Хоккей как искусство – на обложках «Нью-Йоркера»
«Нью-Йоркер» – известный американский литературно-публицистический журнал, которому в феврале 2025 года исполнилось 100 лет. Помимо того, что он сыграл большую роль в развитии литературы, так как именно в нём публиковались рассказы писателей XX и XXI веков (в том числе Трумена Капоте, Харуки Мураками, Филипа Рота, Джерома Сэлинджера, Ирвинга Шоу, Стивена Кинга, Владимира Набокова, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова), он известен своими обложками.
На передовицах «Нью-Йоркера» за 100 лет существования всего дважды появились фотографии – в феврале 2000 года и в сентябре 2025-го. Все остальные обложки были нарисованы [1].
В основном журнал затрагивает культурную жизнь Нью-Йорка. И, конечно, хоккей является большой её частью.

В Нью-Йорке профессиональный хоккей появился вместе с командой «Нью-Йорк Американс» в 1925 году (прекратила существование в 1942-м – прим.). В том же году на 45-й Западной улице была основана редакция «Нью-Йоркера». Однако прочесть о хоккее на страницах журнала современники смогли только зимой 1926-го. Хотя каток на Восьмой авеню (нынче каток у Рокфеллер-центра, но тогда небоскрёба ещё не существовало) находился всего в миле (примерно 1,6 км – прим.) от офиса журнала.
Первая хоккейная обложка «Нью-Йоркера» была выпущена 15 января 1927 года – это был сотый выпуск журнала. Самое интересное, что её нарисовал Константин Аладжалов – художник-график армянского происхождения, родившийся в Нахичевани-на-Дону и проведший детство в Ростове-на-Дону.

В 1917-18 годах он учился в Петроградском университете. После революции рисовал агитплакаты и портреты вождей революции, расписывал агитпоезд. В 1918-м художник вернулся в Ростов, где сотрудничал с журналом «Искусство» и создавал графические декоративные элементы для журнала «Донская волна» [2]. В 1923-м Аладжалов эмигрировал в США, а в 1926-м начал сотрудничество с «Нью-Йоркером». Его первая обложка появилась в номере от 25 сентября 1926 года.
Примечательно, что в том же номере от 15 января 1927-го, на обложке которого впервые появился хоккей, Р. К. Артур в рубрике «Спорт недели» впервые содержательно осветил хоккейные матчи Нью-Йорка:
«Одним из достоинств хоккея «Американс» является возможность адаптироваться к любому стилю игры. Они умеют играть в легкий и быстрый хоккей, который доставляет удовольствие зрителям, но как только дело доходит до жёсткой игры, как было в этом показательном матче, они могут бросаться в атаки или обмениваться силовыми с самыми крепкими профессионалами.
Выдающимся перформансом в этом зрелище стала игра двух голкиперов, (Джейка – прим.) Форбса (вратарь «Нью-Йорк Американс» – прим.) и (Дока – прим.) Стюарта (вратарь «Бостон Брюинз» – прим.), которые совершили по несколько чудесных сейвов. Стюарт однажды помешал Грину (имя не уточняется, один из братьев, выступавших за «Американс» – прим.), обхитрившему всю бостонскую команду, резко нырнув к шайбе и приняв бросок головой. Грина можно было бы простить, если бы он удалился в угол и залился горючими слезами («Американс» победили со счётом 3:0 – прим.)» [3].
Последняя на данный момент хоккейная обложка появилась в «Нью-Йоркере» в выпуске от 7 февраля 2022 года. Её нарисовал Брюс Макколл, канадский писатель и иллюстратор.

«Я вырос в Симко, Онтарио. Все играли — или хотели играть — в хоккей. В городе был только один крытый каток, и он предназначался для празднования дней рождения и других мероприятий. Наше решение проблемы было в равной степени гениальным и в духе «Трёх балбесов». Во время ужина мы поливали из шланга участок сухой травы. К следующему утру на нём образовывался ледяной покров, каток — на местном языке, хоккейная «подушечка», которой наша площадка однозначно не являлась» [4].
Она отсылает к картине «Демпси и Фирпо», написанной маслом Джорджем Беллоузом в 1924 году [4]. Она стала первой, посвященной дракам в хоккее при том, что «Нью-Йоркер» имеет давнюю традицию критиковать жестокость этого вида спорта [5].

Галерея хоккейных обложек «Нью-Йоркера»





[1] – artnet (https://news.artnet.com/art-world/cindy-sherman-new-yorker-centenary-cover-2681220)
[2] – Армянский музей Москвы и культуры наций (https://www.armmuseum.ru/news-blog/constantin-alajalov-sergei-yesenin)
[3] – The New Yorker (https://www.newyorker.com/magazine/1927/01/15/more-hockey-college-amateur-professional)
[4] – The New Yorker (https://www.newyorker.com/culture/cover-story/cover-story-2022-02-07)
[5] – The New Yorker (https://www.newyorker.com/sports/sporting-scene/hockey-without-rules)








