9 мин.

Панарин отработал каждый доллар из 81-миллионного контракта с «Рейнджерс»

Стал одним из лучших игроков в истории клуба.

От генменеджера «Рейнджерс» Криса Друри давно ждали заявлений, и не только из-за позорных 2:10 от «Бостона». За два года команда проделала удивительный путь – от «Президент Трофи», который вручают за победу в регулярке, до последнего места в Восточной конференции. И когда они совершили поворот не туда? 

Не стереть из памяти белоснежную капу счастливого Криса Крайдера, не забыть, как от безысходности качал головой Андрей Василевский, который весной 2022-го долго не понимал, как ему играть против таких «рейнджеров». Ньюйоркцы вели 2-0 в серии и повели 2:0 в середине третьего матча, и казалось, путевка в финал Кубка Стэнли в их руках. А какая команда была в 2024-м! 2-1 по победам перед четвертой игрой с «Флоридой» на выезде, геометрический экстаз от комбинации перед голом Трочека с паса Панарина, бросок Зибанежада в перекладину с полутора метров почти сразу после него...

Да еще 15 месяцев назад все было прекрасно – «Рейнджерс» громили «Питтсбург», «Монреаль», «Детройт», выиграли 12 из 17 матчей на старте чемпионата. У них был микс таланта и силы, опыта и молодых ног, ума и Ремпе. Кто увел их в тупик?

Судя по недовольным крикам на MSG в провальном матче с «Оттавой», основные претензии – к руководству. И когда ночью на экране телефона высветились логотип «Рейнджерс» с заголовком «Сообщение от Криса Друри болельщикам», глаза с жадностью стали искать в полотне текста самые важные слова.

Например «Я сделал все, что мог. Я ухожу».

*****

Но уйдут другие. «Мы сделаем ставку на приобретение молодых игроков, драфт-пиков и освободим место под потолком зарплат, чтобы получить гибкость при принятии решений. Это может привести к расставанию с хоккеистами, которые принесли нашим болельщикам много радостных моментов в последние годы», – написала AI «Рейнджерс» за Друри.

Налицо все признаки перестройки (rebuild), но клуб подчеркнул – это переоснащение (retool), оно должно быть быстрым и точечным. Одним из тех, кто точно покинет команду, будет Артемий Панарин. Первые признаки того, что это может случиться, появились прошлым летом. Переговоры о новом контракте продвигались со скоростью 40-летнего Кори Перри, и такая медлительность всегда напрягает, если речь идет о будущем лучшего бомбардиры команды.

Стороны не устраивали то зарплата, то срок соглашения. «Рейнджерс» хотели посмотреть, как Панарин проведет контрактный сезон. Сам Артемий аккуратно намекал на возвращение в КХЛ (даже купил квартиру в Москве) и повторял, что ни за что не хотел бы пережить еще одно лето в статусе свободного агента. Это напряжение отражалось на его игре – может, не на статистике, а на внутренней уверенности, которая важна главе семьи с двумя маленькими детьми. Все это передавалось команде.

Наверняка, «Рейнджерс» попытаются обменять Панарина, чтобы получить активы, необходимые для «переоснащения». И сам Артемий с радостью провел бы март-апрель, а возможно и май с июнем, в клубе, который сосредоточен на настоящем и планирует выиграть Кубок Стэнли. Сколько еще матчей нападающий проведет в синем свитере, как быстро найдется покупатель, готовый поместить под потолком остаток его огромного контракта, и состоится ли сделка вообще, пока неопределенность.

Что определено и не подвергается сомнениям – это место Панарина в истории «Рейнджерс».

Артемий – № 9 по набранным очкам в с шансами подняться на строчку выше. Никому – даже Марку Мессье и Энди Батгейту – не удавалось становиться лучшим бомбардиром команды шесть сезонов подряд. Панарин и сейчас набрал больше остальных, так что их может быть семь.

Артемий, возможно, лучший левый крайний клуба за все время. Да, Адам Грэйвс выиграл Кубок и забил 52 гола в чемпионате-1993/94, но он был ведомым, а не ведущим, если вы понимаете разницу.

Артемий, пожалуй, единственный игрок «Рейнджерс», подписанный как свободный агент, который честно отработал все вложенные в него деньги. Их, денег, было не мало. За 7 лет «Рейнджерс» выплатили Панарину 81,5 млн, причем он уже получил 99% всей суммы, а за этот сезон заработает один миллион. Звезд, которых ньюйоркцы, в разные годы находили на рынке для точечного решения проблем, тоже хватало. Уэйн Гретцки, Мариан Габорик, Ги Лафлер, например.

****

Летом 2019-го Панарин уходил из «Коламбуса» в команду посильнее и оказался в «Рейнджерс», где команды – давайте прямо – еще не было. Доигрывал постаревший и очень недовольный двумя сезонами без плей-офф Хенрик Лундквист, оставались Марк Стаал и Крис Крайдер, заставшие Джону Тортореллу, надежды подавал пока нестабильный Зибанежад. Из «Виннипега» пришел Джейкоб Труба, была тоненькая прослойка из тех, кто хоть чуть-чуть показал себя в НХЛ (Фаст, Бучневич, ДеАнджело, Хытил, Шей) и много-много еще сырых новичков (ноль матчей на троих у Какко, Фокса и Шестеркина).

Этот набор игроков достался тренеру из студенческой лиги Дэвиду Куинну, который должен был развивать молодежь и учиться сам. Довольно скоро, к ноябрю, тактика «рейнджеров» упростилась до «в любой ситуации отдавайте шайбу Панарину».

Его основным центром был Райан Строум, справа чаще остальных выходил Йеспер Фаст, и... Панарин набрал больше очков в равных составах, чем кто-либо еще в НХЛ, заработав для Строума на домик у Тихого океана. По итогам сезона Артемий занял место Овечкина на левом фланге в символической сборной НХЛ и вошел в топ-3 претендентов на «Харт Трофи». Он стал мозгом «Рейнджерс», их настроением и надеждой на то, что теперь вытаскивать матчи можно не только игрой в обороне, но и там, у чужих ворот. А «Рейнджерс» стали его копией – умной, живой, искренней – и оставались такими еще несколько лет, в какие бы схемы не запирали игроков тренеры.

Только один хоккеист в НХЛ становился лучшим бомбардиром своей команды все шесть, уже почти 7 последних сезонов. И это не Макдэвид, не Кучеров и даже не Овечкин. Это Артемий.

В 2022-м Панарин и Зибанежад помогли Крайдеру забросить 52 шайбы, в 2024-м он до последних матчей гнался за рекордом Ягра (123 очка), почти не играя с Микой и Крисом в ситуации 5 на 5. Несмотря на возраст, небольшие габариты, огромную нагрузку в 20 минут за игру и провоцирующий на то, чтобы получить по шее, стиль, Артемий почти не травмировался. Больше 10 игр в регулярке он пропустил только в 2021-м, когда Андрей Назаров достал из шкафа старый скелет, и «Рейнджерс» на время отстранили свою звезду. Панарин хитовал Тома Уилсона, лучше всех в лиге выполнял буллиты и публично не поругался ни с одним из четырех главных тренеров, с которыми поработал в Нью-Йорке. Даже когда в его звено отправляли Драйдена Ханта и Колин Блэквелла.

Подведем итоги. Он сделал команду сильнее и делал лучше партнеров, стал ее главным нападающим, редко пропускал матчи, не конфликтовал и был любим болельщиками. Можно ли было просить от Панарина больше? Дарюс Каспарайтис объяснял, как устроены мир медиа и фанатов в Нью-Йорке, и что с высокооплачиваемых игроков всегда особый спрос. В соцсетях под новостями о возможном уходе Артемия единодушие – им восхищаются, ему говорят «Спасибо, Хлебушек. Спасибо тебе за все». 

*****
Стоп, а как же Кубок Стэнли? Разве Панарина не за этим подписывали? За 11 миллионов в год он должен был набирать в плей-офф по 30, а не 16 очков, и забивать за десяток, а не 5-6 голов. Если мыслить шаблонами, то конечно – слабовато, не доработал. Но на практике, не в фентези-хоккее, а в реальной НХЛ, такая формула сходится редко.

Несколько лет прайма Панарина пришлись на формирование хоть какого-то костяка «Рейнджерс», период взросления Фокса, Шестеркина, Лафренье, К’Андре Миллера, ожидания, что Какко или Кравцов вырастут в больших игроков. Он отдавал очень много сил в регулярках и к плей-офф подходил либо с травмами, как в 2022-м, либо на фоне эмоциональной усталости, как в 2024-м. По-прежнему загадка, что пошло не так весной 2023-го, но попытка «Рейнджерс» собрать вместе большое трио (Панарин, Кэйн и Тарасенко) по примеру «Майами» в НБА, изначально выглядела слишком мудреной. Команда и так шло бодро, а с большим количеством звезд Галлан не справился.

Таким игровичкам-технарям, как Панарин, в принципе тяжелее набирать очки в плей-офф, и, что в «Чикаго», что в «Коламбусе» он показывал: «Ребят, в одиночку такие матчи я не вытягиваю». Надеяться, что с увеличением зарплаты игрок весом в 80 кг начнет лучше биться с двухметровыми защитниками и доминировать, было странно. Полагать, что левый крайний в 33 года будет быстрее и приносить больше пользы, чем он же 28-летний, совсем наивно. Это не удается даже величайшим. Овечкину и Стэмкосу, например. Как можно ждать невозможного от простых смертных? 

Артемий старался. Подстраивался, как мог. Забил решающий гол в седьмой игре с «Питтсбургом» в 2022-м, забросил четыре победные шайбы в плей-офф-2024, дважды был очень близок к финалу, запомнилась стычка с Томом Уилсоном в конце концов, но не срослось. Как не срослось у Гретцки, Рика Нэша, Эрика Линдроса, Павла Буре, Петра Недведа, Габорика, Ягра и многих-многих других звезд, выступавших за «Рейнджерс». Даже у Мессье в 1994-м на стадии финала конференции возникли большие проблемы, и решающая игра с «Девилс» затянулась до второго овертайма. И там был миллион «если» – от промаха Бобби Холика уже при счете 1:1 до ошибки Бродера, который не закрыл ближний угол и пустил от Стефана Матто. Таких же вопросов много и у «Рейнджерс» Панарина. А если бы Мика тогда попал... А если бы Труба не удалился... А если бы Хытил не был таким травматом, а Какко с Лафренье оправдали ожидания?  

Но главное сама задумка Друри и его предшественников построить чемпионство вокруг свободного агента, одного сильного летнего трансфера в современной НХЛ утопична. Мариан Госса, Фил Кессел, Райан О’Райлли, Майк Ричардс или Крис Пронгер заходили в уже выстроенные и выстраданные команды, которым не хватало одного-двух финальных кирпичиков. Мэтью Ткачак сделал «Флориду» лучшей в плей-офф после того, как она выиграла «Президент Трофи», а звезды золотой «Тампы» – это задрафтованные и выращенные в системе клуба игроки. Кейс «Вегаса» и Джека Айкела немного выбивается из нашего списка, но происходящее в «Голден Найтс» в целом слабо поддается логике.

Панарину досталась если не выжженная земля, то участок, который требовал много сил и времени, чтобы снова стать плодородным. Цветочки он застал, попробовал первых яблочек, а собрать самые вкусные не удалось. Может получится в другом клубе. Нужно лишь попасть к хорошему садовнику.

Фото: Gettyimages.ru/Sarah Stier, Bruce Bennett