Даниил Чайка: Я благодарен ЦСКА, что клуб пошёл мне навстречу
18-летний защитник Даниил Чайка, недавно пополнивший состав армейского клуба, рассказал о заокеанской карьере, о своём стиле игры и назвал самые запоминающиеся матчи в составе юниорской сборной России.
- Давай вспомним самое начало твоей карьеры. Как ты пришёл в хоккей?
- Я начал заниматься хоккеем в пять лет, встал на коньки в этом возрасте. Годам к семи меня привели в академию «Спартака», там я уже начал играть в команде. А в возрасте 10-11 лет понял, что надо переходить в более сильный клуб. Был вариант с ЦСКА, и я решил попробовать. В армейском клубе я попал сначала в четвёртое звено. Там была очень сильная команда, я провёл с ней сборы и первые две недели сезона. А потом тренер Суярков перешёл в «Динамо», и несколько игроков ушли вместе с ним. Место для меня освободилось, поэтому я остался в системе ЦСКА и не пожалел, ведь тут отличные условия для подготовки и развития в игровом плане.
- Как ты принял решение отправиться в Северную Америку? Была ли изначально цель обязательно там поиграть?
- Нет, просто возник вариант поехать в Канаду, и мне было интересно попробовать что-то новое. У меня и здесь всё было прекрасно, всё нравилось, но я решил продолжить карьеру там.
- Когда отправился за океан, насколько хорошо знал английский язык?
- Я владел английским на базовом уровне. Но там все в основном на сленге разговаривают, за пару лет я его нахватался и уже абсолютно спокойно чувствовал себя в разговоре.
- Не было боязни, когда ехал в незнакомую страну?
- Да нет, наоборот, мне было очень интересно.
- А до этого ты уже бывал в Канаде, например, когда играл за школу?
- Нет, на тот момент я только один раз приезжал на хоккейный турнир в США. Мы играли в Филадельфии, Вашингтоне и Нью-Йорке.
- Расскажи подробнее о команде «Гелф Шторм», за которую ты играл, и о городе, в котором она базируется.
- Отличная команда, меня туда задрафтовали на мой второй год в Канаде. Когда я попал в клуб, там уже играли два игрока из России - Дима Саморуков и Алексей Торопченко. Гелф – небольшой город с населением около 100 тысяч человек. Я бы сказал, что это один из лучших городов во всей Хоккейной лиге Онтарио. Там очень хорошие условия, есть всё, что надо - торговые центры, рестораны, кинотеатры. Зимой в дедлайн к нам присоединились Фёдор Гордеев 1999 года рождения и Паша Гоголев 2000 года. Так у нас в команде оказались пять россиян, хотя по правилам лиги иметь в заявке можно только двоих европейцев. Но по факту только двое из нас считались иностранцами, остальные проходили как игроки из Канады, потому что они там играли, ещё начиная с детского хоккея. После того, как мы набрали игроков в дедлайн, у нас очень сильная команда получилась: мы выиграли кубок, провели незабываемый сезон. Было интересно смотреть на старших ребят, которые уже имели контракты с клубами НХЛ. В нашей команде таких было больше 10 человек.
- Кто-то из тех, с кем ты играл за «Гелф», уже дебютировали в НХЛ?
- Да, Ник Сузуки провёл в «Монреале» полноценный сезон, набрал 41 очко.
- Может, кто-то ещё на подходе?
- Уверен, что Дима Саморуков в скором времени дебютирует (смеётся).
- Во втором сезоне в OHLу тебя увеличилась результативность. Если в первый набрал 14 (5+9) очков, то во втором – 34 (11+23). С чем это связано? Стал больше играть в атаке?
- Нет, я всегда был атакующим защитником и придерживался своего стиля, ничего не менял. Когда я приехал в Канаду, это пришло ко мне само – активная игра с подключениями вперёд. Просто в первый год, как я говорил, была очень сильная команда. Я проигрывал конкуренцию более взрослым и опытным ребятам. У нас было шесть защитников с контрактами НХЛ и на три года старше. Поэтому у меня было не так много игрового времени. В регулярном чемпионате ещё давали играть, а в плей-офф уже совсем мало. На второй год и уверенности прибавилось, и к лиге привык. Плюс состав команды сильно поменялся, и так вышло, что я превратился из последнего защитника в игрока первой пары и первой бригады большинства. Благодаря этому и моя статистика улучшилась.
- В прошлом сезоне плей-офф в OHLведь отменили?
- Да, нам оставалось сыграть буквально пять матчей до старта плей-офф. И в это время случилась ситуация с коронавирусом.
- Как возник вариант с возвращением в ЦСКА? Неопределённость в датах возобновления сезона в Северной Америке повлияла на это решение?
- Я очень благодарен ЦСКА, что клуб пошёл мне навстречу и дал возможность здесь поиграть. Я подписал трёхсторонний контракт, поэтому меня могут задействовать во всех командах системы. Конечно, лучше играть вместо того, чтобы просто сидеть, игровая практика всё же нужна. Я недавно провёл первую игру в МХЛ, и могу сказать, что трудно всё вспоминается. У меня была пауза в семь месяцев без хоккея. Обычно она длится два-три месяца, к такому графику привыкаешь, а тут целых семь. Это, конечно, очень сказывается. В подсознании ты сам понимаешь, что тебе нужно время, чтобы набрать форму. А здесь есть возможность поиграть, втянуться, вернуться в нужный игровой ритм. Это отличный вариант для меня, и ещё раз спасибо руководству ЦСКА за такую возможность.
- Помимо МХЛ, ты уже поиграл и в ВХЛ за «Звезду», хоть и немного. Как даётся переход к взрослому хоккею?
- Ничего страшного, просто всё быстрее. Ребята сильнее, выносливее, многие из них довольно мастеровитые в силу возраста и опыта. Конечно, всё надо делать побыстрее, чем в молодёжном хоккее, но я и в OHLиграл со старшими ребятами. Так что,в принципе, мне не привыкать.
- Ты играл неоднократно за сборные России, выигрывал такие крупные турниры, как Мировой кубок Вызова, Мемориал Глинки-Гретцки. Какой из этих турниров тебе больше запомнился?
- На самом деле, все были запоминающимися. Это важные турниры и для меня, и для сборной. Наверное, я бы выделил Мемориал Глинки. Турнир складывался непросто, а финал против Канады был безумно сложным. Это была, наверное, самая эмоциональная игра в моей карьере. Она была очень интересной и тяжёлой, мы выиграли с большим трудом со счётом 3:2. В концовке мы уже только в обороне играли. Именно после этого матча испытывал такие эмоции, которые не передать словами. Но и остальные все турниры тоже были интересными, на каждом из них что-то любопытное происходило. Случались поражения в тех матчах, которые вроде и не должны были проигрывать, а где-то, наоборот, вытаскивали игры. Я помню, как в финале Кубка вызова U-18 мы выигрывали у канадцев за две минуты до конца, в этот момент я удалился за выброс шайбы, потом мы получили ещё одно удаление и пропустили в меньшинстве. Но затем в овертайме всё-таки победили. Так что все турниры в составе сборной были очень интересными, есть что вспомнить.
- Этим летом ты сыграл на турнире в Сочи за сборную U-20. Ставишь перед собой цель поехать на молодёжный чемпионат мира?
- Да, конечно. Могу сказать, что сейчас это одна из главных моих целей – пробиться в состав сборной, сыграть на МЧМ и помочь команде выиграть золото.
- У тебя, как ты говорил, трёхсторонний контракт. Стремишься ли ты пробиться в состав первой команды? Или любая игровая практика сейчас важна?
- Было бы очень круто попробовать сыграть в КХЛ. Всё зависит от тренеров и от их решения, где мне играть и сколько. Сейчас я тренируюсь и жду своего шанса.