10 мин.

Евгений Кузнецов: «Новый год не любил, потому что стадион был закрыт»

Все как назло

- Для вас это уже третий молодежный чемпионат мира. Первый был в Саскачеване, второй – в Баффало и теперь здесь, в Калгари. Какой из них лучше по ощущениям?

– У меня еще два юниорских чемпионата мира было и, наверное, самым запоминающимся как раз был первый из них, потому что он был первым. Мы тогда в Фарго серебро взяли. А если брать из молодежных, то прошлогодний, потому что победили. Он был самым счастливым.

- А если судить по организации?

– Да везде плохо. Они первые дни хорошо относятся, а потом… Приведу пример. Нам вчера после игры принесли курицу. Так от никто и куска не смог съесть, такая острая она была. Реально! А они нам говорят: «Ой, извините, мы напарили». За сутки до этого они нам в день игры на обед сделали тушенку какую-то. Мы их спрашиваем: «А где курица-то?». Они нам: «Во всей гостинице нет курицы. Только тушенка. Ешьте». Ну как так может быть? А если бы это Олимпиада была? Они бы тоже сказали, что курицы нет и жрите тушенку?

- Думаете, через год у нас в Уфе все будет по-другому?

– Не знаю, смотря как отнесутся к этому. Думаю, что для нашей сборной будут созданы все условия, так же как и сейчас для канадцев. А с канадцами, мне кажется, можно немножко и похуже, чтобы они не расслаблялись. Почему бы им не показать суровую зиму в России?

- Во время последней Суперсерии наставник нашей «молодежки» Валерий Брагин говорил, что в советское время игрока проверяли так – везли в Канаду. Если он там себя проявлял, то на него можно было положиться. Вы же, что интересно, ни на одной молодежной Суперсерии так и не сыграли.

– Меня не отпускают из клуба. Там была одна Суперсерия, когда я хотел поехать, но меня не отпустили, сказали: «Ты нам нужен, будешь играть здесь». Видимо, там и доказал, что я достоин играть здесь.

- Тяжело ли вливаться в уже сформировавшийся коллектив?

– Трудно сказать. Тем более что даже если ты хорошо сыграл на Суперсерии, это не дает тебе 100-процентной гарантии попадания в сборную. Ты должен в первую очередь доказывать свою состоятельность в жизни и в коллективе. Я считаю, что, в принципе, люди, которые ездят на Евротуры, тоже достойны попасть в сборную.

- Вы ведь толком никогда не играли за 92-й год. Попыталась вспомнить, на какие турниры вы с ним ездили, на ум пришла только юношеская Олимпиада в Польше и юниорский чемпионат мира в Минске. Еще что-то было?

– В самый первый год, когда мы только собирались, было то ли три, то ли четыре этапа Евротура. Вот я их все провел. А потом меня уже Владимир Анатольевич Плющев вызвал играть за 91-й год. С тех пор все, в общем-то, и понеслось. Я за свой год и не играл почти. Половину ребят не видел по два года – в первый раз здесь только и увидел.

- И как смотрят на человека, который никогда с этой сборной толком не играл, но приходит в статусе капитана?

– Мне кажется, всем в общем-то без разницы. Все вполне нормальные и адекватные ребята. Я бы точно так же поступил. Если приходит человек, который хорошо играет, хорошо ко всем относится в коллективе и сам по себе он нормальный, то почему я должен на него как-то криво смотреть? Это ведь наоборот только помощь команде.

- Лучше всего в сборной 91-го года вы смотрелись в связке с Максимом Кицыным. Складывается впечатление, что вы игрок такого плана, которому нужен кто-то, кто будет «копать» перед воротами. Согласны?

– Все правильно. Я еще с Калиной (Сергей Калинин – прим. Sports.ru) играл. Серый – он такой игрок, что ему где ни скажи – он везде будет «копать». Как собака по помойкам. Я в хорошем смысле, вы не подумайте. Он всегда шайбу заковыряет. Вы посмотрите на его голы – это же невероятно. А шведам его гол помните? Где он то ли на банан наступил, то ли еще что. Как он там ее увидел? Как он за ней прыгнул? Макс же – это такой человек, который работает. Ему только дай пас на ворота. Там уже неважно – удобно или неудобно ему, она у него все равно залетит. Это человек-гол. Так ведь оно и есть на самом деле. Мне интересно с такими партнерами играть.

- В Калгари же вы с подобными партнерами еще не играли. Крайние форварды в ваших тройках делают упор на технику – Сергей Барбашев, Никита Гусев и Никита Кучеров.

– С такими людьми нужно просто немножко по-другому играть. Думаю, нам нужно цепляться за ту игру, которую мы показали с латышами, и отталкиваться от этого. Да, конечно, если я буду играть с ними, то мне надо будет побольше времени обороне уделять, чтобы я ребят мог шайбу побыстрее доставлять. Они никогда не пожадничают, и мы всегда сможем разыграть комбинацию.

Пьянство шайбе не помеха

- Последний матч в группе вам предстоит провести против сборной Швеции. Против того года, которому вы проиграли в Минске на юниорском чемпионате мира 1:3, хотя при счете 1:1 у вас была отличная возможность забить на выходе 1 в 0. Помните ту игру?

– Помню. Знаете, тут все говорят – шведы, шведы… Тут все команды хорошие. Не стоит заранее нагнетать ажиотаж вокруг этой игры. Это еще всего лишь группа. Выиграют они – им хорошо. Выиграем мы – нам хорошо. Ничьей быть не может. В принципе, конечно, хочется выиграть, чтобы было два дня выходных, и мы могли хорошо подготовиться к полуфиналу. Не хотелось бы прыгать через лишний барьер. Я думаю, интересная игра получится. Всем она понравится и все будут довольны.

- Не обижаетесь на аналитиков местных? Вас ставят на четвертое место в списке фаворитов, а шведов котируют выше.

– Я уже об этом говорил. Смотришь тут передачи по телевизору, про нас даже слова не скажут. Будто и нет сборной России. Не знаю, есть у них на нас какая-то обида или нет. Я уже даже внимание на это перестал обращать. Ставят на четвертое – и пусть ставят. 6-го числа будет все понятно. Там уже их дело – будет извиняться или нет. А может быть, и нам придется признать, что они были правы.

- У шведов весьма рослая оборона. С такими как раз нужно «копать». Как мы уже отметили в нашем разговоре, с этим у сборной России могут возникнуть проблемы. За счет чего же можно обыграть скандинавов?

– Как говорится, чем больше шкаф, тем громче падает. С такими людьми надо играть в пас. Мы можем им так голову закружить, что они забудут в какую сторону им ехать. Бороться с такими деревянными бесполезно. Особенно если это еще и дерево с деревом. Тяжело будет. Я вам честно говорю. Только через пас надо играть. Быстро отдал, открылся, пока он разворачивается, надо уходить от него подальше. В этой игре все может решить один момент. Когда кто-то поведет в две шайбы, думаю, уже все будет ясно в этой игре. Но я вам могу сказать одно – счет будет большой.

- Матч начнется уже тогда, когда в России наступит Новый год. Давайте будем откровенны, вас ведь толком никто и смотреть не будет – все будут пьянствовать. Не обидно? Такой матч все-таки.

– Наоборот, по пьяни все и будут смотреть, и болеть (смеется). Я уже как-то привык, что Новый год постоянно здесь. Я уже и не помню, когда я нормально этот праздник проводил с салютом и мандаринами. Ничего страшного. На будущий год дома нормально отпраздную с родителями и женой.

«Просто никому это не надо»

- В детстве Новый Год был у вас любимым праздником?

– Да я его толком и не праздновал никогда. Помню, что единственная причина, по которой я не любил Новый год, было то, что 31-го, 1-го и 2-го не работал стадион. А мне податься некуда было – во дворе снега по колено. Поэтому я как-то с детства и не люблю Новый год.

- Даже елку не ставили?

– Почему же? Все было – и елка, и подарки, и праздник, и мандарины. Просто я Новый Год не любил потому, что стадион был закрыт, и мне нечего было делать.

- Помните свой лучший подарок на Новый год?

– Подарков от родителей всегда много было. Но главный подарок был в том году. Все вместе друг другу подарили его. А так любой подарок приятен и дорог. Как говорится, человек может подарить фантик от конфетки, но он будет от чистого сердца, а может луну с неба достать, но это будет не от чистого сердца.

- В Деда Мороза до скольких лет верили?

– Да мне сразу родители все рассказали.

- А в Снегурочку?

– Про нее я особо не думал (смеется). На нее только смотрел.

- Помешанные на хоккее канадцы любят елки украшать коньками и прочими хоккейными предметами. У вас такого не было?

– У нас дома сколько была елка, ничего такого не было. Все как обычно – шарики, гирлянда, вата, как снежок. Перед отъездом в сборную как раз дома с женой нарядили елку. Но чего-то хоккейного на ней не было. Хоккея и так в жизни хватает.

- То есть коньками торт не режете?

– (смеется) Нет, такого нет.

- Молодежная сборная Канады постоянно снимается в рекламных роликах, в ее часть придумывают слоганы, шьют ретро-форму. Хотелось бы, чтобы и вокруг российской сборной было бы столько же ажиотажа?

– Конечно. Думаю, каждому хоккеисту хочется быть известным, хочется, чтобы его показывали по телевизору. Но в России это просто никому не надо. Кому нужны мальчишки по 20 лет, которых никто не знает, на которых ты много не заработаешь?

- Даже в Челябинске?

– А что в Челябинске? Нас тут двое оттуда. И что, про нас снимать что-то теперь? Что снимать? Никому это просто не надо.

- Как же с таким настроением-то на лед выходить?

– На это просто не обращаешь внимание. Ты ведь не за этим выходишь на лед. Ты выходишь играть за себя и за Россию. Каждая игра – это удовольствие. Это праздник. Надо задумываться о том, что у тебя есть максимум семь игр, к которым ты готовишься целый год. Им надо отдаться полностью. Когда поднимешь кубок над головой, вся эта усталость пройдет. Наоборот, в два раза больше сил появится.

- Что такое для вас молодежный чемпионат мира? Вас уже вызывают в первую сборную, вы на лидирующих позициях в клубе КХЛ… Вы ведь, в общем-то, переросли этот уровень.

– Есть один великий человек, не буду говорить кто, и мы с ним много разговаривали про одного хоккеиста. Он говорил: «Неважно, как ты играешь за старшие команды на год, два или три. Важно, как ты играешь по своему году». Если ты идешь по своему году лидером, можешь играть на должном уровне, тогда да, ты действительно хоккеист хорошего уровня. Когда со старшими играешь, там все понятно – у тебя глаза горят. А когда играешь по своему возрасту, ты должен доказывать, что ты действительно лидер и ты достоин играть за старших. Так ты показываешь, что ты готов играть не только там, где платят больше денег или еще что-то, но и с ровесниками. Ты показываешь, что тебе небезразлично. Вот что такое для меня молодежный чемпионат мира.

- Скучать не будете? Последний такой турнир все-таки.

– Да нет. А что скучать-то? Хоть Новый год дома справлю (смеется).

- Хотите что-нибудь пожелать читателям в канун этого праздника?

– Хочу пожелать всем счастья, здоровья, любви, всего-всего самого наилучшего. Пусть в этом году вы бы испытывали только позитивные эмоции. Море улыбок вам, радости, семейного благополучия, денег всем побольше. Празднуйте, как следует. Новый год бывает только раз в году.