4 мин.

Выигрывает спортсмен - проигрывает тренер

Поговорка «Выигрывает спортсмен – проигрывает тренер» не заезженное клише. В 2010 году на олимпийских Играх в Ванкувере на 10-километровой конькобежной дистанции совет наставника оказался фатальным для его подопечного.

Фаворит и претенденты

Безоговорочным фаворитом забега считался 23-летний голландский скороход Свен Крамер. Конькобежец из страны тюльпанов являлся мировым рекордсменом и находился в хорошей форме, что выяснилось на дистанции вдвое короче, которую Свен уверенно выиграл.

В качестве «тёмной лошадки» выходил на старт южнокореец Ли Сын Хун. Вообще-то, он специализировался в шорт-треке, но конкуренция в этой дисциплине в «стране утренней свежести» почти как у китайцев в прыжках в воду. Ли Сын Хун, провалив олимпийский отбор, решил попытать счастья в Ванкувере на олимпийском овале и неожиданно стал вторым на дистанции 5000 метров.

Третьим на «пятёрке» стал россиянин Иван Скобрев, стремительно прогрессировавший под руководством итальянского специалиста Маурицио Маркетто. У российских болельщиков были все основания надеяться, что их соотечественник вновь поднимется на одну из ступеней пьедестала. 

Возмутитель спокойствия

Ли Сын Хун продолжал удивлять зрителей (да и, пожалуй, самого себя). На первой трети дистанции он преодолевал круги быстрее 31 секунды. Следующие четыре километра перешёл на темп 31,16 сек. Затем чуть сбавил (до 31,50), но ближе к финишу южнокореец осознал, что силы в ногах остались, и выдал два последних круга с отличным временем: 30,88 и феноменальные 30,29. В результате он смог преодолеть гроссмейстерский рубеж в 13 минут, установив на табло время 12.58,55. Олимпийский рекорд!

Ванкувер-2010. Свен Крамер и Иван Скобрев на дистанции 10 000 метров

Штурмовать эти секунды в последнем забеге дня предстояло королю стайерских дистанций Крамеру и нашему Скобреву. На первых кругах даже титулованному голландцу не под силу был темп южнокорейского выскочки. Только на отметке 2400 метров он начал опережать график бега лидера. И затем, с каждым кругом, стал наращивать преимущество. Россиянин такую скорость не выдержал. Более того, Скобрев уступал промежуточным результатам другого голландца, Боба де Йонга, рискуя  остаться без медалей. Но ближе к середине дистанции Иван всё-таки вышел на график третьего времени дня. В этот момент призовой пьедестал напоминал тот же (и в той же последовательности), что на дистанции 5000 метров: первый – Крамер, второй – Ли Сын Хун, третий – Скобрев. Однако…

Роковая ошибка

За восемь кругов до финиша, когда Крамер пересёк отметку 6800 метров, электронное табло вдруг дало сбой. Проигнорировав график голландца, система «нарисовала» Скобреву совершенно невероятные 23 секунды с копейками. При этом россиянин печатал круги по 31 секунде каждый с небольшими десятыми и отсечку ещё не пересёк. 

В этот момент вспомнилось, что на Олимпиадах не бывает без косяков, а значит опять организаторы облажались. Наоборот, канадские режиссёры трансляции, надо отдать им должное, сразу же на повторе указали причину казуса. С разных ракурсов зрители увидели как Крамер во время очередной смены дорожки (за 10 км конькобежцы меняют их 25 раз) ошибся. Точнее, сам Свен совершенно правильно решил уходить на внешнюю часть трека. Его наставник Герард Кемкерс на каждом круге находился у бортика в конце переходной прямой. Он показывал на планшете информацию для своего подопечного о сравнении с графиком бега корейца. Отвлекшись от происходящего, Кемкерс принялся оживленно жестами показывать своему подопечному в сторону внутренней дорожки. На самом въезде в вираж Свен уже занёс было правую ногу над внешней дорожкой, но в последний момент перешагнул пластиковый конус, обозначающий границу двух «коридоров». И ушёл на внутренний круг. Это была катастрофа! 

Свен Крамер из-за неправильной подсказки тренера уходит на внутреннюю дорожку

Дисквалификация после финиша

Через два круга электроника пришла в себя, но всем на стадионе (кроме ещё ничего не подозревавшего Крамера) было очевидно, что голландца ждёт дисквалификация. Установленному корейцем олимпийскому рекорду Крамер в конечном счете привёз 4,05 секунды (12.54,50), которые, увы, так и не вошли в официальные протоколы. 

Герард Кемкерс убит горем: он понимает, что своей ошибкой лишил подопечного победы.

Голландец победно вскинул руки на финише, затем пришёл в недоумение из-за безудержной радости Ли Сын Хуна. Разве так впадают в эйфорию от только что упущенного олимпийского золота? На Кемкерсе не было лица, когда он сообщал ужасную новость своему подопечному. Казалось, он вдвое уменьшился ростом. Крамер в сердцах сорвал с себя очки и швырнул. Когда тренер стал успокаивать Свена, конькобежец злобно отмахнулся. 

Свен Крамер не в силах сдержать негативные эмоции. В сердцах он швыряет в сторону очки.

Во время подготовки к цветочной церемонии смотреть на Кемкерса было ещё страшнее, чем на Крамера. Он стоял на коленях, закрыв лицо ладонями. 

Герард Кемкерс ошибся и из-за этого не находит себе места.

Время  – лучшее лекарство. Через несколько дней, когда боль стихла и поостыли страсти, Крамер принял решение продолжить сотрудничество с Кемкерсом. Ведь роль тренера в его успехах была столь велика, что одна ошибка не могла повлиять на сотрудничество. Именно Кемкерс помог ему стать одним из сильнейших конькобежцев мира.