Защищал СССР от фашистов, служил разведчиком, заставил мир уважать советский хоккей. История легенды ЦСКА Комарова
Удивительный путь одного из наших первых чемпионов мира.
Александр Комаров пережил войну, прошел длинный путь до игры за ЦСКА и победы на чемпионате мира, работал на благо хоккея даже после окончания карьеры и долгое время страдал от проблем со здоровьем. Sport24 рассказывает его уникальную историю.
Спортивное детство и война
У Комаровых была многодетная семья — Александр вырос в окружении трех братьев и сестры. Любовь к спорту ему начал прививать старший брат, с которым они вместе играли в хоккей с мячом на стадионе «Парижская коммуна» с утра и до глубокой ночи. Хоккей с шайбой в те годы еще не был распространен, поэтому подрастающему поколению приходилось довольствоваться лишь одной вариацией этого вида спорта.
Неподалеку от дома Комаровых была Таганская тюрьма, которая в темное время суток всегда хорошо освещалась прожекторами. Когда наступал вечер, Александр с братом сразу спешили туда и продолжали игру у тюремного забора. В определенный момент их уличные забавы чуть не изменили судьбу будущего хоккеиста. Известный циркач заметил гибкого и пластичного парня на улице и пытался уговорить его родителей начать заниматься в цирке. Он гарантировал, что у Александра блестящие перспективы в этом ремесле. Но старший брат был против такого развития событий и на корню обрубил эту идею.
Со временем постоянная хоккейная практика начала давать результат. Сначала Комаров долгое время играл за команду московского Промзавода. Там его заметил легендарный Анатолий Тарасов, пригласивший перспективного мальчика в юношескую сборную. В ее составе наш герой стал чемпионом Москвы по русскому хоккею. На тот момент ему было 17 лет.
Великая Отечественная война изменила спортивные планы Александра и заставила его на некоторое время позабыть о хоккее. В 1941 году будущего чемпиона мира призвали на трудовой фронт. Он строил противотанковые укрепления, доты и различные инженерные сооружения. Через несколько лет Комарову пришлось принять участие и в боевых действиях — в 1945 году он служил в разведроте, выполняя функции разведчика и минометчика.
«Война для меня была быстротечной, но сколько друзей я тогда потерял. Мне повезло, что остался жив, ведь служил в разведке. Много раз был на волосок от смерти. Спасали отменная спортивная подготовка и умение быстро принимать верное решение. Этому научил хоккей», — признавался герой этого текста.
ЦДКА и победа на чемпионате мира
По окончании войны талантливому хоккеисту предложили на два года задержаться в Хабаровске, чтобы помочь местному СКА. Однако в 1949 году о Комарове вспомнил Анатолий Тарасов. И пригласил его в ЦДКА. Поначалу форварда не хотели отпускать, поэтому разгорелся страшный скандал. В Хабаровск даже прислали телеграмму из Спорткомитета Министерства обороны, в которой было приказано откомандировать Александра вместе с Николаем Сологубовым в Москву. Только тогда на Дальнем Востоке смирились с потерей лидеров.
В столице СССР Комарова поджидал не привычный ему русский хоккей, а канадский. Идея Тарасова заключалась в том, чтобы собрать сильнейших игроков по хоккею с мячом и переучить их на игру с шайбой. Первое время Александру было очень непривычно орудовать длинной клюшкой, но вскоре ему удалось приноровиться. Талант есть талант. И в дебютном сезоне за ЦДКА он помог команде взять золотые медали. Это был настоящий успех, который открыл герою этого текста второе дыхание.
Переживший войну форвард быстро завоевал доверие и авторитет у Анатолия Тарасова и стал ассистентом капитана. На лед он чаще всего выходил в пятерке с Всеволодом Бобровым, Иваном Трегубовым, Николаем Сологубовым и Виктором Шуваловым. Всего в составе армейского клуба он провел 9 сезонов, 5 раз становился чемпионом советского первенства, и трижды поднимал над головой Кубок СССР. Прекрасный результат, благодаря которому в ЦСКА образовались чемпионские традиции, позволявшие клубу доминировать в советском хоккее на протяжении многих десятилетий.
Пиком карьеры Комарова стала победа на первом в истории сборной СССР чемпионате мира. На турнир, который проходил в Стокгольме, советская команда отправлялась без большой надежды на успех. Даже высшие спортивные чиновники не оказывали серьезного давления на лучших игроков страны и просили не привезти медали, а просто выступить достойно.
«Накануне чемпионата мы встречались в гостях с чешской сборной и уверенно победили. Я забросил шайбу. Это придавало уверенности в том, что уж мальчиками для битья в Швеции не будем. Помню, нас в Стокгольме здорово повеселила одна из витрин магазина. Там на рисунке были изображены фигурки хоккеистов в форме сборных своих стран. Канадцы выглядели великанами, а мы — последние в ряду — карликами. В этот же день в местной вечерней газете увидели карикатуру. Русские хоккеисты сидят за школьными партами, а канадцы преподают им урок», — вспоминал Александр.
На мировое первенство герой этого текста отправлялся в качестве запасного — он числился десятым нападающим. Тем не менее, ему удалось принять участие в трех встречах и даже забросить дебютную шайбу за национальную сборную.
Для сборной СССР турнир начался триумфально. В первых трех встречах наши одержали три победы и поразили неготовых к такому развитию событий местных болельщиков. С разгромным счетом были обыграны сборные Финляндии, Норвегии и ФРГ. Далее команда Аркадия Чернышева разобралась с командами Чехословакии и Швейцарии. По признанию Комарова, после этого в сборной всерьез начали говорить о золотых медалях. Но чтобы закончить первое мировое первенство триумфально, требовалось не проиграть шведам и канадцам.
«Впереди были грозные шведы. Меня приставили опекать знаменитого Тумбу — Юханссона. А у меня габариты против мощного нападающего — 167 сантиметров роста и 64 килограмма веса. Но с задачей я справился отменно и не дал ему показать все, на что он способен. На заключительном банкете Тумба подошел ко мне и в знак признательности за игру протянул свою медаль. Золотую, но только шведского национального чемпионата со словами: «Так плотно со мной еще никто не играл. Ты настоящий мастер», — вспоминал форвард.
Если с хозяевами турнира наши парни сыграли вничью, то родоначальников хоккея они натурально уничтожили — встреча закончилась со счетом 7:2 в пользу команды СССР. Для Комарова и компании это означало одно — они стали чемпионами мира. Уже на следующий день газеты в Стокгольме вышли с обратной карикатурой — на этот раз советские хоккеисты выступали в роли учителей, а канадцы были учениками. А на родине игроков сборной встречали как героев.
«На Ленинградском вокзале встречающих было немало. Через день все собрались в Спорткомитете СССР. За победу на чемпионате нам выдали по 15 тысяч рублей премиальных. Именно столько стоила тогда легковая «Победа». Сразу после чествования поехали в ресторан «Пекин» отмечать успех. Не успели даже деньги домой отвезти. А я жил неподалеку, на 4-й Тверской-Ямской улице. Позвонил жене. Она пришла и у всей команды собрала деньги. Для сохранности. Погуляли крепко. До сих пор этот вечер у меня в памяти. Лучший в моей жизни. Пели, пили, веселились от души», — с улыбкой рассказывал чемпион мира.
Окончание игровой карьеры, тренерство и проблемы со здоровьем
В 1958 году многолетний лидер ЦДКА повесил коньки на гвоздь и поступил в ленинградский институт имени Лесгафта для получения тренерского образования. Овладев заветной корочкой, Александр по распределению Спорткомитета Министерства обороны отправился в куйбышевский СКА. У руля этой команды он стоял на протяжении следующих четырех лет. Но тренерская карьера нашего героя продлилась недолго.
В 1968 году Комаров начал работать физинструктором в локомотивном депо имени Кржижановского. На этом месте он проработал целых 25 лет. Александр был вынужден уволиться по состоянию здоровья. Он пережил два инсульта, после которых бывшему хоккеисту нужен был ежедневный уход. Заслуженному ветерану очень помогали его друзья и знакомые — они каждый день навещали его, убирали квартиру и ухаживали за ним. Такая забота продлила жизнь героя этого текста на целых 13 лет. Александр ушел из жизни 22 ноября 2013 года. На момент смерти ему было 90 лет.