14 мин.

Метание карликов не выдумка Скорсезе, а реальный барный спорт. С ним борются 35 лет, споры дошли до ООН

Он все равно популярен.

От автора: в работе над этим текстом возникла терминологическая проблема – как называть людей с дварфизмом. Лучше всего она объясняется за счет сравнения русского языка с английским.

В английском есть оскорбительное слово midget и есть более-менее приемлемое слово dwarf, которое и используется в названии соревнований, о которых пойдет речь – по-английски они называются dwarf tossing. Но на русский оба слова переводятся одинаково.

Сейчас многие люди с дварфизмом считают русское слово «карлик», которое используется и в медицинском контексте, интонационно ближе к оскорбительному midget. Поэтому в авторском тексте я его старался не использовать. Цитаты – другое дело.

А «маленькие люди», часто встречающиеся в тексте, несут не гоголевский смысл. Это просто калька с английского little people, которая сейчас входит и в русский язык в качестве приемлемого наименования.

***

В 2011 году в сборной Англии по регби гремел скандал: одного из ведущих игроков Майка Тиндолла, недавно женившегося на правнучке королевы, отстранили из первой команды и оштрафовали на 25 тысяч фунтов (позже отстранение отменили, а штраф сократили, но для нашей истории это не имеет значения).

Причиной стала ночь, которую он провел в оклендском баре во время чемпионата мира. Вместе с партнерами по сборной он отдыхал после матча с Аргентиной, много пил и поучаствовал в странном, но популярном в Новой Зеландии развлечении – так называемом метании карликов. Принцип этого действа простой: маленького человека одевают в защитную экипировку, нацепляют на него альпинистскую обвязку, за которую легче схватиться, и метают на маты или матрасы – кто дальше.

Кто-то считает метание людей спортом, кто-то – просто веселым развлечением в баре. Для одних это торжество духа, для других – унизительная забава, которая создает опасность для целой социальной группы.

Разберемся, откуда все это пошло и какую роль сыграло в том, как ООН определяет человеческое достоинство.

Корни: фэнтези, жестокие Романовы и пьяные английские джентльмены

В фантастических мирах, населенных эльфами, гигантами и волшебниками, метание гномов встречается довольно часто. Например, в первой части фильма «Властелин колец» Гимли гордо провозглашает: «Никто не смеет швырять гнома». Но во второй части он сам просит Арагорна швырнуть его в гущу врагов во время осады Хельмовой Пади.

В детской книге «Белый олень» популярного американского писателя и художника сатирических комиксов Джеймса Тербера, написанной в 1945-м, метание даже представлено чем-то вроде спорта. Тербер рассказывает, как герои «бросали гнома по воздуху, словно мячик, не замечая его воплей протеста».

В реальности швыряние маленьких людей в качестве развлечения тоже существует довольно давно – хотя иногда рассказы об этоми похожи на фэнтези. Например, британский историк Саймон Себаг-Монтефиоре в книге о династии Романовых утверждал, что это было чуть ли не главным придворным развлечением в Российской Империи. Правда, к его работе предъявляли претензии, что это не полноценное историческое исследование, а просто набор страшилок и шокирующих рассказов об оргиях и гулянках.

Уильям Бекфорд

В британской истории рассказы об этой практике тоже встречаются. В издании «Британники» 1878 года в статье «Карлик» рассказывается, например, о маленьком человеке, который был швейцаром в доме писателя и миллионера Уильяма Бекфорда, умершего в 1844-м. Авторы энциклопедии утверждают, что «он был слишком крупным, чтобы швырять его от гостя к гостю, как в те времена было принято после ужинов, когда вино одолевало здравый смысл».

Все это были пережитки более диких времен. А вот попытки сделать из метания людей с дварфизмом какое-то подобие спорта – уже вполне современный феномен. 

Спорт: австралийские конкурсы для вышибал или фишка американского клуба?

По самой распространенной версии, все началось в австралийских барах в 80-е. Вот как это описывалось: «Заниматься этим барным спортом может любой. Чрезмерное употребление алкогольных напитков в качестве подготовки необязательно, но рекомендуется.

Участвовать могут и мужчины, и женщины, и они даже соревнуются друг против друга. К несчастью мужчин, участвующие женщины обычно мужеподобны. Это значит, что традиционный обмен майками после соревнований пришлось отменить, поскольку женщины постоянно жаловались, что футболки слишком маленькие и они вообще не хотят носить футболку «шовинистической свиньи, которая кайфует от метания людей с ограничениями роста».

Но есть и другие версии. Например, в 1980-м на американском канале NBC показывали шоу «Самый жесткий вышибала в мире», которое выиграл легендарный Мистер Ти – правда, в тот момент он еще не снялся в одном из самых задорных сериалов 80-х «Команда А» и официально не сменил настоящее имя (Лоренс Тьюро) на имя своего главного персонажа. Одним из конкурсов в рамках соревнований было метание крошечного каскадера.

Кроме того, режиссер документального фильма об этой практике Джаред Хесс утверждает, что первые метания прошли в штате Флорида (где один из городов, кстати, основала труппа маленьких циркачей из России). «На юге Флориды был человек по имени Джи Майкл Харрис, которому принадлежала доля в клубе. Туда постоянно ходил местный – маленький человек. Они искали фишку, которая привлекла бы больше людей в бар, поэтому начали рассказывать, что у них там австралийский карлик, и они устроят австралийские метания. Говорят, что он раньше работал в цирке, поэтому умел приземляться и так далее», – рассказывал Хесс.

Как бы там ни было, первое самостоятельное и официально признанное соревнование прошло в феврале 1985-го в австралийском Брисбене, в клубе под названием Surfers Paradise. Так промоутеры клуба хотели привлечь к нему внимание, и у них получилось, потому что о соревнованиях узнал, например обладатель Пулитцеровской премии Майк Ройко из The Chicago Tribune: «Пять хмурых вышибал соревновались, кто сможет бросить карлика на большее расстояние. Карлик был одет в шлем и костюм со смягчающими подушками, а приземлялся в кучу матрасов. А поскольку ему платили, он не жаловался».

Вышибалы метали 120-сантиметрового мужчину по имени Робби Рэндалл, который до этого девять лет играл в постановке «Белоснежки». По итогам турнира он рассказывал: «Это веселье, а не какое-то издевательство. И я не мог пострадать – у меня был защитный костюм, и я приземлялся в матрасы». Победил тогда Пол Келли, швырнувший Рэндалла на 2,76 метра.

И после этого новое развлечение пошло по планете. Чуть позже в 1985-м прошел чемпионат Великобритании, – его с результатом почти 3,5 метра выиграл дальнобойщик Джимми Леонард. А в ноябре в Чикаго состоялся турнир, который Майк Ройко назвал «возможно, первым соревнованием по метанию карликов в американской истории». При этом владелец бара, в котором прошло мероприятие, говорил, что швырять можно кого угодно, но, «если выберете человека обычных размеров, шансы на победу будут не очень высокими».

Наконец, в 1986-м в Австралии состоялся первый чемпионат мира. Его выиграла команда Великобритании: бывший боксер-любитель Рой Меррин (188 см и 140 кг) и Ленни-Гигант (132 см и 44,5 кг). Они оба состояли в танцевальной труппе «Чудаки», главным номером которой был «Танец воздушных шаров» – они танцевали голыми, прикрыв пах воздушным шариком. На турнире Меррин запустил напарника на 3,88 метра.

Первый чемпионат мира так и остался единственным, и британцы до сих пор считаются победителями и держателями мирового рекорда.

Противники: аргументы об унижении и опасности для всех маленьких людей

Был момент, когда промоутеры в США хотели проводить соревнования в тысяче баров по всей стране. Но не все владельцы считали разумным устраивать у себя турниры. Например, один из них рассказывал Ройко: «Слишком опасно. Что если кто-нибудь умрет? И я не про гнома. Что если гном попадет в постоянного клиента и убьет его? Как я объясню его жене, что случилось? А что жена скажет детям? Детки, у меня плохая новость – вашего папу убил летающий гном».

Вообще метание выглядит на удивление невпечатляюще. Особенно когда бросают не профессионалы (на видео – с 00:43, например)

Но куда важнее то, что метание с первых дней оказалось в центре этической и юридической дилеммы: имеет ли человек право как угодно распоряжаться своей главной собственностью – телом. Ответ на этот вопрос играет важную роль в дискуссиях о легализации простутиции и наркотиков, суррогатном материнстве, запрете на продажу собственной крови и органов (которые при этом можно жертвовать бесплатно), запрете фастфуда. 

Первый же турнир в австралийском клубе вызвал волну возмущения. Президент организации «Маленькие люди Америки» Мэри Минтер объясняла: «Любой человек – большой или маленький, – который так низко опускается ради работы, совершает явную ошибку. Карлик, который считает это веселым или важным, не очень хорошо о себе думает».

С тех пор основные позиции критиков не изменились. Например, в 2010-м глава Ассоциации людей с ограничениями роста Дэвид Пэйн комментировал турнир в Манчестере: «Я не могу поверить, что в современном гражданском обществе допускается настолько публичное унижение и издевательство над людьми с инвалидностью».

Основных тезиса против этого развлечения два:

• его считают унизительным и укрепляющим стереотипы времен цирка уродов;

• его считают опасным для всех маленьких людей, а не только участников, ведь оно нормализует мысль, что их можно просто взять и бросить. Это приводит к насилию по отношению к людям с дварфизмом.

С другой стороны выступают сторонники личной свободы, среди которых много и самих метаемых. Они утверждают, что если человек участвует по своей воле, то он имеет на это полное право. Более того, запрет таких мероприятий они считают нарушением собственных прав, потому что он лишает их возможности заработка – а в некоторых источниках утверждается, что маленькие люди, которых метали, зарабатывали шестизначные суммы в год.

Противостояние позиций породило даже юридические акты и прецеденты, в которых отражается философия законодательства в целом. 

Америка: достоинство оказалось важнее свободы

Во Флориде метание маленьких людей запретили еще в 1989-м, после чего такие же меры были приняты в Нью-Йорке. Во многих штатах нет прямого запрета, но власти используют разные рычаги давления, чтобы турниры не организовывались: требуют за 60 дней до мероприятия подавать сложные заявки на проведение, отправляют проверки, угрожают лишением лицензии на продажу алкоголя. 

Дэйв Флад – в кепке

В 2001-м Дэйв «Карлик» Флад, который работает в стрипклубе и на радио, подал иск с требованием отменить закон во Флориде. Он утверждал, что государство не имеет права указывать ему, как зарабатывать на жизнь. «Они считают, что из-за каких-то физических проблем человек не может самостоятельно принимать решения. Но у меня нет умственных проблем. И мне не нравится, когда власти говорят мне, что я могу, а что не могу делать», – обосновывал Флад. У него ничего не получилось.

В октябре 2011-го его попытку повторил уже местный парламентарий, республиканец Ритч Воркман. Он объяснял: «Я нацелен на уничтожение лишних ограничений свободы. Это пример правления Старшего Брата.

Лично я считаю метание карликов отвратительным. Я бы никогда не пошел на такое мероприятие. Но еще больше мне отвратительно то, что государство решило, что человек в здравом уме – полноценный человек с полноценным разумом – не может самостоятельно принять решение вести себя по-идиотски».

Флад тут же выступил в поддержку: «Если бы я был двухметровым, я бы играл в баскетбол. Маленький рост дает мне преимущество в метании карликов. Я просто пользуюсь тем, что имею».

На карикатуре Уоркман говорит: «Я поддерживаю создание рабочих мест для «маленьких людей»!». А его коллега: «Ох, после такого законопроекта легко может начать метание политиков»

Но вскоре Воркман сам отказался от своего предложения: «Мне позвонила врач, замечательная женщина из Нью-Йорка, и сказала: «Кто-нибудь останавливал вас на улице, чтобы обнять? Тер голову? Фотографировал?» Я ответил: «Нет». И она сказал: «Я врач, но меня считают каким-то клоуном из цирка. И хотя я согласна, что у меня должно быть право на то, чтобы меня кидали в баре, если я того захочу, пожалуйста, прекратите это обсуждать».

Тогда я решил отказаться от борьбы. Не потому, что я неправ в вопросе свободы. Просто иногда человеческое достоинство стоит выше».

В начале 2019-го швыряние маленьких людей снова оказалось в центре внимания в США, когда Сенат утверждал кандидатуру Неоми Рао в качестве судьи Апелляционного суда США по округу Колумбия – одного из важнейших в стране. Во время выступления ей задавали вопросы о статьях, которые она писала о французском прецеденте.

Франция: от крошечного городка до разбирательства в ООН

В 1991-м мэр небольшого города Морсан-Сюр-Орж запретил проведение турнира по метанию на местной дискотеке – из-за того, что ранее верховные власти дали такое указание местным. Мануэль Вакенхайм, которого должны были бросать, оспорил это решение в суде и добился его отмены. В 1992-м он пытался оспорить такой же шаг со стороны мэра Экс-ан-Прованса, и это запустило цепочку слушаний, растянувшуюся на 10 лет.

Мануэль Вакенхайм

Сначала административный суд Марселя отменил решение мэра, посчитав, что турнир по метанию по своей природе не оскорбляет человеческое достоинство. Власти Экс-ан-Прованса подали апелляцию, которая дошла до Государственного совета Франции. Он в октябре 1995-го отменил решение суда, признав, что метание все же оскорбляет человеческое достоинство.

Вакенхайм на этом не остановился и вышел на международный уровень, пытаясь доказать, что запрет стал оскорблением лично его достоинства, потому что в понятие достоинства входит наличие работы – а ее после запрета для него не осталось. А еще он обвинял власти в дискриминации, потому что они не запрещали метание обычных людей. Сначала с этими аргументами он обратился в Европейскую комиссию по правам человека и оттуда к 1999-му дошел до ООН.

В ООН решение приняли только в 2002-м – и тоже не в пользу Вакенхайма. Комиссия по правам человека отмела дискриминацию, почему-то посчитав, что никого, кроме человека с дварфизмом, метнуть нельзя. А еще постановила, что «запрет на метание карликов был необходим для защиты общественного порядка». При этом Мартин Шейнин, входивший в комиссию, позже вспоминал: «Я неожиданно оказался в ситуации, когда 18 независимых экспертов по правам человека со всего мира пытались договориться, что такое человеческое достоинство».

Рао в статьях описывала запреты метания как «достоинство в качестве принуждения». Ее противники из Сената утверждали, что при таких формулировках она не против этой практики, которую многие маленькие люди считают преступлением на почве ненависти. На ее назначение это никак не повлияло.

Сейчас запреты на метание маленьких людей действуют только в двух штатах США (к которым в прошлом году пытался присоединиться Вашингтон) и Франции. Повторение уже ставшей легендой сцены из «Волка с Уолл-Стрит» возможно почти во всем мире.

В Финляндии придумали сауну на выносливость: 110-градусная жара, пар жжет легкие. Все кончилось смертью российского атлета

Мошенники пытались продать щекотку как спорт и продвинуть в MMA. Противников затыкали угрозами и исками

Чемпион по самой сложной настольной игре бросил спорт – потому что компьютер научился мыслить и творить

Фото: imdb.com; Gettyimages.ru/Chris Hyde; en.wikipedia.org; kinopoisk.ru; twitter.com/parkertoons; РИА Новости/Алексей Витвицкий; thesun.co.uk; facebook.com/CJuridiques