7 мин.

Вячеслав Фетисов: В глубине души я переживаю за то, что происходит в родном клубе

Двукратный олимпийский чемпион председатель правления РЛХЛ Вячеслав Фетисов в эксклюзивном интервью Sportbox.ru поделился впечатлениями от прошедшего сезона, объяснил, почему в Москве не ходят на хоккей, и подчеркнул, что переживает за происходящее в родном ЦСКА.

— Как поживаете?

- Хорошо. Занимаюсь Российской любительской хоккейной лигой, проектом Владимира Путина. РЛХЛ — уникальна, в мире подобного нет. Мы подаем пример, как можно охватить весь спектр людей, которые сами играют в хоккей и приведут на лед своих детей и внуков. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о создании студенческих лиг. Молодежь требует этого. Вообще, за последнее время мы внесли большой вклад, открыв три профессиональных лиги КХЛ, ВХЛ и МХЛ и построив триста катков. Путин сказал, что построим еще столько же в ближайшее время.

— Радует, что из хоккея вы все же не ушли. А ведь зимой огорчили заявлением об уходе всю хоккейную общественность. Многие тогда предполагали, что ваше решение было принято на эмоциях.

- Нет, я ответственный человек, чтобы на эмоциях озвучивать какие-то вещи. Ушел лишь из КХЛ и ЦСКА. Просто на тот момент мне стало неинтересно. Свой уход не связываю с какими-то неудачами армейцев. Но очевидно, что менеджер, который работал раньше в ЦСКА, не справился с командой. Как бы опять не упустить время, пока снова всех игроков не разобрали. В глубине души я переживаю за то, что происходит в родном клубе. Это мой дом, откуда меня выдавили. Что ж, мне есть чем заниматься.

— Обида осталась?

- Я достаточно успешный человек, чтобы держать на кого-то какие-то обиды. Ничего плохого не делал, старался работать с имеющимся материалом на перспективу. В прошлом году «Красная Армия» стала чемпионом МХЛ — это говорит о многом.

ЗНАРОК ОДНОЗНАЧНО БЫЛ ЛУЧШИМ

— В прошедшем сезоне следили за плей-офф КХЛ?

- По мере возможностей. Особенное внимание уделил финальной серии. Мне понравилось качество игры, тренерская работа, интрига. Особенно порадовал вратарь «Динамо» Александр Еременко, который доказал, что достоин места в сборной. Это тот самый случай, когда плей-офф открывает новые имена. Надеюсь, что установленные финале стандарты начнут новый виток развития профессионального хоккея в нашей стране. Болел за качество хоккея, и рад, что увидел его. С удовольствием поздравил Рашида Нургалиева, который очень сильно переживал за свою команду. Всех, кто занимался менеджментом, и, конечно, Олега Знарока с ребятатми. Они просто молодцы.

— Знарока по праву признали лучшим тренером прошедшего сезона КХЛ?

- Однозначно, даже если бы он не стал чемпионом. Этот человек работал с командой четыре года. «Динамо» всегда было на слуху, не имея громких имен. Там выстроена великолепная система, у игроков есть желание.

— Что скажете о работе Раймо Суманнена в «Авангарде»? Изменились омичи с его приходом?

- Да, его работа мне тоже понравилась. Была видна рука тренера. Все думали, что после ухода Яромира Ягра все развалится, но пришел человек, который сумел сплотить ребят. Второе место — тоже хороший результат. Хотя ходили слухи, что после этого «Авангард» не получит финансирования, что команда будет чуть ли не распущена. Нельзя было такого допустить. Леонид Полежаев в свое время сделал очень много, превратив Омск в центр хоккея. Ведь в Сибири в свое время хоккей с шайбой практически не развивался. Но все же здорово, что победил российский тренер.

— Как относитесь к тому, что в КХЛ работает достаточно множество тренеров-иностранцев?

- Ничего страшного. Россияне ведь тоже за границей работали, тот же Владимир Юрзинов, к примеру. Почему бы теперь не брать и у них все хорошее. Мы должны учиться друг у друга, ведь за последнее время у нас не было выпущено никаких методик, никаких семинаров не проводилось. Но работа уже началась. Удалось уговорить того же Юрзинова вернуться. Сейчас он пашет по всей стране, собирает молодых ребят, которые хотят посвятить себя в тренерской профессии, и учит их.

ХОККЕЙ НУЖНО СДЕЛАТЬ БИЗНЕСОМ

— Что победа «Динамо» дала столице?

- Ничего. Москве хоккей, по-моему, «до лампочки», кроме какой-то части болельщиков. Не в том обществе живем, чтобы полтора миллиона людей вышли на парад победителей Кубка Гагарина. Сам участвовал в подобных парадах в НХЛ, когда миллионы людей выходят на улицы не потому, что им кто-то сказал, а потому что они любят свою команду. Не думаю, что у нас после этой победы болельщиков будет больше, чем раньше. Не вижу никакой перспективы. Об этом можно было говорить, если бы полгорода ходило сейчас в шарфах «Динамо» и с флагами ездила половина машин в столице. В общем, эта победа для тех болельщиков, которые на протяжении многих лет команду поддерживают, для руководства, спонсоров, для игроков и их семей. Для Санкт-Петербурга такая победа могла бы стать событием, потому что в городе одна хоккейная команда.

— Именно на СКА многие в плей-офф и ставили…

- Не скрою, я тоже переживал за них, потому что там работает мой друг Алексей Касатонов и есть друзья в руководстве клуба. В Питере вообще за СКА болеют душой, как и за «Зенит». Наверное, в команде возникли какие-то внутренние проблемы. Но в СКА разберутся, там достаточно профессионалов. Не стоит обсуждать бюджет СКА. Построение клуба — вопрос кропотливый, а наличие звезд в команде — не главное. Важно, чтобы она была боеспособная и могла выполнить поставленную задачу. Решение оставить Милоша Ржигу не спонтанное. Все же команда прилично смотрелась в регулярке.

— В свое время вы очень хотели построить для ЦСКА новый дворец. Что теперь?

- Мне этот вопрос уже неинтересен. В Москве есть три профессиональные команды, условия у которых не очень хорошие. Надеюсь, что у всех появятся дворцы. Уже готовится строительство арены для «Динамо» — крупнейшей в Москве. «Спартак» тоже ищет площадку. Наверное, победа «Динамо» может дать то, что в ближайшее время появятся стадионы, куда избалованные качеством жизни москвичи с удовольствием будут ходить. Надо над этим работать, если мы хотим сделать из хоккея бизнес. Не бизнес на льду, где не должно быть никаких посторонних людей, а именно вокруг хоккея. Должно вложиться государство, должны прийти умелые менеджеры, чтобы начать зарабатывать. Любители хоккея готовы сегодня тратить деньги. Но для них нужно создать сервис, чтобы они получали удовольствие от игры. В общем, все просто: построят дворцы — народ будет ходить. Не построят — будет такая же ситуация.

БОЛЕЮ ЗА «НЬЮ-ДЖЕРСИ» И КОВАЛЬЧУКА

— Далеко нам еще до уровня НХЛ?

- НХЛ сто лет, и строилась она по понятной системе координат. У нас же все достаточно сложно. Федерация — это одно, лига — другое. Призываю всех объединить усилия, и чтобы не было никаких противоречий. Не надо перетаскивать одеяло налево и направо, иначе ничего не получится. Много нужно сделать и в законодательном плане, и в плане инфраструктуры, и в плане пропаганды хоккея. Хотя очень много правильных шагов уже сделано. Например, создали ту же МХЛ, а КХЛ получила международное признание. Теперь пора переходить на новый уровень. Для этого нужны профессиональные люди. В НХЛ понимают, что у них появился конкурент. Они учитывают все эти вещи и будут уходить в отрыв.

— За финальной серией Кубка Стэнли следите?

- Переживаю за «Нью-Джерси», где отработал не один год. Конечно, в финале безумно тяжело отыгрываться с 0-3, но «дьяволы» просто молодцы, что сократили отставание в серии до минимума. Верю в успех этой команды, потому что знаю людей, которые там трудятся. Очень бы хотелось, чтобы обладателем Кубка Стэнли стал наш Илья Ковальчук. Уверен, свое слово он еще скажет. В регулярном чемпионате очень радовал Женя Малкин. Он был лучшим не только по результату, но и по роли в команде. Нам повезло, что «Питтсбург» в этом году рано покинул плей-офф, и Малкин приехал в сборную на чемпионат мира. Я верил в нашу победу.

— Шансы были высокими?

- Очень. Неудачи на этапах Евротура не должны стать поводом для паники. Надо набраться терпения и ждать, потому что идет формирование команды. Понятно желание тренеров просмотреть как можно больше ребят, которые потенциально могут играть за сборную. Нет ничего особенного в том, что у Билялетдинова в команде есть те же игроки, что и у Быкова. Каждый специалист приглашает лучших. Хоккеисты, которые играли тогда и сейчас, не должны иметь тренерское клеймо. Не стоит забывать, что основное в работе Билялетдинова — подготовка к Олимпиаде в Сочи, где мы должны победить. Наш тренер все делает правильно, у него каждый знает, что делать в той или иной ситуации. Отсюда и результат.