«Общежитие брежневской эпохи». Итальянцы в шоке от олимпийской деревни-2026
До Олимпиады в Милане – 100 дней, объекты уже принимают тестовые соревнования, а деревня на финальном этапе строительства.
Но не все идет гладко – итальянцы в ярости от того, как выглядят корпуса, и ищут аналогии с Советским Союзом.

Что не так?
После Игр деревню отдадут студентам, но цены на жилье пугают
За строительство взялась американская компания Skidmore, Owings & Merrill – план представили еще в 2021-м.

По задумке олимпийская деревня должна органично вписаться в обновленный вид миланского района Скало Романа, который сейчас проходит через масштабную перестройку – там восстанавливают бывшую железнодорожную станцию, реставрируют исторические дома и разбивают новые парки.

Деревня должна стать центром оживленного района.
Стоимость проекта – 330 миллионов евро, а еще 200 млн планируют вложить после Олимпиады на преобразование деревни в студенческое и социальное жилье.

Дома возводят из материалов с низким уровнем воздействия на окружающую среду, обещают «передовые системы теплоизоляции и интеграцию с городской растительностью».
Мебель, установленную для спортсменов, оставят – ей будут пользоваться студенты, когда здания переоборудуют.

Проект предусматривает создание около 1000 мест для студентов – это ответ на растущий спрос на доступное жилье среди молодежи.

Но все радужно только на бумаге. Цена за самый дешевый номер – 420 евро в месяц, не считая расходов на коммунальные услуги. По меркам Милана – совсем не дешево и доступно, примерно в том же диапазоне, как и другое жилье.
Остальные квартиры планируют продавать как социальное жилье для семей с финансовыми трудностями. Цены еще не называли, но итальянцы заранее в сомнениях.

Плюс проект уже вышел на 40 млн евро дороже, чем задумывалось – власти говорят, что это из-за ситуации на Украине и подорожания строительных материалов.
Но президент региона Ломбардия Аттилио Фонтана оптимистичен: «Это станет великим наследием Олимпийских игр и принесет пользу всему сообществу. Все это принесет пользу студентам, в том числе и субсидируемому жилью. Я думаю, это наглядный пример того, как правильно организовать крупное мероприятие».
Что не так с архитектурой?
Но проблема не только в ценах – итальянцам не нравится внешний вид.
В соцсетях олимпийскую деревню сравнивают с многоквартирными домами СССР, называют ее «вторым Чернобылем», тюрьмой, Сталинградом и советским бункером.
Серые однообразные здания кажутся чужими для Милана.

Итальянская журналистка и телеведущая Сельваггия Лукарелли возмущена: «Эта деревня похожа на Чернобыль. Район, построенный архитектором-мизантропом, который хочет, чтобы спортсмены мечтали побыстрее проиграть на Олимпиаде и уехать домой. Безнравственное уродство».
Лидер демократической партии Ломбардии Пьерфранческо Майорино согласен с журналисткой: «То, что мы видим сейчас, далеко от того, что нам показывали раньше на различных встречах. Не могу поверить, что эта социалистическая архитектура – конечный результат».
Пост итальянского архитектурного агентства Rivolta и вовсе стал вирусным:
«По всему миру используют Олимпиаду как возможность оставить после себя престижное архитектурное наследие. А есть еще Милан – самопровозглашенная столица дизайна – который ради этого события решил построить олимпийскую деревню, словно сошедшую со страниц советского руководства по социальному жилью.

Набор бездушных параллелепипедов, единственное достоинство которых – напоминать нам, что уродство – это осознанный выбор, выбор человеческого обнищания и административной мелочности. Милан, место, где стоит жить – город, который больше не проектирует сам себя, а лишь собирается. Безликие кварталы, окна, расставленные с тюремной регулярностью – практически корпоративное общежитие брежневской эпохи.
То, что наши архитектурные факультеты страдают неизлечимой болезнью с послевоенных времен, очевидно по ужасающему строительству, захлестнувшему Италию. Но действительно ли это лучшее, что может предложить миру итальянская столица дизайна?»

А откуда появились «панельки»? В Припяти они тоже есть
6 зданий в деревне Милана на самом деле напоминают знакомые нам серые «панельки» – без подобных домов сложно представить почти любой российский город.
Панельное домостроение – не советское изобретение. Первые дома, при строительстве которых использовались крупные панели из армированного бетона, появились еще в начале XX века в Нью-Йорке, чуть позже – в Германии и во Франции.
У нас первую «панельку» построили при Сталине – в 1945-м в Свердловской области. Но бум случился в 50-е, когда на свет появились легендарные «хрущевки».

В послевоенные годы страна нуждалась в массовом и дешевом жилье, которое к тому же можно быстро строить. «Панельки» отвечали таким запросам, а потому множились на территории СССР с дикой скоростью. Благодаря «хрущевкам», жилищный фонд страны вырос вдвое за 7 лет.
На смену «хрущевкам» пришли «брежневки» – 9 этажей вместо стандартных пяти, улучшенная планировка. Пожалуй, именно на них больше всего похожа деревня в Милане.
Сейчас в России «панельки» стали культурным феноменом – можно относиться к ним по-разному, но сложно отрицать, что типовая «серая» застройка въелась в наш культурный код.

На фоне «панелек» снимают клипы, проводят фотосессии, им посвящают игры: для одних это символ уюта, для других – знак депрессии.
В Припяти, с которой итальянцы сравнивают миланскую деревню, конечно, тоже есть «панельки» – типовая застройка практиковалась по всему Союзу. Конкретно в Припяти использовались пять основных типов зданий. Вот они:
Тип II-60 (16 этажей, разработан в 1964-м).

Тип БПС-6 (16 этажей, разработан в 1971-м).

Тип 121-60-25 (9 этажей, разработан в 1970-м). Кстати, в Припяти таких домов больше, чем в других городах. В основном такими зданиями застраивались города близ крупных энергетических объектов (ГЭС, АЭС и т.д.)

Тип 111-121 (9 этажей, но на фото вариант пятиэтажки, разработан в 1968-м).

Тип 111-84 (9 этажей, разработан в 1970-м).

Как считаете, и правда похоже?
Фото: East News/Stefano RELLANDINI / AFP; duilio piaggesi/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages.ru/Vittorio Zunino Celotto, Claudio Villa; РИА Новости/Павел Бедняков, И.Фролов; youtube.com/ПроВокруг; commons.wikimedia.org/Yaropolk, Artemka, Dmitry G, Stanislav Nepochatov








1. Объекты не готовы
2. Все недовольны Олимпийской деревней
3. Олимпийский огонь потух во время эстафеты.
Все это сразу забывается после церемонии открытия, а после закрытия говорят «Это была великолепная/лучшая Олимпиада, спасибо организаторам/волонтерам/атлетам»
Панелька - это нормальное, практичное решение для быстрой постройки и относительно доступного жилья.
Что не мешает ей быть скучной, серой и депрессивной коробкой.
Тут, как говорится, шашечки или ехать.
Не удивительно, что жизнерадостным итальянцам такая застройка как серпом по яйцам.
Можно же было хоть украшательств навешать, неужто цветная краска дорогая?
Или это работает генетическая память за предков, которых наши деды закопали в степях Сталинграда?