большего об этой игре вы все равно не узнаете.

Первый сет – оба на нервах, но намертво держат свою подачу, за двенадцать геймов титр «брейк-пойнт» в углу экрана не всплывает ни разу. Характер игры определяет Роджер – его бэкхенд идеален и по длине и по точности, но форхенд обидно сбоит, однако Новак пока не может этим воспользоваться. Серб тоже мажет чуть больше обычного, но не критично. При этом «левых» или экспериментальных ударов нет вообще, оба делают лишь то, что умеют делать в совершенстве. Как результат – через час рождается самый логичный на свете тай-брейк.

Подача Федерера – 1:0, следом Джокович с простого мяча находит сетку, но следующие два розыгрыша восстанавливают паритет – 2:2. Роджер извлекает из загашников гениальности чуть запыленный, но совершенно рабочий бэкхенд по линии через коридор – 2:4, Новак впечатлен до того, что дает двойную – 2:5. Однако швейцарец джентльмен – он тут же возвращает Джоковичу комплимент в виде двойной – 3:5, но серьезная подача следом – и уже три сетбола. Новак не моргнув глазом отыгрывает все три, но лишь для того, чтобы еще раз в полушпагате лицезреть блистательный удар слева от Федерера. 7:6 – первый сет уходит в копилку третьего сеяного.

Стартует вторая партия – и швейцарец, питаясь победной энергетикой, начинает играть просто демонически. Он опять нашел казалось бы парадоксальный, но чрезвычайно действенный вариант. Вместо того, чтобы пытаться играть глубоко, Роджер играет коротко и низко. Новак в легкой панике – он ненавидит низкие мячи еще больше, чем свою диету. Серб добегает до них и крутит кросс, оставляя за собой море свободного пространства, чем раз за разом и пользуется Роджер. Тактическая дуэль походит на легкомысленную беседу ветреной кокетки и искушенного мачо. Роджер заигрывает, заманивает, но опять дает от ворот поворот. Джокович пытается подмигивать, но не может добиться даже согласия на ужин. На счету Федерера первый в матче брейк, через гейм Новак возвращает должок, однако в следующем гейме опять теряет свою подачу. Ау, Каро, Серена, вы уже здесь? Такой фестиваль брейков подвластен лишь вам. Подождите, пока мальчишки высушат корт – успеете еще показать свои наряды.

Федереру хватает этого преимущества – 6:4 и 2:0 по партиям. Стадион тонет в экстазе – их кумир в шаге от долгожданного финала, остался один сет.

Впрочем, сложно было предположить, что лидер рейтинга сложит оружие совсем без борьбы. Он начал бить еще глубже, сильнее и точнее, а у Федерера наступил предсказуемый спад. Вроде бы ничего страшного, вероятный проигрыш третьего сета вполне возможно был даже заложен в стратегическую модель поединка. Из Роджера будто выпустили воздух – он ходит пешком, нехотя перекидывая мяч через сетку, а Джоковичу большего и не нужно. Он берет два сета в ураганном стиле – 6:3, 6:2, а Федерер успевает лишь выторговать себе право первой подачи в решающем сете.

В пятом сете оба уверенно держат свои подачи до счета 4:3, а затем с Новаком происходят коллапс, мандраж и спотыкач вместе взятые – он отдает свою подачу под ноль, сдобрив гейм двойной ошибкой при 0:30.

Надо всего лишь подать на матч. Обычно дело – навинтить глушитель и нажать на спуск. Два эйса, аут с приема и выбивающая с форхенд-кроссом – элементарная совокупность тривиальных действий длиной в минуту. Но что поделать, рутина надоедает великим быстрее, чем всем остальным.

Роджер стал отцом. Теперь он Созидатель, а не Разрушитель. Он больше не лучший наемный убийца мира, но если миссия невыполнима, он по-прежнему готов принять заказ. Однако больше нет гарантии, что он не пожалеет свою жертву в последний момент.

Впрочем, милосердия и не требуется – Джокович уже вроде как сломлен и готов принять неизбежное. Он принимает в сетку и получает 40:15. Все, что он еще может отдать на откуп судьбе – гримаса, в которой теснятся удивление и чувство собственного превосходства. А напротив Роджер, он угрюм и замкнут – не то что раньше, когда он был весел и грабил испанские флотилии.

Да, там был сумасшедший прием Новака на матчболе – с закрытыми глазами, с кривыми губами, наотмашь, зря Джокер снял бейсболку перед ударом, никто в мире не смог бы увидеть этот удар глазами. Неужели стоило терпеть эти 200 минут в аду, чтобы пропустить такой выпад? Но все еще 40:30, и по-прежнему нужна всего лишь одна подача. Тот самый эйс из Франции. Ты был слишком самонадеян, Роджер, когда попросил у неба лишь одну такую подачу на весь год – видишь, даже тебе этого мало. Новак просил лучше, он уже зацепился за край обрыва – и вот они здесь, прошлогодние и нынешние призраки схватили Роджера и потащили прочь. Мелькают отчаянные удары Джоковича по девяткам и линиям на матчболах, лица Хьюита и Налбандяна, первый сет полуфинала Australian Open-2008. Слишком поздно…

Уимблдоны случаются, Роджер, что тут скажешь. Матчболы, дежавю, воронки, в которые не попадают бомбы вместе с подачами, которые не летят в корт, – смешалось все. Плюнь на этот заколдованный 17-й «Шлем» – они могут бить сильнее и быстрее и даже большее количество раз подряд попадать в корт, все равно никто на планете не играет в эту игру лучше тебя. В конце концов, чем будут заниматься одаренные сербы и испанцы через пять лет, еще большой вопрос – тем временем, прошлогодние очки в целости и сохранности, а значит твои 168 часов по-прежнему где-то рядом.

Новак, лишь один вопрос напоследок: расскажи, какого цвета у дьявола волосы? Говоришь, никогда с ним не встречался?! Не заливай нам, парень, ты ведь продал ему душу на прошлый новый год, все об этом знают. Но не забывай, новый чемпион: если хочешь получить что-то исключительное, надо заплатить исключительную цену.

Второй финалист определялся в противостоянии Рафы Надаля и Энди Маррея. Затмить предыдущий матч по зрелищности и драматургии было малореально, но этого и не требовалось. Нужно было всего лишь определить, чье кунг-фу лучше.

Первый сет – и тут же начинается нескончаемый парад ралли в два десятка ударов. И тот и другой подают не ахти, зато на бейслайне привычно творят чудеса. Первым дрогнул Энди, проиграл подачу на финише сета – 4:6. Второй сет отличался от первого лишь тем, что Энди отдал свою подачу дважды – 2:6. Третий сет ознаменовался двумя неординарными событиями – слегка подсел Рафа и прибавил Энди. Игра была все та же – тягучая и размеренная, но британец наконец-то осилил брейк, причем целых два раза, так как одного ему, естественно, не хватило по причине наличия на противоположной стороне испанца.

Впрочем, стоило интриге пробиться сквозь тучи, как Рафа тут же ее съел. Рафа – это акула, которая чувствует кровь уже тогда, когда царапина только собирается появиться. В четвертом сете все решил единственный брейк испанца в середине партии, и Надаль внешне довольно буднично отправился защищать прошлогодний титул. Играл испанец здорово – спокойно, надежно, уверенно, с запасом. Прекрасное движение, стабильный резаный удар с бэкхенда, накрученный бэкхенд и коронный форхенд в падении – все при нем и все функционирует. Правда, хватит ли этого в финале – вопрос.

Энди хорош всем, но у него напрочь отсутствует завершающий удар. Зато он может юзать мяч так долго, как никто другой, поэтому дамы наверняка от него в восторге. Но нравиться девушкам и обыгрывать Надаля – немного разные вещи. А может, и не надо Маррею выигрывать титул «Большого шлема». В конце концов 99% АТР тура замечательно обходятся без этих глупостей.

К тому же Энди, как выясняется, фантастический сеточник. К примеру, его реверс столь же эффектен, сколь и эффективен. Но Маррей предпочитает жевать жвачку на бейслайне, ожидая, пока пузырь не только надуется, но и лопнет. Жевательная резинка производства Надаля предсказуемо оказалась надежнее. Гуляй с собакой, Энди, играй в Play Station, наслаждайся жизнью – твой «Шлем» от тебя никуда не уйдет. Кто хочет – тот рано или поздно добивается. Доказано Гораном Иванишевичем.

В финале будет восстание машин, но в сценарии написано, что победит Джокович, во всяком случае, в кинотеатре концовка была такой.

Айде, Джокер! Бамос, Рафа! Сделайте этот финал таким, чтобы зрители сидели друг у друга на головах и не желали расходиться.