На правах Антирекламы
НА ПРАВАХ АНТИРЕКЛАМЫ
Мороз и солнце, день чудесный. Наверное, многие, в том числе и читатели этого форума, в эти погожие зимние дни решат покататься с горы с ветерком, достав из чулана свои лыжи. А кто-то возможно, впервые решит заняться этим. И я решил (обладая в этом занятии некоторым опытом) сделать что-то полезное, для тех, кто готов прислушаться к моим рекомендациям.
Понятное дело, решив посвятить свой досуг катанию на горных лыжах, многие новички рано или поздно, от этапа использования пункта проката, переходят к этапу собственного обмундирования. И тут на мой взгляд, было бы гуманно уберечь их (но не только их, но и людей более опытных) от некоторых ошибок и распространённых заблуждений.
И так, развеем некоторые мифы, прежде чем тратить свои кровные на экипировку.
Самое основное - лыжи
Существует огромное количество производителей лыж - австрийские ATOMIC, KNEISSL, TYROLIA, FISCHER, KASTLE, французские - ROSSIGNOL, DYNASTAR, SALOMON, американские - HEAD, K2, LACROIX, SCOTT, TECNICA, HART, итальянские NORDICA, швейцарские - BLIZZARD, STOCKLI, немецкие VOLKL, словенские ELAN, японские MIZUNO. Это основные, всех не перечислить.
Так вот. Самое главное - не трудитесь выбирать лыжи ориентируясь на наименование брэнда. Это абсолютно бесполезное занятие. Практически все крупные современные фирмы производят совершенно адекватные по типу материалов и конструкции, лыжи. Даже если вы являетесь опытным лыжником, вы вряд ли сможете почувствовать заметную разницу между лыжами разных марок, достаточно широко представленных на рынке. Престиж марок (вау-эффект) тоже особого значения не имеет - вряд ли вы сможете сразить кого-то наповал, если выйдете на склон, надев лыжи Rossignol или Fischer. Да, в советские времена это было уделом небожителей, но сейчас на любой захолустной горке в Подмосковье, людей на Россиньёлах, как собак нерезаных. То же самое можно сказать и про обладателей Эланов, Фишеров или "Белых звёзд" (Kneissl). Единственное на что стоит обращать внимание - это класс лыж (для новичков, для продвинутых, для экспертов, для спортсменов) и на их предназначение - для слалома, для карвинга, для фрирайда и т.д. И тут не поддавайтесь искушению купить лыжи подороже, "для крутых". Ибо лыжи экспертного уровня лишат вас удовольствия от катания и затруднят процесс обучения. Они, как правило, намного жёстче - без надлежащей подготовки ими труднее управлять. Соображение "на вырост" - типа "скоро я научусь и мне понадобятся лыжи покруче", здесь не канает во-первых потому, что действительно высокого уровня вы не достигнете за один сезон, во-вторых - физподготовка нужна хорошая. Поэтому, когда (и если) вы действительно дорастёте до уровня эксперта, пройдёт не один год, если вообще дорастёте – практика показывает, что 99% любителей не стремятся овладеть спортивной техникой катания – как правило люди научаются более-менее уверенно держаться на лыжах и на этом останавливаются в развитии. Просто катаются, как бог пошлёт. Но если всё-таки дорастёте, вот тогда и придёт время для новой пары, подороже. Но до этого ещё дожить надо. А на начальном этапе не надо выпендриваться, просто катайтесь на лыжах для новичков. Вам же лучше будет, да и выглядят они порой, неотличимо от дорогих. Короче, как это не банально, но цена и дизайн, на ваш вкус, имеют решающее значение. А торговая марка ни на что не влияет. Ну конечно, если это не какой-то но-нэйм из Китая. Хотя, признаться, я таких и не видел никогда. Наверное, в приличных магазинах такие не продаются.
И ещё одно элементарное соображение, которое многие почему-то игнорируют – если бы лыжи какого-то производителя были действительно лучше других, то все ведущие горнолыжники ходили бы только на них. Они ведь не дураки. Но в действительности этого не происходит – великая Линдсей Вонн пользуется лыжами HEAD, а великий Марсель Хиршер предпочитает ATOMIC. Лидер прошлого сезона Кубка Мира Хенрик Кристоферсон предпочитает ROSSIGNOL, блистательная Тина Мазе каталась на STOCKLI, а великолепная Яница Костелич на SALOMON. Список можно долго продолжать.
Крепления
Та же история - плюньте на копчик продавцу, который будет вас убеждать, что крепления MARKER круче, чем LOOK или TIROLIA. На самом деле, всё примерно одинаково. Все крепления должны надёжно связывать ботинок с лыжей и при этом не дать вам при падении сломать ноги. Никаких фантастических прорывов в этой сфере не существует. Единственное, за чем надо следить при покупке лыж, чтобы не лохануться - многие производители лыж пришпандоривают к ним специальные площадки под крепления, имеющие виброгасящие свойства, на которые "родные" крепления проще устанавливать и это плюс. Потому что, устанавливая крепление на лыжу её можно повредить или установить неточно. Тут всё же стоит покупать и крепления, и лыжи одного брэнда. Хотя могу успокоить - сейчас почти все лыжные брэнды предоставляют такую возможность - делают cвои крепления. Либо работают в связке с другими изготовителями креплений, адаптируя свои лыжи к ним.
Обувь.
Горнолыжные ботинки тоже делает масса производителей - почти каждый лыжный брэнд предлагает не только лыжи, но и ботинки - ATOMIC, ROSSIGNOL, HEAD, NORDICA, SALOMON, FISCHER, TECNICA. А также, много специализированных брэндов типа DYNAFIT, LANGE, ALPINA, DACKSHTINE, LOWA.
Тут тоже надо отбросить рекламную шелуху - Фишер или Саломон - разницы практически нет. Вставки для термо-формирования внутреннего ботинка сейчас есть у всех производителей (да они не так уж и нужны рядовому катальщику). Всякие регулировки наклонов и жёсткости, тоже. Никаких уникальных "чудес" на рынке нет. В общем, главное - чтобы удобно и красиво было, и подходило к цвету вашей куртки.
Очки (маски)
Разнообразие тоже очень велико - CARRERA, UVEX, SCOTT, SMITH, BOLO, BOLLE, OACKLY, ALPINA, РОС. Все они модные, яркие, противозапотевающие и защищающие от ультрафиолета. На что стоит обращать внимание - как можно более широкий обзор и цвет светофильтра (я люблю жёлтые и оранжевые тона, в пасмурную погоду, при плоском освещении они делают "картинку" чётче и ярче). Всякие фишки вроде электроподогрева светофильтров, это, в принципе, допустимо. Но покупать маску с Интернетом и встроенной кофеваркой, точно не стоит.
Палки
Здесь список брэндов так же широк - почти всё те же, что и для лыж. Плюс несколько крупных специалистов - LEKI, KERMA и KOMPERDELL. Все сейчас делают палки из углепластика или алюминия - лёгкие, прочные и удобные. LEKI выделялась тем, что запатентовала палки с изгибом вперёд (чтобы меньше выворачивать кисть руки при уколах в снег). Но сейчас и другие производители (и сама LEKI) делают тоже самое, просто благодаря тому, что насаживают рукояку на палку под углом. Эффект одинаковый. Единственная фишка LEKI - патентованная система крепления съёмных темляков. В принципе есть удобство, но не для катания.
Два совета - не покупайте палки с аэродинамическим изгибом - они нужны только мастерам скоростного спуска. Просто кататься с ними не очень удобно. И ещё, телескопические палки с изменяемой длиной не берите. Для катания на лыжах вещь бесполезная и даже вредная - иногда они складываются в самый неподходящий момент. Если собираетесь пользоваться палками для ходьбы - ну тогда есть смысл.
Ну и наконец про одежду
Штаны, куртки, перчатки, шапочки
Здесь спектр торговых марок вообще не поддаётся исчислению. Но дороговизна тоже не гарантирует преимуществ. Конкретный брэнд значения не имеет. Практически все производители спортивной одежды сейчас используют мембранные подкладки (не только широко известный GoreTex но и другие - Bretex, LTX и т.д.). Все они обещают низкую промокаемость, хорошее пропускание воздуха, современные утеплители типа Thinsulate - лёгкие и малообъёмные, и прочее. Вопрос только в конкретных характеристиках - сколько миллиметров водяного столба держит, как хорошо проветривается и т.д. Но брэнд, в данном случае, тоже дело десятое. Примерно равноценных производителей море. Но дам совет из собственного опыта - влагозащитными и вентиляционными свойствами не пренебрегайте. Куртки с допотопной синтепоновой подкладкой не покупайте. Современная спортивная одежда действительно хороша для занятий спортом и сильно облегчит вам жизнь - она лёгкая, негромоздкая, и позволит вам и не промокнуть насквозь под дождём или от валяния в снегу, и не свариться от жары в собственном поту. Тоже самое относится и к перчаткам, которые многие производители лыж и палок, тоже делают "под себя". Особенно LEKI, которые приделывает к ним систему крепления темляков на палках. Ну и современные термобельё и «дышащие» носки тоже вещи полезные. Но неоспоримых лидеров в этой сфере тоже не существует. Много фирм их делают с примерно сравнимым качеством.
Ну, про такие вещи, как спортивная косметика для защиты от ветра, воды, мороза и ультрафиолета, писать не буду.
Степень затемнения очков разве не существенна на высоте и при солнце? И как быть, если у меня близорукость и без обычных очков не могу?
По поводу остального - почти со всем согласен, кроме :
"Горнолыжные ботинки тоже делает масса производителей - почти каждый лыжный брэнд предлагает не только лыжи, но и ботинки - ATOMIC, ROSSIGNOL, HEAD, NORDICA, SALOMON, FISCHER, TECNICA. А также, много специализированных брэндов типа DYNAFIT, LANGE, ALPINE, DACKSHTINE.
Тут тоже надо отбросить рекламную шелуху - Фишер или Саломон - разницы практически нет. Вставки для термо-формирования внутреннего ботинка сейчас есть у всех производителей (да они не так уж и нужны рядовому катальщику). Всякие регулировки наклонов и жёсткости, тоже. Никаких уникальных "чудес" на рынке нет. "
- У разных производителей для обычных, не профи, линеек ботинок - разные колодки, ботинки от некоторых фирм могут быть неудобными( у меня,например, высокий подъём - далеко не все подходят), а комфортность обуви в горных лыжах - крайне важна, очень легко получить мозоли, синяки и прочее в неудобной обуви - ботинки стоит очень тщательно примерять, чтобы были по ноге, а вот регулировки и навороты - это да, почти у всех производителей похожий набор.
Во-первых - это головная боль при транспортировке (хотя некоторые авиакомпании разрешают бесплатно провозить снаряжение).
Во-вторых - иногда хочется карвинговые лыжи поменять на фрирайд и поехать по "девочке" покататся.
В-третьих - лыжам нужен уход и сервис тоже стоит денег.
А по зарубежной географии - был в Австрии в Бад-Гаштайне, там довольно интересные трассы, особенно "олимпийская", но в целом не очень понравилось, сейчас стараемся в итальянских альпах кататься - в Аосте, оттуда можно и во Францию и в Швейцарию заехать, ну а последнее время - в Доломитах - там к огромнейшему разнообразию трасс добавляются какой-то нереальной красоты пейзажи и всяческие гастрономические прелести :)
"
Сын катается в обычных очках, на которые сверху надевает лыжные - моделей много и можно подобрать удобную пару лыжные-обычные по размеру. Пробовал всякие насадки а обычные очки - не удобно оказалось. Кроме того бывают шлемы с визорами вроде мотоциклетных - в них тоже можно с обычными очками кататься. Ну и бывают лыжные с диоптриями, но это скорее экзотика.
Транспортировка - это ерунда. До Вены я летал австрийскими авиалиниями, до Мюнхена - Люфтганзой. И те и другие брали за провоз лыж меньше, чем за обычный багаж. Сервис - да, стоит денег. Но редко кто делает его чаще чем один раз за сезон - так что тоже ерунда. А если иногда хочется поменять профиль - вот тут да, можно и прокатом воспользоваться.