20 мин.

Живу и дышу хоккеем

Rob Proffitt

Вашему вниманию предлагается эксклюзивное интервью, которое дал для sports.ru Роб Проффит, один из известных тренеров и менеджеров американской юниорской хоккейной команды с Аляски. Он также недавно снова начал тренировать детей и юношей. Почти все вопросы были получены от читателей sports.ru. Основной темой нашей беседы стала подготовка детей, юношей и юниоров в хоккее. Но и другие вопросы тоже были затронуты, включая особенности хоккейной тактики.

- Каковы основные отличия, по вашему мнению, в системах тренировки молодых хоккеистов в США и Канаде?

Я думаю, что несколько лет назад в США появилась такая важная вещь как довольно новая концепция АМР, американской модели развития, которая является моделью развития личного мастерства. Я думаю, в культурном отношении это можно проследить из русского хоккея, каким он был уже много лет назад. Америка взяла это, развила, включила в систему тренировок.

Кроме того, в США мы наконец-то можем набирать для хоккея самых лучших атлетов. Хоккей здесь – это не такой спорт как в Канаде и т.п. Они, эти атлеты, раньше играли в американский футбол, баскетбол. И вот мы, наконец, тоже стали получать элитных атлетов в хоккее. Они теперь идут в нашу игру и мы видим некоторый успех из-за этого.

В то же время тренировочные принципы довольно похожи. Я бы сказал, только, что в последние десять лет США были более свободны в зоне атаки. Однако, я думаю в Америке все еще много тренеров, которые настаивают на важности играть свою позицию на льду, следовать структуре в игре. В юниорском хоккее я не вижу так уж много разного, но вот то что я вижу на юниорском уровне, когда просто смотришь игры, на уровне чемпионата мира, это что, по моему мнению, американские юноши имеют в целом лучшее катание среди всех. Очень много зависит от катания, откуда мы снова сразу приходим к возможности набирать ребят из большего пула с лучшими атлетическими данными, с лучшими генами. Ребята могут развивать большую мощь и скорость. Американцы могут быть лучшими в катании, что оказалось важным в конце юниорского чемпионата. И все же системы, я думаю, обе очень схожи.

- Как вы прокоменнтируете, что силовые приемы в США разрешаются только с 11 лет, в то время как в Канаде и России дети гораздо раньше знакомятся с силовой составляющей игры?

Я на стороне тех, кто считает, что с самого начала должна быть некоторая степень силовой игры. Однако, с другой стороны, когда ребенок еще не развил умения вести шайбу в игре, он будет останавливаться в своем развитии постоянной угрозой удара. Здесь должна быть золотая середина. Мне нравится как канадцы сейчас подходят к этому, когда дети могут бороться у бортов. У них на раннем этапе запрещены силовые приемы на открытом льду, но разрешены у бортов. Это сразу учит разделению игрока и шайбы, правильному углу атаки и многи вещам, которые вы должны учесть в структуре игры пока игрок развивается. Здесь и есть золотая середина между двумя крайностями.

- Каковы основные принципы тренировки американский юниоров?

Я думаю, когда вы набираете юниоров в Америке, а большинство ребят – это старшеклассники, так вот когда вы набираете в такую команду, как Fairbanks “Ice Dogs”, вы набираете старшеклассников Америки и даже со всего мира. Вы берете самых лучших из всех этих маленьких областей. Можно сказать даже, что снимаете самые сливки. Вы должны взять этих детей, все они – звезды у себя там. Но вы не можете дать двенадцати новым ребятам играть в большинстве. У вас, скажем, набрано четырнадцать лучших бомбардиров своих тех лиг. Нужно добиваться, что они будут играть те роли, которые вы им даете. Чтобы они делали то, что лучше всего у них получается и что лучше всего в данный момент для команды, чтобы она выигрывала. Таким образом, когда вы начинаете с ними, происходит очень много сложностей. У вас всего двадцать пять детей, которые были лучшими из лучших в своем районе. И теперь, вы должны поместить это все в иерархическую структуру. Должны построить команду. Вы должны строить агрессивную команду, которая будет делать форчек, будет вовремя вбрасывать шайбу в зону, будет активно защищаться и так далее. В общем, главный принцип, сделать команду из этих ребят с учетом их спортивных и психических возможностей.

 

- Вопрос совсем другой, вроде бы от того же читателя: какова средняя зарплата тренера в США?

На детском уровне или на уровне юниоров?

- Кажется спрашивают про детских и юношеских тренеров.

Это очень зависит от места. Скажем в Далласе, Техас, или в Лос Анжелесе, Калифорния, зарплата детского тренера может быть в районе 50-60 тысяч долларов в год. Если это тренер юношей 14-17 лет, например. Так же может быть и в районе Детройта или других больших городов. В таких маленьких городках как Фербенкс на Аляске, зарплата составляет всего 6 тысяч долларов в год. По мне, так этого мало, чтобы оплатить свой бензин.

На юниорском уровне уже ваша зарплата очень зависит от опыта и может быть от 40 до 100 тысяч долларов в год или даже иногда больше. И это все бизнес. Тут не только хоккей.

К этому еще можно добавить, и я с большим сожалением это говорю, что хоккей в этой стране стал очень дорогим видом спорта. Вы, как отец, хорошо знаете о чем я говорю: это дорогая форма, дорогой лед, дорогие поездки, дорогие занятия. В итоге некоторые рассматривают эти деньги как некий вклад, чтобы дети играли на профессиональном уровне, на юниорском уровне, на уровне колледжей. Я ненавижу такой подход. Это все жертвы совершенно не для этого. На детском и юношеском уровне вообще хоккей – лишь одна составляющая. Воспитание хорошего молодого человека, а в случае женского хоккея – хорошей девушки, – гораздо более важная часть тренерской работы на этом уровне. Победы сами по себе – важны, вся жизнь она о победах и поражениях, нет вопросов. Но и это не главное при тренировке детей и юношей.

- Когда, в каком возрасте, по вашему мнению молодой игрок, юниор, может быть готов играть на профессиональном уровне?

С каждым парнем – это вопрос отдельный. Кто-то спринтер, кто-то будет бежать марафон. Это вопрос его взрослости, физической готовности, образования. Тут такое количество различных факторов! Сейчас, в Америке, все больше и больше игроков приходят в НХЛ из университетов. Типичная модель развития, это когда молодой игрок начинает в юниорской команде когда ему 17-20 лет, потом идет в 20 лет в колледж и играет там от двух до четырех лет. Они получают образование, у них есть возможность хорошо тренироваться. У них ведь всего 35 игр в сезоне, в то время как у профессионалов число игр в районе 70! Их тело получает возможность нормально восстановиться, их мозг, по моему мнению, получает возможность усвоить материал, который они выучили в игре и на тренировке. Все это вместо того, чтобы постоянно прыгать в машину и ехать, и ехать, и ехать куда-то. Тут нет времени учиться. У профессионалов ты только отыграл, перевязал свои раны, быстренько подклеил все, чтобы через ночь уже снова играть вместо того, чтобы развивать свою игру. Да, некоторые, возможно, готовы играть сразу после юниоров. Но если вы сейчас в Америке возьмете и спросите 100 человек, то 95 скажут, что путь через юниоров в университет и лишь потом смотреть что получилось – лучший путь развития молодого человека, связанного с хоккеем.

- Что еще кроме физических упражнений и тренировок на льду важно для индивидуального прогресса?

Ребенка? Я считаю, что нужно быть не просто хоккеистом, нужно быть атлетом. Вокруг очень много разных вариантов: есть европейский футбол, есть бейсбол. Я верю, что ребенок не может развиваться в хоккее лишь игрой в хоккей 12 месяцев в году. Это никогда так не получалось ни когда я был молодой, ни сейчас. Надо, нет вопросов, заниматься. Надо держать форму, силу ног, силу мышц живота и спины. Но надо быть ребенком и надо быть вовлеченным в другие виды спорта тоже. Кто-то, например, может быть лучшим в команде хоккеистом и худшим футболистом в команде. И это научит его тоже с точки зрения того, что когда он вернется в хоккейную команду, у него будет больше уважения к тому ребенку, что с другой стороны спектра. Много уроков можно получить из этого. И еще знаете, есть катание на велосипеде, на скейтборде, есть рыбалка в конце концов. Пусть они учатся это делать. Пусть больше проводят времени в семье. И много всего такого сделает вас лучше как человека.

Знаете, я знаю многих скаутов в НХЛ. Они все говорят как один, если игроки заполняют анкеты, и игрок А сказал, что всю жизнь посвящал только хоккею, играл каждое лето, занимался во всех спортивных лагерях и оттачивал свое мастерство, а игрок Б сказал, что он играл в гольф, катался на горном велосипеде и любит охотиться и рыбачить, играл в бейсбол, играет в теннис. И если они сравнимы как игроки, то я вас уверяю, всегда в первую очередь возьмут игрока Б. Просто даже потому, что тут не будет фактора, что человек мог перегореть. В какой-то момент вы достигаете насыщения и просто упираетесь в стену и не можете никуда дальше идти. Мне кажется, это общий вопрос всего человеческого существования. Вы, скажем, ходите в офис каждый день. Вам надо делать что-то еще, что-то другое каждый день, чтобы сохранить свежесть и интерес. Также и со мной. Я живу и дышу хоккеем. Но это важно и для меня выехать и порыбачить на льду. Взять отпуск в Рождество. Или осенью выехать на охоту. Просто нельзя делать одно и то же в жизни.

- Есть еще такой вопрос. Как вы работаете над тактикой и какие основные тактические принципы вы используете?

Я думаю, что у любого тренера есть своя философия. Мы можем говорить о защитных схемах, форчеке и так далее. Я считаю, однако, самый основной принцип игры никогда не менялся с самого начала создания этой игры: создать ситуацию 2 на 1, когда у вас преимущество на одного игрока. Не важно, если вы начинаете от своей вратарской линии и вплоть до вратарской линии противника, всю игру в нападении с шайбой. Говоря о таких вещах как подстраховка (? puck support), угол атаки, непрямые пасы (вбросы?), можно уйти очень далеко. Но в действительности, все сводится в создании ситуации 2 на 1. С точки зрения защиты это значит, что вы должны мешать созданию такой ситуации выхода 2 на 1. Добиваться игры 1 на 1, с подстраховкой, уровнями защиты (layers), страхующими игроками, зонами защиты в углах, защитником на шайбе, центральной зоной защиты. Делать так, одним словом, что противник должен обыграть не одного игрока, чтобы добиться возможности забросить шайбу. Для меня это вообще очень интересно. Иногда мы склонны перетренировывать, иногда мы делаем это слишком сложным. Это игра, которая играется на таких больших скоростях. Но на самом деле это ведь очень простая игра. Да, очень много происходит во время игры. Но действительные принципы игры просты: в нападении создай ситуацию 2 на 1, в защите – убедись, что они не могут создать ситуацию 2 на 1. Это моя личная философия в игре.

- Каковы основные принципы при тренировке детей 4-5 лет? Что должны делать родители дома для таких детей?

Главное для таких детей всего лишь, чтобы они просто получали удовольствие, катались, забивали голы и радовались жизни. Как родитель все что надо делать, это чтобы они чувствовали подъем, радость и хотели прийти снова. Ребенок должен быть рад приходу на ринг также как он радуется, получая угощение после тренировки и ест печенье вместе со своими товарищами (прим. В Америке принято после тренировки раздавать детям печенье, сыр, сок, любую маленькую закуску). Я одно могу сказать про пятилетних. Не давайте им никакой структуры, схемы. Пусть они ведут себя на льду, как они бы вели себя на катке на улице. Пусть катаются и бросают шайбу по воротам как хотят, сами по себе.

- Как тренеры и родители могут заинтересовывать детей хоккеем, особенно сейчас, когда главное о чем думают дети, как им еще поиграть в компьютерные игры или посмотреть кино или мультфильмы?

Да, ныне у детей гораздо больше вещей, которые они могут делать. Есть компьютерные игры, есть интернет. Я не знаю всех названий этих игрушек. Знаю есть PSP, Xbox, сотовые телефоны и iPad, iPhone. Сейчас многие люди говорят об этом. Но мое мнение таково. Почему мы вообще должны с этим воевать? Это все сейчас доступно и давайте использовать эти вещи как можно полезнее. Если вы можете показывать видео хоккейных игр – дети обожают смотреть видео, ныненшнее поколение детей очень восприимчиво к визуальным образам – давайте им смотреть больше. Я приношу видео НХЛ игр в раздевалку. Мы смотрим и комментируем вместе с ребятами эти видео. Вы не можете изменить эту ситуацию. Майкрософт не прекратит писать программы и IBM – тоже. Давайте думать не как запрещать это, а как использовать с выгодой для детей. В конце концов, дети не будут делать то, что им не нравится. Если им нравится играть в хоккей, то они будут играть. Если нет – то нет. Вы не можете повесить список на ваш холодильник и сказать: «бросай по воротам четыреста раз в день, катайся до угла и обратно». Они просто проигнорируют это. Вы можете заставить их делать что-то до определенной степени. Вы можете показать им, что вы делаете большие усилия в семье ради какой-то цели, как финансовые, так и жертвуя свое время. Это огромные жертвы, нет сомнения. И они должны проявлять старание и прилежание. Причем главное усердие для них – просто избегать плохого поведения и типичных подростковых проблем, иметь хорошую успеваемость в школе и рассматривать образование, как свой главный приоритет. И еще чуть-чуть к этому. И вы можете оказать некоторое давление на десятилетнего или девятилетнего ребенка. И может быть даже на шестнадцатилетнего до некоторой степени. Однако, если они хотят противодействовать этому и если они не хотят что-то делать, то они скоро дадут это понять. Они не будут улучшаться на льду. Если они не улучшаются, то вскоре теряют уверенность в себе. Хоккей – это игра уверенного человека. Когда происходит потеря веры в себя, они уже не хотят и вовсе приходить на каток.

- Как вы учите теории и схемам в хоккее, так чтобы дети не потеряли интерес?

Интересный вопрос. В прошлом году я снова начал тренировать детей в возрасте в том числе и 9-10 лет. До этого я 15 лет тренировал только юниоров. Когда я взял команду, у меня был план. Мне пришлось несколько менять этот план с точки зрения того, что стало ясно, что детям должно быть в некоторой степени интересно и “прикольно”, что они делают, чтобы прогрессировать и развивать хоккейный интеллект. И это то, что я, мне кажется, сумел сделать. Я хотел, чтобы они начали понимать игру. И мне также удалось привить им систему и структуру. Но это не такая супер великолепная система, это не то, что пришел Скоти Боумен и сложил для всех план на игру. Это то, что они должны понимать где находиться на льду, что у них должны развиться правильные привычки. Это преследование шайбы, деление льда пополам, отбор бортов, запечатывание середины, коллективное давление, страхование в защите, все эти составляющие. Что очень важно еще – это расширение хоккейного словарного запаса и развитие полезных привычек. Так что когда они идут дальше, растут, то они вдруг чувствуют в том или ином моменте: «О! Кажется я помню это! Здесь я должен попробовать атаковать клюшку у этого парня на пятаке» и так далее.

Делать это надо постепенно, как учителя в школе в наши дни. Они не преподают алгебру шесть часов подряд. Они немножко поучат математике, а потом перейдут к географии, потом к истории, и снова поучат математике. Аналогичная философия должна быть у учителя в хоккее. Надо поучить немножко структуре, тактике, потом устроить им соревнование по броскам по воротам, развлечь их, постоянно помня о их развитии и т.п.

 

- В каком возрасте должен быть ребенок, когда вы можете сказать, что он может чего-то достичь в хоккее, сможет играть за университет или в юниорах, или даже сможет успешно заиграть в команде мастеров?

Я могу делать прогнозы даже для одного года, но я вряд ли угадаю.

- Я имею в виду с некоторой уверенностью, конечно.

Я могу видеть талант и задатки в 9-10 летних детях. Но надо смотреть, что будет дальше. Как мы с вами говорили до этого интервью, дети могут очень рано развиться. Могут стать почти взрослыми в 11-12, скажем, лет. Они сильнее, быстрее всех остальных. Все стараются играть на них. Сколько это продлится?

Обычно, есть в команде 3-4 ребенка, которые выделяются. Им уделяется больше внимания, им преподается дополнительный материал, проводятся дополнительные занятия, в надежде, что что-то может получиться. Но никогда ничего сказать точно невозможно. Вы помните историю с Джо Сакиком, например? Его отчислили из юношеской команды, когда ему было 16 или 17 лет. Считали бесперспективным. И что вышло? Конечно, есть некоторая большая вероятность, что ребенок, который является лидером в 10-11 лет, будет им и дальше. Тут много факторов играет роль. Его физические и психологические особенности, в том числе. Но в целом ничего сказать нельзя. Я лично видел совершенно средненьких университетских игроков, которые играли за свой университет до 24 лет, а после окончания уже 6 или 7 лет отлично играют в НХЛ. Кто мог это предположить?! Таким образом надо больше заботиться, чтобы игроки развивались и помогали своей команде побеждать в каждой игре и все.

- Такой еще вопрос был от читателей: хотели бы вы быть тренером сборной команды Аляски в матче против команды из России? Или сборной какого-нибудь города, например, Москвы?

Да, конечно. Я был бы счастлив. Да и вообще очень интересно было бы посмотреть как играют русские дети. Скажем, Америка имеет определенный успех на международном юниорском уровне. С другой стороны, Россия поставляет супер звезд в НХЛ, мастеров индивидуальной игры. Мне всегда хотелось померяться силами с командами, сделавшими ставку на такой индивидуальный стиль игры. Сейчас мне кажется, что русский стиль и американский стиль несколько слились, стали иметь много общего. Но сам матч был бы очень интересен. Аляска и Россия! Это даже географически звучит здорово! Так что я бы очень хотел сделать что-то подобное.

- Есть ли какие-то обязательства у вас распределять равномерно игровое время между всеми игроками?

Нет такого писанного закона, чтобы всем давать одинаковое время на площадке. Однако, мы должны помнить все время, что они – дети. Что лучшие уроки они получают в игре. И легче преподать урок в 10 лет, когда за серьезную ошибку можно посадить на скамейку и заставить пропустить несколько замен. Такие уроки гораздо трудней давать для 16 летних. Золотое правило: мы должны развивать детей, давать им время, помнить, что нельзя ставить их все время в позицию, когда они проигрывают, теряют. Они теряют уверенность в себе. Однако, нет никаких правил, чтобы обязательно всем давать равное время. И это очень зависит от лиги, где играет ваша команда. Если это соревновательная команда – это одно. Если это команда начинающая – то тогда совсем другое дело, все должны получать примерно равное время на льду. Вы должны каждую минуту или полторы заменять ребят, даже если это влияет на результат игры. На соревновательном уровне, однако, родители должны понимать, что поместив своего ребенка в такую команду, вы согласны с правилами. И даже если считаете необходимым, чтобы всем доставалось достаточное время на льду, то когда приходит время выигрывать решающие игры, ваш ребенок может просто не оказаться на льду в этот момент. Это часть договора. Ребенка же надо мотивировать в следующий раз работать так, чтобы оказаться на льду в такой же ситуации.

- Кто-то спрашивает, есть ли смысл начинать играть в хоккей в 30 лет?

Есть большой смысл начинать играть в любом возрасте, так как это самая лучшая игра в мире. Интересно, что в Фербенксе, в котором очень большая миграция военных, которые приезжают служить на несколько лет из разных штатов, таких как Миссисипи, Флорида и других штатов с юга. Они никогда ничего не знали о хоккее. Они приходят на нашу игру. Они спрашивают, что они могут сделать, чтобы поиграть. Потом я вижу их на уличных катках, тренирующихся. Это просто здорово. Да, это трудная игра, чтобы начать в позднем возрасте. Очень трудно начать кататься на коньках. Но даже если все люди в мире внезапно начнут играть в хоккей, то это будет все равно мало. Так я люблю хоккей, что мне кажется все должны учиться играть.

- Может мне тоже стоит начать?

Без сомнения!

- Какая роль родителей в юношеском хоккее?

Трудный вопрос. Родители просто должны оказывать большую поддержку. Очевидно, уровень усилий всей семьи просто гигантский, в том числе и финансовый. Они должны иметь диалог с тренерами, чтобы знать как проходит развитие их ребенка. Но мне кажется, что они не должны быть вовлечены непосредственно в тренировочный процесс с командой. Если вы пришли на соревновательный уровень хоккея, то вы верите тренеру. Вы доверяете ему, как профессионалу на своем уровне, что он даст вашему ребенку лучшие возможности развития в игре. То есть вы не должны заниматься микроуправлением. Но в то же время вы должны получать некую ответную реакцию. Ваш ребенок тоже будет приходить домой и рассказывать, что делает и говорит тренер. То есть некоторое общение, связь должна происходить, чтобы быть уверенным, что ваш ребенок направляется в правильном направлении. Надо иметь представление о времени на льду во время игры. Быть уверенным, что в раздевалке тоже к вашему ребенку относятся с уважением. Стараться делать так, чтобы ситуация становилась постоянно лучше.

 

- С некоторыми родителями может быть трудно иметь дело. Можете ли вы сказать, что делать и что не делать?

Это во многом вопрос культуры. Ваш ребенок был в моей команде в прошлом году. Вы знаете, я очень энергичный (intense) человек. Я стараюсь все делать очень интенсивно, это единственный путь который я знаю, как надо делать вещи. После того, как начальный шок у родителей проходит, я знаю, что они понимают, что я буду делать все, чтобы их детям было лучше. Что я буду тренировать их ежедневно так, чтобы они были лучшими хоккеистами, и, что более важно, лучшими людьми. Как родитель, вы должны иметь некоторый кредит доверия этому человеку. Вы должны выбирать правильный момент. Я всегда говорю, что двери открыты. Но не все 24 часа. Например, вы разозлились во время игры. Худшая вещь, которую родитель может сделать, подойти сразу после игры и, считая, что вашего сына или дочь как-то обделили, или вам не нравится как что-то произошло. Дайте себе остыть. Дайте отойти тренеру. И подойдите в другое время с этим вопросом. А иначе вы просто ищите как создать проблему. Я всегда использую такой пример. Вам не нравится, как я делаю свою работу. Что будет, если я приду на вашу работу, и мне не понравится, как вы дали кому-то какие-то указания. Я не очень может быть знаю, что у вас происходит. Но все же достаточно, чтобы мне что-то не понравилось. Вы тоже будете защищать свою позицию. Скажете, что какого черта он еще тут встревает? Что он знает о хоккее? Все время надо родителям помнить, что тренер здесь не для того, чтобы обидеть их ребенка, а чтобы ему помочь. Таким образом надо стараться направлять свою энергию в правильном направлении.

- Какова основная цель должна быть у игрока в юниорской команде?

На юниорском уровне главная цель – это развить свои умения так, чтобы иметь возможность играть на университетском уровне. Какие умения? Для каждого игрока это очень индивидуально. Основное – это убедиться, что вы хорошо катаетесь, бросаете шайбу. Имея этот задел, вы каждый день его развиваете. Каждый день вы смотрите, достаточно ли вы интенсивно катались, бросали и вели шайбу. Важно уметь работать интенсивно, чтобы это развивать. Даже если вы еще не достигли совершенства, важно еще уметь работать над недостатками. Умение работать – это такое же достояние как и все остальное.

 

- Некоторые считают, что слишком много системы в хоккее на раннем уровне подавляет воображение и мешает импровизации.

Опять же, должна быть золотая середина во всем этом. То как я учу игру – это от зоны защиты в зону нападения. В защите вы должны быть дисциплинированы, очень структурированы и системны. Тут мало места для импровизации. Важно понимать игру. Это дает немного места для воображения. Но без шайбы, в защите, мы должны быть в нужном месте в нужное время. В зоне атаки, с шайбой – все наоборот. Как только вы убедились, что синяя линия противника у вас надежно за спиной, я даю вам возможность проявлять воображения настолько, насколько вам хочется. Таким образом, должна быть золотая середина между этими двумя крайностями. Я в целом готов согласиться с аргументом, что система может подавлять воображение и созидательность. Если вы слишком структурированы, вы можете подавить талант. Вы должны давать природному таланту проявлять себя.

Спасибо, Роб, что согласились потратить столько времени для нашей беседы.