Расчёты деда Коре
Уле Кристиан Стрём
Фото Лине Мёллер, Терье Педерсен/ NTB scanpix, личные фото из книги «Johannes og morfar», Бьорн С. Делебекк
VG 23 февраля 2019
Йоханнес Хёфслот Клэбо знает свое тело лучше других. Он считает, что готов к золотому дождю на Чемпионате мира.
Год назад, до Олимпиады у него не было таких ощущений. Тогда он каждое утро просыпался с опасениями – не болит ли горло?
-Ты постоянно боишься заболеть. Самый страшный кошмар для лыжника – проснуться с ангиной перед Чемпионатом мира. Похоже на то, когда ты постоянно ощущаешь себя на пороге смерти. По крайней мере, я так себя тогда чувствовал, говорит Клэбо.
Клэбо сейчас – самая большая надежда на золото в норвежской мужской сборной, и он уже победил в спринте в Зеефельде. Сегодня он отправляется за очередным золотом, но сейчас это 30-километровый скиатлон.
В пятницу на пресс-конференции тренеру национальной сборной Эйрику Мюр Носсуму задали вопрос о возможности участия Йоханнеса Клэбо и Эмиля Иверсена в скиатлоне.
-Они оба находятся в хорошей форме и являются претендентами на золото. Я надеюсь, что они сохранят эту форму, подчеркнул Носсум специально для тех, кто сомневается в кондициях Клэбо.
-Он выиграл Тур де Ски, как можно в нем сомневаться. И он бежал скиатлон в прошлом году, он не новичок на этой дистанции.
Сейчас мы переходим к длинному интервью VG, которое в конце осени дал Клэбо. Тогда он постоянно бросал взгляд влево, где сидел его дед и тренер Коре Хёфслот. Они понимали друг друга.
-Для Пхёнчхана мы должны были трудиться круглосуточно. Там было темно и холодно, и отнюдь не весело. Проснуться с больным горлом было ужасно. Я с нетерпением и ужасом ждал начала Олимпийских игр, говорит новый норвежский король лыж.
Но затем Клэбо поехал в Южную Корею. И там стало лучше. А после того, как он выиграл спринт, опасения потеряли силу.
-Потом я ничего уже не боялся, и был здоров до конца сезона.
Он многому научился во время подготовки и неурядиц прошлого сезона. Сейчас мы находимся в Граносене, пригороде Тронхейма, где, как надеется Норвежская федерация лыжных видов спорта, когда-нибудь пройдет Чемпионат мира. Возможно, Йоханнес Клэбо тогда еще будет действующим спортсменом. Он и его дед знают здесь каждый камень, каждый сантиметр трассы, также и собственное тело он знает лучше, чем большинство лыжников.
Он и дед соглашаются, что подробные наблюдения и исследования организма Йоханнеса связаны с теми проблемами в сезоне, когда ему было 19 лет. Он болел, но продолжал тренироваться, потом заболел снова и пробыл больным всю зиму. Он вообще не был здоров. Он ездил на сборы, хотя и не был к ним готов.
-Сейчас мы счастливы, что в ретроспективе у меня была такая зима, говорит лыжник.
-Но когда тебе 19 лет, ты только что попал в юниорскую сборную, был полон надежд, но вот заболел и отчислен – то тебе совсем не весело. Сложно поддерживать себя в такой ситуации. Тяжело выполнять необходимую работу. Правда, я поехал на юниорский ЧМ и даже получил две медали, но был болен весь сезон, как до, так и после ЧМ. Но я изучил свое тело, теперь знаю его вдоль и поперек. Теперь я могу в любом случае продолжать развитие, что бы ни произошло.
Йоханнес пытается, как обычно, подавить зевок. И продолжает говорить:
-То, что произошло той зимой, имело решающее значение для нескольких лет в будущем.
Я постоянно учусь, и считаю, что опыт имеет для меня значение. До описанного периода я не знал, что такое больное горло и простуда. Но когда ты тренируешься две недели в году, а остальное время болеешь, ты учишься многому. Я думаю, что мои успехи идут от этого.
Дед не вмешивается. Но когда мы задаем вопрос, отвечает Коре Хёфслот.
-Йоханнес научился слушать свое тело. Это достаточно редкий случай в таком молодом возрасте.
Как всегда, у деда был готов план для подготовки к Олимпиаде. Его пришлось немного подправить. По крайней мере, до той поры, когда главный герой отправился в Азию.
-Петтер Нуртуг в своей книге говорит о формировании особенного мира, который он называет «пузырь». Ты об этом тоже знаешь?
-Есть пузырь, который тянет тебя вверх, и есть пузыри, которые утягивают вниз. Когда дело доходит до чемпионата, лучше думать как можно меньше, просто выходить и делать запланированную работу, не слезать с трассы, думать здесь не нужно совсем, говорит Йоханнес Хёфслот Клэбо.
-Почему?
-Потому что так лучше. Тогда тебе весело. Нет смысла использовать много энергии на этот пузырь. Многие за пределами спортивного мира говорят о пузыре, но для нас все определяет стиль жизни. Просто во время сезона и, тем более, перед важным чемпионатом, не общайтесь с детьми, не ходите в детские сады и не дотрагивайтесь до грязной посуды. Просто будьте циничным и умным.
Семья Клэбо предприняла чрезвычайные меры перед Олимпиадой. В то время младшая сестра Ане работала в детском саду. Чтобы защитить старшего брата от возможной инфекции, она съехала из дома. У Йоханнеса не было возможности заразиться перед самыми важными для него гонками. Кстати, Ане было не так уж и плохо. Она жила с бабушкой и дедом.
Коре Хёфслоту внук импонирует, в особенности то, как он справился с нагрузками на Олимпиаде. Он привез домой золото в спринте, командном спринте и эстафете.
-Уже в ноябре в Куусамо журналисты заявили, что он первый претендент на олимпийское золото. Для 21-летнего парня это тяжелая психологическая нагрузка. То, что весь народ говорил о нем как о фаворите, тяжелым грузом навалилось ему на плечи. Вероятно, перед Олимпиадой это на него давило, но он сам говорит, что все разрешилось с золотом в спринте.
Хотя между ними 53 года разницы, выглядят они как два друга или, может быть, как два брата? Так они смотрятся, когда сидят вместе, хохочут и поддразнивают друг друга в офисе в Олимпиятоппен Тронхейма, где стены увешаны фотографиями героев спорта.
-Когда вы поняли, что Йоханнес станет лучшим лыжником в мире?
-Хмммм…я даже и не знаю, когда я это понял. Когда он входил в подростковый возраст, он был совсем крошечным, но потом он вытянулся, развился и получил прекрасное тело, которое отлично приспособлено для лыжных гонок. Он умел тренироваться и хорошо разбирался в лыжной технике. Он понимал, как двигаться наиболее эффективно. Так что, может быть, когда он был совсем маленьким…
-Так ли он хорош в коньке, как в классике?
-, Да, но ведь в коньке он не использует ту технику подъема, о которой говорит весь мир, улыбается дед.
Коре Хёфслот также впечатлен тем, как внук справляется с другими делами, не имеющими отношения к лыжному спорту. Эти вопросы находятся не в его ведении, а папы Хокона как менеджера, и остальных членов семьи, а также лыжной федерации, несущей ответственность за молодого спортсмена.
-Но меня не удивляет, что он хорошо с этим справляется, говорит дед.
Йоханнес Хёфслот Клэбо так отвечает, когда мы спрашиваем его об отношении к жизни в качестве знаменитости:
-Я не чувствую, что что-то сильно изменилось. Мне все еще нужно загружать дома посудомойку и выносить мусор во двор. Я должен вносить свой вклад в домашнее хозяйство.
-Значит, тебе не тяжело быть известным и привлекать к себе внимание?
-Я же сам это выбрал. Я думаю, хорошо, что люди ценят то, что я делаю. Это намного лучше, чем, если бы было наоборот. Я ценю всех, кто смотрит на меня как на образец. Если людей радует то, что я делаю, то я счастлив этим.
Он начинает волноваться.
-Если люди счастливы, если я для кого-то сделал день, то я рад, и продолжаю заниматься своим делом с радостью. Если я могу что-то изменить для людей и стать образцом для подражания, я рад.
-Есть ли еще люди, которые хотят получить автограф в 2019 году?
-Да, это еще не закончилось. Это не просто селфи. Я раздаю автограф-карты от Фишер. Хорошо, что что-то в мире остается постоянным.
Йоханнес Хёфслот Клэбо создал несколько компаний, которые посвящены разным аспектам жизни лыжника. Видеоблог, который ведут младший брат и сестра, собирает 75000 просмотров каждую неделю. Многое другое контролирует папа Хокон. Klæbo A/S, пожалуй, самая агрессивная бизнес-модель в мире беговых лыж.
-В этом плане у меня нет никаких особых амбиций, говорит Йоханнес.
-Мне нравится узнавать что-то новое, общаться с людьми в разных отраслях. Интересно заниматься не только лыжами и спортом. Я кое-что узнал о фондовых рынках в Sparebank1 Markets и марках одежды.
-Твоя цель – стать экономистом?
-Все довольно просто. Через несколько лет я хочу купить дом и съехать от родителей. Другой цели у меня нет. Сейчас главное – быстро бегать на лыжах. Я не фокусируюсь на бизнесе.
-Но ты же извлекаешь финансовую выгоду из своего успеха?
-Ну, конечно, но другие понимают в этом больше меня, говорит он и смотрит в сторону отца.
-У меня нет другой цели, только жить отдельно. Остальное будет бонусом. Но, конечно, я ценю своих партнеров. Они очень стараются.
-Почему норвежцам никогда не надоедают беговые лыжи?
Мы обращаемся к Йоханнесу Хёфслоту Клэбо и Коре Хёфслоту.
-Интерес к лыжным гонкам никогда и не уменьшался. Скорее, наоборот. Возможно, в других странах по-другому, но здесь, в Норвегии, он всегда высок, насколько я помню, говорит дед.
-В Норвегии мы в привилегированном положении. Мы служим образцом. Люди привыкли так жить, год за годом. Спортсмены всегда интересны народу. Если бы это не было так здорово, никто бы этим не интересовался. Но я беспокоюсь о том, каким я должен быть, чтобы этому соответствовать. Но я хочу в то же время оставаться тем парнем, которым был всегда, говорит Йоханнес.
Он смотрит на деда.
-Дед, много людей бросается к тебе в магазине?
-Ха, это не так, смеется тот в ответ.
-Лыжные виды в Тронхейме хороши, говорит он, но не продолжает.
-Когда вы сядете в автобус перед ЧМ, вас спросят про внучка?
-Думаю, что да. Но больше вопросов будет в самолете. Однако у нас есть кое-какие погрешности в календаре. Я не вижу смысла для Йоханнеса участвовать во всех гонках Чемпионата мира.
Спринт, скиатлон, 15 километров классикой с раздельным стартом, эстафета – в них команда обойтись без Йоханнеса не может. Но марафон 3 марта – немыслим. По крайней мере – на этом ЧМ.
Про скиатлон и 15 км разделкой сейчас еще смешнее звучит, чем перед ЧМ. В половине гонок чемпионата у Клэбо нет шансов даже на подиум. Такие теперь короли - половинчатые.
Спасибо за пост.