Как в СССР поставили эксперимент над легендарным Третьяком. Его отправили к психологу, эффект получился шокирующим
Терапия подействовала на голкипера сборной СССР не лучшим образом.
«Раньше почти все стеснялись говорить, что в команде есть психолог. Теперь, когда вы говорите «у нас есть спортивный психолог», его воспринимают как тренера. Это не клеймо. Это служба поддержки», — писал в книге «За рулем своей карьеры» Джон Гордон.
За последние несколько десятилетий в мировом хоккее произошли большие изменения. И дело не в том, что игра стала быстрее, а хоккеисты — более совершенными. Речь о моральном здоровье спортсменов. В прошлом веке психологическому состоянию игроков не уделялось ни малейшего внимания. Было принято, что на высшем уровне выживают исключительно самые сильные и стойкие — как с физической, так и с моральной точек зрения. О том, что хоккеисты тоже являются людьми со своими страхами, переживаниями и проблемами, задумывались лишь единицы.
В последнее время ситуация в этом отношении начала кардинально меняться. Почти в каждой команде есть психологи, а тренеры изменили подход к работе с хоккеистами и стали больше внимания уделять их внутреннему состоянию. Истинность этого утверждения в недавнем интервью Sport24.ru подтвердил тренер новосибирской «Сибири» Сергей Кривокрасов. Во времена игровой карьеры он работал под руководством Сергея Николаева, больше известного как Сеич. Он прославился благодаря жесткой, а иногда и жестокой манере выстраивания коммуникации с хоккеистами.
«Сергей Николаев был своеобразным тренером. Много новых слов от него узнал? Конечно! Все, что есть в нашем русском лексиконе. Но с нынешним поколением игроков его манера общения была бы абсолютно неуместна. Прежде всего люди поменялись. Сейчас другой век, все ушло вперед. Как нас тренировали? Все ребята были зашуганы, запуганы. Опять же, у тренеров были рычаги, они могли наказать рублем. Теперь же с хоккеистами надо разговаривать, понимать их внутренний мир. Я не думаю, что в КХЛ остались тренеры, которые работают в таком стиле», — говорил Кривокрасов.
Владимир Беззубов, photo.khl.ru
Мало кто знает, но Владислав Третьяк стал одним из первых советских хоккеистов, который прочувствовал на себе эффект от работы с психологом. Все произошло в 1977 году, накануне старта турнира «Приз «Известий». Перед матчем с Чехословакией в расположение сборной СССР явился психолог. Он поговорил с главным тренером Виктором Тихоновым и рассказал, что уже долгое время успешно сотрудничает с космонавтами и хотел бы опробовать свои практики на хоккеистах. Виктору Васильевичу понравилась эта идея. Он отправил психолога к Владиславу Третьяку — тренер полагал, что трехкратный олимпийский чемпион является самым мнительным в команде. Эффект от этих занятий получился неожиданным.
«Раза два мы позанимались. Обычная аутогенная тренировка. Повторяешь, как попугай: «Я самый лучший вратарь. Мне никто не страшен. Отобью любой бросок…» Ну и в таком духе. Чувствовал себя великолепно. В день матча на утренней тренировке отразил все броски! Мелькнула мысль — сегодня в одиночку чехов порву! Но матч начался с невероятной череды рикошетов. От конька залетело, от щитка. И «поплыл». 0:5 после двух периодов!» — вспоминал один из величайших голкиперов в истории хоккея.
РИА Новости
Как рассказывал сам вратарь, его замена после столь оглушительного провала в первых двух периодах напрашивалась. Но Виктор Васильевич почему-то не выпускал на лед сменщика Владислава, оставив его один на один с этим позором. Как итог — за оставшиеся 20 минут встречи сборная Чехословакии забросила в ворота советской команды еще 3 шайбы, доведя количество пропущенных Третьяком шайб до 8. После окончания встречи Тихонов был вне себя от ярости и хотел своими руками разорвать горе-психолога. Но тот, увидев результат своей работы, больше на арене никогда не появлялся.
«Я знаю, почему тот психолог провалился. Он внушал: «Чего тебе бояться-то? Расслабься, ты лучший вратарь мира…» А у Владика многое держалось на страхе. Он как двигатель. Страх подвести команду, страх навалить. Настраивался! Особенно страшно было в 1972-м — вот и сыграл как бог. Просто тигр лютый. А психолог убедил его в том, что ему нечего бояться. Тот и поверил. Вышел расслабленный. Ну и напускал!» — говорил первый тренер Третьяка Виталий Ерфилов.