4 мин.

Туалетная война

Пятая партия объединительного матча за титул чемпиона мира между Владимиром Крамником и Веселином Топаловым не состоялась. Через четверть часа после того, как был оглашен вердикт апелляционного жюри, Топалов появился в турнирном зале. Главный судья матча Герт Гейсен вышел к зрителям и объявил, что начало партии откладывается на 15 минут. Как выяснилось позднее, арбитр ожидал обращения Кирсана Илюмжинова к участникам матча, в котором президент ФИДЕ просил их сохранять спокойствие, не забывать об интересах мировых шахмат и продолжать борьбу в спокойной обстановке.

 

Однако и по прошествии 15 минут часы так и не были пущены, хотя Топалов ожидал своего соперника, сидя за шахматным столиком. Партия, если это можно назвать партией, началась в 15:23. Между тем на половину четвертого было назначено выступление председателя апелляционного жюри грека Георгиоса Макропулоса перед многочисленными журналистами, аккредитованными на матч.

Гейсен пустил часы белых, которыми должен был играть Крамник, а Макропулос тем временем в расположенном выше зале для пресс-конференций начал разъяснять позицию апелляционного жюри.

Вскоре все увидели и Владимира Крамника, появившегося не в зале для игры, а в конференц-зале, где Макропулос объяснял суть принятого жюри решения, подчеркивая его нейтралитет, непредвзятость и разумность. Владимир не нашел ничего лучшего, кроме как вступить с Макропулосом в дискуссию на английском языке, а затем перешел на русский, чтобы сделать заявление для прессы. В нем утверждается, что решение жюри не выдерживает никакой критики, что оно тенденциозно, что обвинения в адрес Владимира Крамника, связанные с чрезмерно частыми посещениями им туалетной комнаты, высосаны из пальца и не основаны ни на каких реальных данных. Владимир дал понять, что причиной всего этого является счет 1:3, с которым его соперник проигрывает матч. Более того, он указал, что в тексте заявления Сильвио Данаилова, менеджера Топалова, имеются резкие личностные выпады против классического чемпиона мира.

Как следствие, пятая партия, формально начавшись, так и не была завершена. По истечении часа ни одного хода со стороны белых сделано не было, и, согласно правилам, Владимиру Крамнику было зачтено техническое поражение. Самое досадное, что Кирсан Илюмжинов в это время находился в Сочи на встрече губернаторов, видных бизнесменов и министров с Владимиром Путиным и не мог повлиять на развитие событий в Элисте. Правда, когда стало ясно, что события обретают совершенно неконтролируемый и поистине ужасный оборот, Илюмжинов срочно вылетел в Элисту и уже вечером был в Сити-чесс, городе шахмат, где попытался как-то выправить положение. Однако согласно принятым решениям счет уже юридически стал 3:2. Крамник категорически протестовал против такого развития событий, и хотя вопрос с туалетами и некоторые другие спорные моменты удалось быстро если не урегулировать, то, по крайней мере, согласовать пути их решения, пока никто не может сказать, будет матч продолжен или нет. Главная проблема - вопрос о счете, с которого следует продолжать матч. Высказываются разные предложения, например: счет остается 3:1 в пользу Владимира Крамника, но количество партий увеличивается с 12 до 16. Поначалу сторона Топалова в лице Данаилова готова была ответить согласием. Крамник, подумав некоторое время, тоже как будто не возражал, но, посоветовавшись со своими тренерами, секундантами и менеджером, отверг предложение. А уже после этого и Данаилов заявил, что на такой вариант болгарская сторона согласиться не готова.

Параллельно шел процесс согласования всех прочих моментов, например, вопроса о туалетах. В конце концов было решено, что за каждой из сторон закрепляется строго определенная комната отдыха и строго определенный туалет. Представители болгарской делегации (как говорят, это специальные люди из охраны президента Болгарии, чья основная задача как раз состоит в поисках различных «жучков» и прочих нехороших устройств) завершили свое обследование и ничего криминального, как и следовало ожидать, не нашли.

Кроме того, по просьбе Кирсана Илюмжинова апелляционное жюри матча, оказавшееся в столь глупом положении, в полном составе подало в отставку. Кандидатуры новых членов жюри были согласованы с обоими участниками матча, пока же временное руководство принял на себя президент ФИДЕ. Таким образом, нерешенным остался только один, но самый главный вопрос - каким в результате оказался счет и из скольких партий (12, 14 или 16) будет состоять матч?

Существует еще одна идея выхода из кризисной ситуации: в том случае, если Топалов проиграет матч (что достаточно вероятно, коль скоро он начнется со счета 1:3 и будет состоять из 12 партий), предоставить Веселину право на матч-реванш на тех же условиях, но перенести его на весну следующего года.

В истории матчей на первенство мира уже были прецеденты, когда поединки прерывались, а то и вовсе не были завершены. Достаточно вспомнить матчи с участием Бобби Фишера, а также начало знаменитого противостояния Карпов - Каспаров, когда эпопея, состоявшая из 48 партий, так и не получила завершения (при счете 5:3 в пользу Карпова матч был остановлен, поскольку со дня на день ожидалась кончина генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко). Шахматное человечество надеется, что этот матч все-таки удастся спасти. Тем более что в адрес участников, штаб-квартиры ФИДЕ и президента Кирсана Илюмжинова приходит множество обращений от шахматных федераций различных стран, от шахматных клубов, отдельных гроссмейстеров. Все они призывают попытаться найти компромисс, ибо срыв матча привел бы к непоправимому удару по мировым шахматам и по их будущему.

Сергей Макарычев, международный гроссмейстер, комментатор "НТВ-Плюс"/ЭЛИСТА