Рейтинг на сайте 419357  Место 61
Трибуна Статус
Евгений Марков
Евгений Марков поделился картинкой - редактирование статуса
Рассказ моего друга Николая про поездку на финал Кубка УЕФА в Лиссабон! Алексей и Константин из рассказа, найдитесь, пожалуйста!

***

Большое, как известно, видится на расстоянии. Сразу за тем, как Гинер и Газзаев, насквозь мокрые от шампанского, вышли из подтрибунного помещения на покрытое красно-синими блёстками поле «Жозе Алваладе», и во второй раз устремились отпраздновать с армейской трибуной, я помню нас с отцом, сидящих в автобусе на пути от стадиона в аэропорт. Удивительно, но я точно запомнил ощущение пустоты внутри себя: автобус, набитый одуревшими от счастья футбольными болельщиками, ничего не кричал ни про цвета, ни про победу, ни даже про «Спартак». Он опустошенно и устало почти что молчал, а я, шестнадцатилетний пацан, аккуратно примерял внутри себя новое ощущение: болельщик обладателя Кубка УЕФА. «Сидело» странно.

Начнём с того, что в 2005-м мир был немного другим и почти все вещи нужно было делать вручную. И так как решение непременно ехать на финал возникло у нас сразу после второго гола Карвалью «Парме», то уже в начале следующей недели в турфирму, продающую выездной пакет (виза, самолёт, билеты на футбол), были отправлены наши заграны. Важно оговориться: мы нетипично красно-синяя семья из Питера (дед — военный, полковник ВВС). Из Питера же мы и выехали 16-го мая, когда у отца вдруг зазвенел мобильный телефон: португальцы не дают мне шенген, ехать в Москву особого смысла нет, всем очень жаль.

Незримая красная (на самом деле красно-синяя) нить этого текста — не воспоминание самого триумфа, а нежная благодарность моменту и папе. Ведь мы (а нас теперь «таких» уже трое: за это время успел подрасти маленький коняшка) — обычная семья болельщиков ЦСКА: не про шизу и движ, а про четыре великие буквы и красную звезду. Во всех видах. Мы кузьмичи. До Лиссабона мы ни разу не ездили за границу на футбол; полагаю, что финансово и та наша поездка была для семьи не то чтобы обязательной. Но мы поехали. Теперь (мужчиной из 2020-го) я понимаю, что пропустить тот финал было нельзя. Можно было его не выиграть, можно было его даже проиграть — но не быть там с командой в тот день было нельзя. Понимая это, я сегодня не задаю ни единого вопроса болельщикам «Ливерпуля», тысячами приезжающим на финал Лиги без малейшего шанса попасть не стадион — чтобы просто «побыть рядом». Тогда мне было шестнадцать, и я этого ещё не понимал. За что и безумно благодарен отцу, что он понимал за нас обоих и не испугался осуществить

Я безумно благодарен отцу и за то, как он до конца верил в нашу мечту. В момент, когда главное футбольное путешествие в жизни вместо края Европы должно было телефонным звонком оборваться в районе Колпино, он не отступил: лишь вышел из машины, нервно помолчал на обочине и поехал дальше. В никуда.

Следующий день запомнил калейдоскопом: Москва, 17 мая, завтра — финал, сегодня — мой день рождения. Срочно нужна виза. С раннего утра мы в турфирме, где в адском рабочем хаосе внезапно (как я сейчас понимаю абсолютно удивительным образом) нам почему-то вызывается помочь один из менеджеров — Константин. Он трезво заключает, что шансов получить португальскую у меня нет, но, возможно, есть шанс успеть оформить срочную французскую. А так как с подобной проблемой таких в офисе нас оказывается двое, Константин на ходу разрабатывает целую спецоперацию: Алексей (другой горе-болельщик) на день становится другом моей семьи, который по случаю теперешнего моего дня рождения завтра везёт меня во Францию для встречи с родителями.
Легенда придумана, роли розданы, кажется, даже куплены авиабилеты во Францию, остаток дня — заполнение анкет, зубрежка биографических деталей нового «друга» (на случай интервью), очередь на подачу. Ровно за двадцать минут до закрытия посольства, не ожидая уже почти ничего, мы с Алексеем получаем-таки паспорта! Обнимаемся, как если бы после «Осера». Алексей — точно друг семьи! Только уже настоящий.

Дома не любят, когда я говорю это вслух, но я почти уверен, что тот матч — абсолютно важнейший матч во всей моей болельщицкой жизни. Не думаю, что будет другой такой. Даниэл Рэдклифф как-то признался, что в отличии от других актёров, он не воспринимает каждую новую свою роль в кино как возможный шанс изменить что-то в карьере, трезво понимая, что главная его роль давно в прошлом и теперь можно просто в кайф для себя играть. По аналогии: я буду счастлив видеть новый великий успех родного клуба, но уже не ожидаю его. Мой главный гол в жизни уже забил Юра Жирков. И мы с папой это видели.

Если бы этого не было – моя жизнь была бы другой. Спасибо всем, кто помог нанести на нее такую вечную засечку. Спасибо игрокам, клубу, ЕЛГ, ВГГ, судьбе, отцу, маме, отпустившей нас в дорогостоящее путешествие в момент активных выплат по новой строящейся квартире. Спасибо Алексею и Константину, чьи следы за эти пятнадцать лет немного потерялись. Если вдруг вы как-то узнаете себя в этом тексте — дайте, пожалуйста, знать. Я бы очень хотел встретиться или хотя бы ещё раз сказать вам спасибо.

ЦВБП!