8 мин.

«Из патриота страны сделали изгоя в один миг». Откровения бывшего тренера конькобежной сборной Беларуси

Сергей Минин возглавлял сборную Беларуси по конькобежному спорту с 2014 по 2022 годы. Под его руководством беларусы завоевали 10 олимпийских лицензий на Олимпиаду в Пекине – больше никогда не было. Однако в 2022-м после Игр Минин был уволен с должности. Сейчас он тренирует юных конькобежцев в Китае.

Готовиться к Олимпиаде-2026 к наставнику приезжала 33-летняя Марина Зуева – единственная представительница Беларуси, допущенная на эти Игры в конькобежном спорте. В Милане Зуева сначала стала 15-й на 3000 метрах, а потом 6-й на 5000 метрах, причем так быстро на Играх – а их за спиной спортсменки уже три – она еще не бежала (но уже становилась 6-й).

Тренер поддерживал подопечную с трибун, так как у него нет олимпийской аккредитации. Попадать на конькобежную арену он может только по билетам как обычный зритель, платя за это 180 евро. Мы поговорили с Мининым, почему он не имел возможности помогать Зуевой иначе.

– Почему вы не получили аккредитацию на Олимпиаду?

– Очень длинная история моих взаимоотношений с руководством беларусского спорта. Поступили со мной некрасиво. Поначалу Беларусский союз конькобежцев выслал мне анкеты на допуск в нейтральном статусе, я все заполнил. В результате тянули до последнего, меня не ставили в известность ни о чем. Как понимаю, руководство нашего спорта дало по шапке союзу конькобежцев и приказало не подавать меня на нейтральный статус. Были определенные дедлайны, они закончились, мне сообщили, что меня никто не подал. Большое «спасибо» беларусскому руководству.

– Откуда такой конфликт?

– Понимаете, из самого большого патриота страны сделали изгоя в один миг. Я уехал из страны, потому что никто ничего не слышит и не видит. У нас в Беларуси говорят «Дзе нарадзіўся, там і згадзіўся», но так не работает. Я и моя команда для страны сделали огромный прорыв, глупо так поступать с тренерами такого уровня. Мы, как в конюшне, ковали «лошадок», и лучшие до сих пор представляют нашу страну на внутренних и российских соревнованиях. Новых пока никто не кует. На фоне многих недопониманий я уехал работать в Китай. Это было очень большим триггером для министра спорта [Сергея Ковальчука]. Я лично ходил к руководству НОК, Два с половиной часа беседовал с Виктором [Лукашенко], рассказывал ему всю правду. До Александра Лукашенко «корректоры» минспорта доносят может 10-15% правды от всех происходящих ужасов на Олимпийских играх.

– Что за ужасы?

– Я восемь лет проработал главным тренером сборной, прошел две Олимпиады. Больше терпеть происходящее не смог. Пишешь все в отчетах – игнорируют. После пекинской Олимпиады 2022 года лично выступал перед Александром Лукашенко на трибуне вместо руководства федерации. Люди, наверное, не способны были держать удар. Единственного тренера выставили на отчет перед Лукашенко – это меня. У нас руководители спорта приходят и уходят, истории они не знают, не уважают людей, которые этим живут. Особенно как с Мариной [Зуевой] поступили после Олимпиады-2022. Марина – уникум. Любой другой бы уже давно убежал из страны.

– Как поступили?

– Мы концентрировались на подготовке к командной гонке, жертвую длинными дистанциями. Марина затянула команду на Олимпийские игры-2022, впервые в истории страны. На Олимпиаде заняли 7-е место, ставили рекорды. Девчонкам премию дали, Марину – лишили. Так и дальше в течение трех лет кошмарили: то забирали, то вновь давали какие-то премии. За это время она восемь золотых медалей завоевала на длинных дистанциях чемпионата России. Никто на это не обращает внимания! Зато дают по шапке, что она не выступает в командной гонке, которую Марина презирает после того, что сделало руководство. Им объясняй не объясняй, ничего не слышат.

– Зуеву звали в другие страны?

– Три шикарных варианта с огромными контрактами. До сих пор предлагают. Сначала Польша, потом – Казахстан и Узбекистан. Возможно, давно это пора было сделать. Марина 20 лет стремилась к топ-результату, а потом приходит один спортивный деятель, который машет шашкой и всех наказывает. Так делать нельзя.

– Как Марина готовилась к этой Олимпиаде?

– Два года проводила подготовку за счет китайской команды, где я сейчас работаю. Всё, что ей оплачивали, – это перелет туда-обратно. Внутренние переезды по Китаю, питание, проживание – все за счет Китая. За это я сейчас чуть-чуть стал получать по шапке от китайцев, что подготовил конкурентку :). Надо отдать должное, что они [Беларусский союз конькобежцев] в 2025 году вспомнили, что есть Марина и наравне со всей командой она стала получать полноценные сборы. До этого два года мы ничего не имели. НИ-ЧЕ-ГО! Я готов это заявить на всю страну, пускай услышат правду. Когда говоришь, что на Олимпиаду отправляют подставного массажиста вместо нашего уважаемого кудесника и волшебника, то никто не верит. Он приходил к Марине вместо массажного масла с подсолнечным, которое украл в столовой, но никто, блин, не верит, все только надо мной смеются. И таких шокирующих моментов множество, но в докладе к Лукашенко все это убирается.

– Вы с министром Ковальчуком про все это лично говорили?

– После Олимпиады в Пекине общались около часа, тогда еще было всё в порядке. Когда начались послеолимпийские разборки, то к Ковальчуку попасть я уже не смог, к заместителю – тоже. Звонил, писал. Пока они у власти, держатся за стул, то будут рассказывать только, какой я лжец, предатель и подлец. Но [генеральный секретарь НОК] Ксения Санкович знает всю историю, [руководитель НОК] Виктор Лукашенко – знает. В НОК все адекватные, у них есть логика и мышление. Я с утра до ночи жертвовал своей семьей, пахал, чтобы сделать лошадок высокого мирового уровня, но из меня сделали предателя. В один момент просто сказал до свидания.

– Чем вы заняты в Китае?

– Сначала было очень сложно, я болезненно все переносил. Мне дали ребят 15-16 лет. На тот момент они даже в двадцатку в Китае не попадали. Сейчас у меня рекордсмены мира среди юниоров на длинных дистанциях. Работаю в городе Чанчунь. Я почему еще на Олимпийские игры приехал? Потому что двое моих спортсменов отобрались на Игры – это результат моих двух лет работы в Китае.

Менее чем за 35 секунд». Чем удивляют белорусские конькобежцы своего тренера и как справляются с коронавирусом - Минск-новости

– Зарплаты в Китае существенно выше?

– Министр мне звонил, когда я уже работал в Китае, угрожал. Очень тогда пожалел, что не записал разговор. Я тогда понял, что не хочу работать с этими людьми, мне было очень неприятно. Зарплаты – 1 к 10 в пользу Китая. До свидания, хватит! Понятно, что я был жестким тренером, в какой-то мере диктатор :). Историй много, мало кто в них верит. Я кроме того, что был главным тренером, еще работал предпринимателем, поставлял в страну высококачественный инвентарь, поднимал уровень. Моя компания поставляла все в течение недели, когда раньше надо было ждать полгода. От этого результаты взлетели, министр перевернул это все так, что мафия зарабатывает на сборной деньги. Три с половиной года я был под следствием. Представляете, я главный тренер сборной, ходил на допросы в Следственный комитет и меня пугали восемью годами тюрьмы. Проверяли, проверяли – дело закрыли, ничего не нашли. Мы восемь лет выбивали для беларусского конькобежного спорта мировые гранты от международной федерации. Все это делали я, Алексей Хотулев, Николай Ананьев, наша огромная команда.

– Марина Зуева заняла достаточно высокое 6-е место. Если бы не международный бан, результат мог бы быть выше?

– Она пробежала до Олимпиады только четыре этапа Кубка мира. До этого нигде не допускали. Стартов не хватает. Свой уровень она показала. Ее соперницы продемонстрировали какой-то мегауровень, даже для беларусских мужчин – это очень быстро. Только Егор Доморацкий быстрее этих девочек бежит. Если бы Марина бегала все эти годы с такими соперницами, то только бы росла.

– Вы наблюдали за забегами с трибун. Получалось общаться с Мариной?

– На 3000 метров было невозможно. Сидел очень далеко. Меня не подпускали поближе. На 5000 метрах Марина все слышала, что я кричал. Я ее успокаивал, что так легкоатлеты выступают часто. Она согласилась, что это нормальный вариант. Мой ученик, ее хороший друг [тренер] Руслан Тоболич, отлично поддерживал, со всем справился.

Конькобежка Зуева прошла отбор на Олимпийские игры 2026 года

– Конькобежный спорт в Беларуси развивается?

– Я не в праве об этом говорить. Там сейчас другие тренеры. На мой взгляд, бегают все те же лошадки, которые были выращены предыдущей командой. Талантливые юниоры есть точно, но их надо развивать.

– Зуева планирует продолжать карьеру?

– Она получила второе дыхание. Марина опять попала на международный уровень и наслаждается стартами. Пока не хочет думать об окончании карьеры. Если будут открыты для нее границы, конечно, интересно продолжать.

Вы же слышали, что я говорил ранее. Она испытала полное разочарование от работы министерства и его руководства. У нее был полный ноль – зарплаты, материальная поддержка. Последний год – все вернули. Сейчас не знаю, поддержат ли. Мы ставили сумасшедшие рекорды в свое время, но потом министр махнул шашкой и показал всем кузькину мать. Вот сейчас заставьте Марину бежать командную гонку. Был крупный турнир в Челябинске, она отказалась бежать за Беларусь командную гонку – так приехал самый главный начальник прям туда, в Россию, отчитывал ее до 12 ночи. Она сидела в слезах, плакала. На следующий день провалила дистанцию в 3000 метров. Потом я ей сказал закрыться в номере, она там велосипед крутила, никого не видела – выиграла с огромным запасом 5000 метров. Если дойдет это до [Александра] Лукашенко, то пускай разбираются.