ЦСКА, «Русские пингвины» и вопросы посещаемости
В последнее время на нас как из рога изобилия сыплются новости о слабой посещаемости домашних матчей ЦСКА. Какие ж это новости, скажете вы, у них и в том сезоне ни одного аншлага не было. И вообще, московская болельщицкая активность - это большой тормоз для амбиций КХЛ стать наконец, самой посещаемой лигой Европы, а не выискивать всякий раз оправдания и переходить в отвлечённые контратаки при публикации очередного рейтинга ИИХФ.
Всё это так, но пикантность нынешней ситуации с наполовину заполненной армейской ареной заключается в том, что клуб сейчас не тот, что был вчера и занимается ныне не просто повышением пондуса (по методикам профессора Захаркина), а реализацией самой что ни на есть государственной политики.
Прямая речь: Наш хоккейный клуб благодарен компании «Роснефть», с помощью которой мы проводим государственную политику в области российского спорта и нашего хоккея. Имею ввиду, прежде всего, возвращение русских хоккеистов на Родину в интересах чемпионата КХЛ, наших болельщиков, а также Олимпиады в Сочи. (Сергей Фёдоров)
Наконец-то в этом году до нужной инстанции дошли челобитные, что "величайшему клубу в истории хоккея" "так жить нельзя", как он это делал раньше. В самом деле, мощные ассигнования в новую эру русского хоккейного Эльдорадо шли куда угодно - когда-то флагманом был Омск, когда-то Уфа, когда-то - Питер, но всё мимо Центральной армейской кассы. И вот, наконец, всё исправлено, состав укреплён, большущая звезда Радулов - привлечена, и из НХЛ первоклассное усиление на подходе. А с посещаемостью ситуация не выправляется - дай бог канадскую деревню Питерборо, где играет клуб какой-то там юниорской лиги, обогнать.
Да, конечно, у низкой посещаемости ЦСКА есть объективные причины - как связанные с историей выступлений самого клуба в постсоветскую эпоху, так и с интересом к хоккею в Москве в целом. И тем не менее, проводить государственную политику при половинчатой заполняемости как-то неудобно. Ведь посмотрите - когда даже в нашей Думе, которую почасту ругают за плохую посещаемость пленарок, какой-то важный закон обсуждается, или премьер-министр с докладом выступает - депутаты-прогульщики подтягиваются, дабы пустых кресел не было.
Прямая речь: Конечно, хотелось бы видеть больше болельщиков. Все будет зависеть от результатов, которые мы покажем на льду. Если мы их предоставим, то болельщик пойдет на нас. Вы видите, что мы сделали много улучшений во дворце. (Сергей Фёдоров).
Итак, Фёдоров ставит во главу угла результат. Будут, дескать, победные стрики - и попрёт народ во дворец улучшенный, силушкой политпроекта прельщённый. Оно, конечно, может и так - да ведь неизвестно точно. А для повышения посещаемости есть и другие способы, которые, кстати однажды с успехом применялись всё в том же ЦСКА.
И получалось так, что в середине лихих и бедных 90-х на команду, которая ни на что серьёзное не претендовала в чемпионате МХЛ (который был ограблен до нитки не только НХЛ, но и европейскими чемпионатами, на которые ныне мы посматриваем свысока и слегка покровительственно), игроков из НХЛ не приглашала, а напротив, отпускала туда пачками, народу ходило больше, чем в стабильные и тучные 10-х. Да, была такая страница в истории ЦСКА - время "Русских Пингвинов".
Этот проект называли опередившим своё время. Пожалуй, так оно и было, да только опередил он не только то время, но и нынешнее. Что ж, это были 90-е - время больших надежд и больших разочарований, которые коснулись и политики, и экономики, а как следствие - и спорта. В чём же была суть проекта?
Владелец одного из самых успешных на тот момент клубов НХЛ Питтсбург Пингвинз Ховард Болдуин помимо того, что щедро раздавал миллионы долларов на контракты звёзд (впоследствии это аукнется Пингвинам банкротством), решил навести мосты с европейским хоккеем. Время было как раз такое, что мода на европейцев в НХЛ стремилась к зениту - на драфтах число выбранных представителей Старого Света доходило аж до половины (сейчас, например - четверть). Вполне естественным шагом в таком случае было завести себе в Европе что-то вроде фарма.. Стоп-стоп, никакой это не фарм! И даже не покупка клуба, как утверждают злые языки.
Прямая речь: Договор с Питтсбургом не означает, что ЦСКА куплен - ибо мы договорились о сотрудничестве. И мы вместе собираемся зарабатывать деньги, как партнёры с равными правами и обязанностями. (Виктор Тихонов, июль 1993 г.)
Ну, положим как-то так оно и было - Болдуин заимел что-то около 50% доли в клубе. Замыслы были обширные. Помимо помощи в привлечении спонсоров, в светлом будущем виделись совместные тренировки и семинары с участием представителей клубов, юридическая защита адвокатами Питтсбурга законных интересов ЦСКА и его игроков в отношениях с НХЛ. Американская же сторона видела в своём заокеанском партнёре инкубатор будущих талантов (армейскую школу знали и за океаном), которых можно будет вовремя обнаружить и довести до ума с тем, чтобы в будущем они приносили дивиденды обоим клубам "Пингвинов". Ну и продвижение бренда "Пингвинз" в России, конечно. Да-да, одним из результатов договора стало появление на логотипе ЦСКА этого антарктического аборигена.
Лирическое отступление: я согласен, что для кого-то этот логотип смотрится диковато, однако куда больше, чем этот Пингвин, меня в истории эмблематики ЦСКА смущает нынешняя СИНЯЯ звезда.
Скажите мне, где и каким боком в отечественной армейской символике затесалась именно синяя пентаграмма? Для меня это очень странный момент. Кстати, что любопытно, та форма с "пингвином" сохранилась у команды даже после фактического завершения проекта с участием американцев. Злые языки говорили, что это потому, что от того времени осталось много качественной формы - грех не использовать. Кстати, звезды на рукавах у пингвина - правильные, красные. Как на Спасской башне или самолётах, стерегущих российское небо.
С практической точки зрения получилось из всего этого мало (причиной неудач стало не только взаимное недопонимание между "закоренелыми коммунистами" и "нечистоплотными дельцами", как ласково иногда называли друг друга стороны, так или иначе имевшее место - но и сама специфика России 90-х с её бандитами, перестрелками и прочими "прелестями" новоявленного капитализма) - но один из результатов как раз имел непосредственное отношение к посещаемости матчей того ЦСКА. В рамках соглашения американцы прислали своих консультантов по маркетингу, которые деятельно взялись за работу.
Прямая речь: У американцев большой опыт в области маркетинга, телевизионной рекламы, выпуска сувенирной продукции, организации различных шоу, поэтому в этой сфере для нас было естественно отдать им приоритет (Валерий Гущин, гендиректор ЦСКА, декабрь 1993 года).
Что же такого начали делать "шоумены"? Предоставим слово одному из них.
Прямая речь: На матчи ЦСКА в те годы почти никто не ходил, поэтому нам нужно было как можно быстрее привлечь на трибуны зрителей. Известно, что все на свете любят пиво, поэтому иногда мы устраивали «вечера бесплатного пива», которое нам поставлял спонсор. На матчах были стриптизерши – все, что может заинтересовать мужчин.
Когда посещаемость начала расти, мы стали придумывать что-то для привлечения семей. Пришлось отказаться от некоторых ну слишком сумасшедших идей и начать действовать профессионально. На каждом матче болельщиков ждал какой-то сюрприз. Например, наш спонсор «Крайслер» раздавал бесплатные автомобили. Разыгрывались путевки в США на матчи Кубка Стэнли. Мы получали помощь от спонсоров, так что болельщики выигрывали действительно классные призы. Даже когда на играх просто раздавались бесплатные лезвия и пена для бритья от «Жиллетт», трибуны были заполнены. (Стивен Уоршоу, консультант по спортивному маркетингу, в 1993 году был нанят в проект "Русские пингвины").
Помимо взрывных штук и для нынешнего времени, как например, стриптиза с пивом (которое кстати, помогал тогда раздавать болельщикам в качестве бесплатного приложения к билету ещё не очень известный Виктор Гусев - тогда пресс-атташе проекта "Русские пингвины"), американцы сделали и много чего попроще - изменили музыкальное сопровождение матча, разработали систему конкурсов в перерывах, ввели в обычай чествование ветеранов с подъёмом свитеров под своды арены.
Владислав Третьяк - уже не вратарь, ещё не босс российского хоккея - тоже примерил форму с "Пингвином".
Сейчас это кажется нам чем-то обыденным, но тогда воспринималось как весточка из другого мира.
Прямая речь:
Да, для нас это новая традиция и мы совместно стараемся открыть ещё одну страницу истории отечественного хоккея, отдать дань уважения ветеранам нашего клуба. (Валерий Гущин).
Это звезды мирового уровня, которых можно сравнить с братьями Эспозито, Хоу и Бобби Орром. Все эти ветераны были игроками топ-класса! Государство просто бросило их умирать. Иногда они приходят на трибуны пьяными, мертвецки пьяными. Никто не знает, где они живут, и это очень печалит. Вот такая история произошла с Викуловым – легендой ЦСКА, двукратным олимпийским чемпионом. В перерыве одного из матчей медведь, который развлекал публику, откусил ему палец. Викулов был настолько пьян, что не заметил этого и продолжал жаться со зверем, приговаривая: «Плохо, медведь! Плохой мишка!». Он остался без пальца, но никто даже не оказал ему помощь. Нужно, чтобы НХЛ заботилась о советских ветеранах, как она это делает с североамериканскими хоккеистами. (Стивен Уоршоу)
И надо сказать, что усилия не пропали даром. В сезоне 1993/94 бывали даже случаи, когда заполняемость отдельного матча оказывалась выше, чем номинальная вместимость ЛДС ЦСКА! Так произошло на встрече со Спартаком в январе 1994 года, когда по официальным данным, на игру пришло 5883 зрителя.
Прямая речь: Почему же народ повалил на хоккей? С одной стороны, я безусловно отношу это к традициям, которые всё равно сохраняются. Но в наше сложное время отношение к болельщику имеет огромное значение. ЦСКА и "Пингвины" здесь выглядят выше всяких похвал - никогда ещё в нашей стране ещё не обставлялись так торжественно и красочно. Тут и яркое представление команд, и "Славься!" Глинки в исполнении вокал-квартета, и чествование Александра Рагулина с Виктором Кузькиным, лихо на коньках прокатившимся перед трибунами.. А этот потешный талисман - пингвин - весь матч курсировавший вдоль трибун - успевал и болельщиков заводить и детям шоколадки раздавать. Порадовали и конкурсы, и музыкальное сопровождение, и матч в перерыве между малышами-армейцами и спартаковцами.. В общем, заработал тандем ЦСКА - "Пингвинз", и люди это оценили. (Евгений Зимин, январь 1994 года).
В общем-то - ничего сверъестественного, особенно для нашего времени-то, да? Но я ведь и не говорю, что надо обязательно обращаться к старому "пингвиньему" опыту (хотя в вопросе пива и стриптизёрш - как знать..) - с того времени в той же НХЛ появилось много новых фишек, оплатить устройство которых для привлечения зрителей на трибуны "Роснефть" вполне способна. А кроме того - Интернет, где нужно и агитацию в соцсетях вести, и систему продажи билетов, судя по отзывам, улучшать.
Да и чисто хоккейных "заманух" нынешнее время в целом и нынешний сезон в частности даёт ого-го сколько - от братьев Радуловых до Дацюка с Брызгаловым. Но ведь нужно не только ожидать, что будут звёзды - придут победы - придёт народ, но и как минимум пытаться использовать этих звёзд в промоушне. К слову, это и у всея КХЛ пока что получается неубедительно. Как может помочь продвижению уже скрипящий на зубах ролик про Афиногенова, показываемый в перерыве хоккейного же матча на спортивном канале - бог весть... А про централизованные кампании типа "новий уравэн" мы уже и забыли - новых серий так и не появилось.
И тогда не получится такого, что за 27 игр прошлого регулярного чемпионата КХЛ, позиционирующей себя "второй по силе лигой мира", пришло на армейский стадион 85,6 тысяч зрителей - тогда как за 23 игры регулярки разграбленной всеми кому не лень МХЛ сезона 1993/94 - 90,5 тысяч.
Что даёт среднюю посещаемость "Пингвинов" в 3935 человек (а если отбросить первые 2 - как оказалось, самых неудачных матча в плане посещаемости - то цифра уверенно перешагивает за 4 тысячи) - при 5 аншлагах за сезон. Для того времени это очень хорошие цифры - в Москве на финал Кубка МХЛ Динамо - Лада приходило примерно столько же народу. Средняя посещаемость прошлогоднего ЦСКА - 3170 человек и полное отсутствие аншлагов, даже на двух матчах Кубка Гагарина. Нынешняя же средняя пока и до 3 тысяч не дотягивает.
Проигрывать самим себе середины 90-х - времени, прямо скажем, разрухи в отечественном хоккее - просто стыдно. И сейчас, для того, чтобы это отставание ликвидировать, совсем не нужно искать очередного Болдуина, который будет финансировать очередной проект и пришлёт знающих людей из-за океана. Прошло 20 лет с тех пор, и эти знающие люди уже появились в нашей стране. И некоторых из них мы даже с вами знаем и общаемся с ними здесь, на "Трибуне" - к счастью, они становятся всё востребованнее и востребованнее в КХЛ.
Просто нужно возвести работу с болельщиком в абсолютный принцип и сделать всё, чтобы новый ЦСКА был не игрушкой в руках уже пусть не генералов и не американских дельцов, а отечественных "государственников", но проектом с человеческим лицом, с человеческими лицами. В том числе - молодыми, ибо как ни крути - за ними будущее.
А вот для привлечения второй группы людей для которых хоккей, как еще один из видов развлечения, все это очень важно и если на матчах не будет им комфортно интересно и весело, то они пойдут в другие места, ккафе, клубы и далее по списку. Вот у меня на работе более мение стабильно игры СКА посещает группа от 7 до 15 человек, а бывает и больше. Из них сам хоккей интересен мне и еще одному человеку, мы вот пойдем на игру смотреть за Кови живьем. Еще примерно два-три человека игрой интересуются очень поверхностно, а остальная группа даже не знает кто такой Ковальчук и знать совсем не стремиться, ну и в правилах ничего не понимает, для них это лишь повод встретиться и приятно провести время в нерабочей конфортной обстановке, поговорить, попить пива и далее и таких большинство в ЛД. при этом допустим на футбол из условных 15 бывает ходит человека 5 и потому что им интересен или футбол или Зенит, остальные его не посещают, так как тупо нет желания мерзнуть и мокнуть на пластиковых седушках унылого Петровского.
«Приказом Реввоенсовета Республики № 628 от 8 апреля 1919 года были установлены шесть цветов сукна для знаков различия родов войск, полагавшегося также на обтяжку пуговиц шлема и нашивную звезду: для пехоты — малиновый, для кавалерии — синий, для артиллерии — померанцевый, для авиации — голубой, для инженерных войск — чёрный, для пограничных войск (которые в этот период также входили в состав РККА) — зелёный. Диаметр базовой окружности нашивной звезды был увеличен до 10,5 см.»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0
Так что, стало быть, кавалерия))
Для самых преданных и продвинутых можно организовывать раз в месяц что-то типа «проведи день с командой». Это совсем не затратно - пусть разыграют среди болельщиков приглашение на открытую тренировку, после которой можно было бы пообщаться с хокками, задать вопросы - получить ответы, заглянуть в раздевалку и т.д. Для малообеспеченных (например студенты и пенсионеры) можно билеты за полцены + отдельная лотерея по этим льготным билетам. Ещё кучу всего можно навыдумывать, не обязательно это должны быть водка или стриптиз (ну если только послематчевое шоу сделать - буллиты на раздевание)). Было бы желание и хоть сколько-то уважения и любви к зрителям.
По поводу выхода в перерыв, нельзя сказать что в фойе ЛД прямо просторно, но место есть, толкотни нет откровенной нет, есть столики и стойки где можно перекусить и попить.
Касательно правил, ну забили гол и пропустили там понятно, а вот допустим смысл линий на льду не все интуитивно улавливают)
С фотками и комментами разумеется )
Заходите, http://www.sports.ru/tribuna/blogs/aerodrom/
Буду рад!