7 мин.

5 европейских звезд, не заигравших в НХЛ

Максим Сушинский, «Авангард» – «Миннесота»

До отъезда: один из самых стабильных нападающих суперлиги, где такие яркие хоккеисты, как Сушинский, за редким исключением – братья Корешковы да еще несколько ребят – в 90-х не засиживались. На момент подписания контракта с «Уайлд» на счету Максима была добрая сотня шайб на высшем уровне и два чемпионата мира, за которые лидеру «Авангарда» не было стыдно. Он даже Санкт-Петербург-2000 покидал с высокоподнятой головой – не его вина, что Якушев и Билялетдинов так доверились энхаэловским звездам. Тройка Сушинский – Якубов – Затонский накидала больше 50 шайб в чемпионате-1999/2000, став самым грозным звеном сезона, а СУ-33 при подведении итогов досталось место в символической команде года, хотя его «Авангард» не попал в тройку призеров. В общем, серьезных опасений его будущее в «Миннесоте» не вызывало. Подумаешь, что маленький. Таких, как он, в те годы в НХЛ уже хватало, а главное, что больших звезд в составе «Уайлд» на тот момент не было.

В НХЛ: поначалу все складывалось благополучно. Пропустив начало тренинг-кэмпа из-за операции на аппендиксе, Сушинский все равно пробился в основной состав команды. С его передачи был забит первый в истории «домашний» гол «диких», а 3 (2+1) очка Максима помогли «Миннесоте» одержать первую победу в сезоне. После 18 матчей на счету россиянина было 7 заброшенных шайб, но тренер «Уайлд» Жак Лемэр ждал от нападающего и результативной игры, и помощи обороне. Он и от Ковальчука с Биллом Герином требовал того же, так что придиркой это не назовешь, но хоккеист Сушинский терпеть не стал.

«Ничуть не жалею, что уехал из Миннесоты. Здесь я себя чувствую хоккеистом, а там каким-то отбросом общества. Мне сразу же дали понять: «Ну кто ты такой? Мы тебя не знаем». В России хоккеиста Сушинского знают и уважают, а за океаном, даже когда забиваешь, о тебе отзываются плохо», – рассказывал он «Спорт-Экспрессу» спустя несколько лет. После возвращения форвард дважды становился лучшим бомбардиром суперлиги, выиграл золото чемпионата с «Авангардом» и стал чемпионом мира.

Янне Оянен, «Таппара» – «Нью-Джерси»

До отъезда: один из самых заметных финских юниоров 68-го года рождения, которые в своем возрасте были лучшими в мире. В 19 лет одаренный центрфорвард играл за главную сборную страны на Кубке Канады, а на Олимпиаде в Калгари гол Оянена помог его команде победить «красную машину» из СССР и завоевать серебряные медали турнира. В родной «Таппаре» у Янне также все складывалось отлично. В «Девилс», которые выбрали его на драфте под 45-м номером, он уезжал с тремя чемпионскими титулами и неплохими перспективами. Рослый (189 см) хоккеист не отличался бешеной скоростью, но лихо щелкал и отлично видел площадку.

В НХЛ: после первого же тренировочного лагеря Оянена отправили в фарм-клуб – конкурировать за место в топ-6 с Сундстремом и Бротеном он не мог, а для игры остальных звеньях финн был слишком мягковат. Итого: 3 матча за «Девилс», 0+1. Второй сезон получился более успешным, но только, если сравнивать его с дебютом. Оянену частенько приходилось играть на фланге, да и его эффективность в обороне оставляла желать много лучшего. «У Янне отличнейший бросок, но вести физическую борьбу у нео получается не всегда», – оценивал старания хоккеиста Лу Ламорелло. Оянен вернулся в «Таппару», а еще одна попытка закрепиться НХЛ в 1992-м получилась неудачной. Впрочем, на судьбу финн особенно не жалуется. Он завершил карьеру в ранге лучшего бомбардира SM-лиги всех времен (283+516 в 876 матчах), выиграл чемпионат мира-1995 и еще раз успешно съездил на Олимпиаду (бронза в 1994-м).

Павел Патера, «Всетин» – «Даллас»

До отъезда: глава чешского хоккейного союза должен приводить Патеру в пример местной молодежи, которая улетает за океан, не сыграв и десятка матчей у себя на родине. До того, как подписать контракт со «Старс», Павел завоевал все возможные европейские трофеи, как на клубном уровне, так и со сборной. Золото чемпионата Чехии, два титула лучшего бомбардира сезона, две победы на чемпионате мира и, конечно же, Олимпиада в Нагано – не хватает разве что кубка Евролиги, но это мелочи по сравнению с тем, что было завоевано. И команда в НХЛ ему досталась самая, что ни на есть, чемпионская. За несколько месяцев до приезда Патеры «Даллас» победил в Кубке Стэнли, так что Павел мог помечтать о месте в «Трипл Голд Клаб».

В НХЛ: Патера сразу дал понять техасцам, что ни за какой фарм-клуб играть не будет, и как только перед ним замаячила перспектива отправиться в АХЛ, сразу собрал вещи и вернулся домой. За «Старс» он провел лишь дюжину матчей, в которых набрал 5 (1+4) очков. В «Миннесоте», куда хоккеиста вскоре обменяли, у Павела также не сложилось – 20 игр, 1+3 – после чего чех с чистой совестью отправился в Европу. Там он и подзаработал (его контракт с «Авангардом» был немногим меньше 500 тысяч долларов в год), и пополнил коллекцию трофеев победами в чемпионатах России и Швеции. Кстати, Патера все еще в строю. С 2007-го он капитанит в «Кладно», в котором начинал играть в хоккей.

Мартин Прохазка, АИК – «Торонто»

До отъезда: доэнхаэловский этап карьеры Прохазки по насыщенности победами не уступит тому, что был у Патеры. Мартин здорово выглядел на победном для чехов чемпионате мира-1996, а годом ранее стал MVP сезона в экстралиге, забив 25 голов в 41 матче. О готовности форварда к НХЛ говорила хотя бы его игра на мировом первенстве-1997, во время которого тройка Прохазка – Патера – Вуйтек обыграла мощных канадцев практически в одиночку, а Мартин набрал 4 (1+3) очка. «Мэйпл Лифс» с их обширной европейской колонией казался подходящим местом для техничного и скоростного чеха.

В НХЛ: увы, пребывание в Канаде принесло Прохазке одни разочарования. Он не мог привыкнуть к силовому хоккею «Торонто» по Майку Мерфи, да и сказывалось отсутствие привычного партнера по звену Патеры. «Листья» отдали нераскрывшегося легионера (2+4, 29 матчей) новичку лиги «Атланте», но и там ничего выдающегося в его исполнении болельщики не увидели (0+1, 3).

Петтери Нумеллин, «Давос» – «Коламбус»

До отъезда: возможно, лучший защитник середины 90-х – начала 2000-х из числа тех, кто играл в Европе, включая российскую суперлигу. Нуммелин был на виду во всех клубах и всех чемпионатах, к которым имел отношение. Вслед за победой в Евролиге и СМ-лиге с ТПС он выиграл серебро элитсерии во «Фрелунде», после чего стал звездой и ее главным бомбардиром в швейцарском «Давосе». Он привозил медали чуть ли не с каждого чемпионата мира, а в 2000-м был назван лучшим защитником турнира и вошел в символическую сборную. «Коламбусу» повезло, что до 27 лет Нуммелина никто не задрафтовал.

В НХЛ: «Кинг не только русских, вообще хоккеистов из Европы почему-то не выносил. Был в «Коламбусе» толковый защитник, финн. Классно в большинстве играл. Кинг держал его в глухом запасе. Тот уехал в Швейцарию и на протяжении пяти лет признавался лучшим защитником лиги. Нормально?» – откровенничал в своем интервью «Спорт-Экспрессу» Александр Селиванов. Финн, о котором шла речь, и есть Нуммелин. Про глухой запас это небольшое преувеличение – Петтери все же провел больше 60 матчей – но привычных минут при розыгрыше большинства защитник не видел, а следовательно его продуктивность снижалась. О том, что «Блю Джекетс» не разглядели в Нуммелине толкового игрока, показала игра хоккеиста за «Миннесоту» – он эффективно таскал шайбу в пауэплее и бил буллиты с эффективностью выше, чем у Дацюка – но задержаться в «Уайлд» надолго из-за травм ему не удалось.

Как российские звезды КХЛ играли в Северной Америке

10 игроков, которые не поехали в НХЛ, и не ошиблись