12 мин.

«Месяц с мобилой ходил, получил первый счет – сдал ее». Кто забивал ЦСКА в 15 и дрался с англичанами

Новые истории из 90-х.

Андрей Самохвалов мгновенно освоился во взрослом хоккее. Свою первую шайбу он забросил уже в 15 лет – за усть-каменогорское «Торпедо», где успел поиграть в одном звене со знаменитым Борисом Александровым.

Карьера получилась пестрой. Маневренный нападающий продирался вместе с «Авангардом» к первому финалу в истории омского клуба. А вскоре его голы помогали московскому «Спартаку» вернуться в суперлигу. Не забывал Самохвалов и о сборной Казахстана – именно его шайба принесла команде право сыграть на Олимпиаде-2006.

Сейчас Самохвалов переживает за своего сына Никиту. Вчерашний масочник недавно провел первые смены за основной состав «Авангарда».

Забил — в третьем периоде уносят

- У вас был поразительный дебют еще в чемпионате СССР. Школу не окончили, а уже забили гол ЦСКА.

– Немного повезло. В «Торпедо» началась перестройка состава, тренерский штаб стал обращать больше внимания на молодежь. Я тогда вышел на первый матч, отдал голевую передачу Сергею Антипову. Следующая игра с ЦСКА — забиваю сам, а в третьем периоде меня уносят на носилках, разрыв мениска. Короче, сразу дали понять, что в мужском хоккее некоторые вещи не проходят, надо быть постоянно готовым к жесткой силовой борьбе. В итоге операция и восстановление растянулись на три месяца.

- Вы застали расцвет хоккея в Усть-Каменогорске. Почему довольно небольшой город успел стать крупным центром подготовки даже по меркам СССР?

– А чем там еще было заниматься? В хоккейную секцию в то время шли все мальчишки города. Возьмите мой год рождения – 1975-й. На первых порах тренеры просмотрели порядка 120 ребятишек. Для сравнения: я сейчас работаю в ДЮСШ «Авангард», помогаю готовить юношей 2006 года рождения – с миллионного города набор был 60 пацанов.

Все вопросы подготовки в Устинке были хорошо отлажены. У школы в полном распоряжении две коробки с искусственным льдом. Нас уже в четвертом классе объединили в спецкласс. Вместе учились, тренировались, по два занятия в день. И подбор специалистов в школе «Торпедо» был очень хорошим: Станислав Фролов, Сергей Герсонский, Владимир Копцов — это только те, кто уехал в Омск, и продолжает передавать свой опыт юным хоккеистам и тренерам. Все они сами играли в хоккей, и мне повезло, что они поучаствовали в моем хоккейном воспитании. Огромное спасибо моему воспитателю и, как говорится, второму отцу Владимиру Копцову.

- Самый большой куш в начале 90-х в Усть-Каменогорске сорвали два клуба – «Магнитка» и «Авангард».

– Да, причем «Магнитка» поступила предельно просто. Прилетел самолет, в него погрузились вместе с семьями братья Корешковы, Миша Бородулин, Игорь Земляной, Андрей Соколов, Константин Шафранов. Магнитогорск надолго решил свои проблемы с составом. А в Омск поехали Павел Каменцев, Ерлан Сагымбаев, Олег Кряжев, чуть позже я и Олег Коваленко.

- Из ветеранов в «Торпедо» вы успели застать Бориса Александрова, успевшего поиграть в ЦСКА и сборной СССР. Понятно, что в городе он был живой легендой.

– Да, для нас он был примером, как можно пробиться из маленького города на самый высокий уровень. В «Торпедо» Александров заканчивал играющим тренером. Я даже побегал с ним в одном звене. Катание, работа рук, ни одного лишнего движения. Фирменная фишка Александрова — обыгрыш защитника на противоходе. Это большая школа — молодым поиграть с таким мастером.

Очень многим хоккейным нюансам уже в мастерах меня научил Сергей Могильников. Мы тоже поиграли в Устинке. Вскоре Александров и Могильников были уже моими наставниками и в «Торпедо», и в сборной Казахстана.

Первый сотовый сдал через месяц

- В сезоне-95/96 вы наколотили за «Торпедо» 23 шайбы. Много клубов выстроилось в очередь?

– Самыми настойчивыми были «Лада» и «Авангард». Переговоры шли полгода. Из Тольятти постоянно были на связи Александр Тычкин и Геннадий Цыгуров. Из Омска на меня выходил Леонид Киселев. По финансам предложения были одинаковыми, а по срокам разными — на три и на пять лет. «Авангард» перевесил по двум причинам. Там играло много знакомых, ну и к дому Омск все-таки поближе. Сразу скажу, что не прогадал. Попал в настоящую команду-семью. Пожалуй, более сплоченного коллектива в моей карьере не было.

- Кто верховодил в «Авангарде»?

– Понятное дело, большой авторитет был у Леонида Георгиевича – Киселев был человеком слова. Тогда ведь время было совершенно другое. Все наверно помнят 90-е. Бывало, и зарплату задерживали, и условия контракта могли пересмотреть,но все верили Леониду Георгиевичу.

- Помните первый сотовый телефон в раздевалке команды?

– Да, это была «Моторола» с откидывающейся крышкой. Перед СКК как раз открылся салон МТС, и, по-моему, они были нашими спонсорами. К нам в команду принесли то ли пять, то ли семь трубок. Их сразу расхватали. Я забрал, Костя Маслюков, еще кто-то из ребят. Походил я с мобилой месяц, получил счет — и пошел трубку сдавать обратно. Выставили счет – какие-то нереальные деньги пришлось заплатить.

- Маслюков всегда был любимцем болельщиков, капитанил в «Авангарде». Как ему удавалось при росте чуть за 170 держать в страхе нападающих?

– А мы постоянно на эту тему угорали. Костя на льду был настоящим «бультерьером». Боец до мозга костей, крошил всех подряд. Мне от него на тренировках постоянно доставалось. Впечатает в борт, и мне на ухо: «Терпи!». Ну и в раздевалке Маслюков, конечно, был лидером. Умел сказать слово перед командой, заводил постоянно.

- Ходили разговоры, что многие игроки того «Авангарда» долго жили в обычном общежитии.

– Да, но условия у нас были нормальные. В 21 год мое первое отдельное жилье можно было назвать апартаментами – комната, кухня, спальня, отдельный санузел. Чего не жить-то? Повторюсь, у нас был очень сплоченный коллектив. Я влился в команду вообще без проблем. В раздевалке можно было решить любой вопрос. После матчей часто собирались. Свадьбы, рождение детей — это были отдельные пункты в расписании, всегда их отмечали на широкую ногу и вместе.

- Среди лидеров той команды были ваши земляки — Павел Каменцев и Олег Кряжев. В Омске их следы многие потеряли.

– Так получилось, что жизнь раскидала нас по всей России, но связь есть, периодически созваниваемся. Олег Кряжев сейчас перебрался в Подмосковье, тренирует детей. У Паши Каменцева есть свой бизнес под Новосибирском, и он тоже занимается с ребятишками.

Драка против «Шеффилда»

- В 1998 году «Авангард» получил второе название – «ястребы», которое приклеилось к команде намертво. Помните свою реакцию, когда вам объявили о ребрендинге?

– Очень смутно. У меня, кстати, вообще архива после карьеры почти не осталось. Сейчас хорошо бы собрать хоть что-то, потому что дома остался один мой плакат и одна фотография из 2001 года — с церемонии награждения, когда нам вручали серебряные медали.

- Смысл этих перемен был связан с тем, что «Авангард» стал позиционировать себя как жесткий, задиристый клуб. Где вы были, когда Омск дрался в Континентальном Кубке пятерка на пятерку с англичанами «Шеффилд Стилерс»?

– Мне сын месяца три назад нашел запись этой драки в YouTube. Посмотрел, интересно. А вообще-то заваруха с меня и началась.

- Ничего себе.

– Там все получилось на эмоциях. У англичан в составе полно ребят, поигравших за океаном. Мы их начали переигрывать, ну они и стали потихоньку закипать. Где-то в незащищенное место ткнут, где-то встретят пожестче. В общем, я не сдержался и ответил, а там уже понеслось.

Мне повезло, на самом деле. Мой соперник оказался и выше, и гораздо крепче – хорошо, что каким-то образом он оказался подо мной на льду. А вот Игорю Никитину в той драке досталось – сломали нос. В драке 5 на 5 участвовали еще Олег Вевчеренко, Серега Жеребцов, Костя Маслюков. Успокоили мы их. И матч, если что, выиграли — 5:1.

- В «Авангарде» был интересный курс. Евгений Шастин учил молодежь правильно ложиться под шайбу.

– А это очень полезный навык. Правильно лечь ногами, а не головой под шайбу. Мы сейчас детям вдалбливаем: «Никогда не теряйте шайбу из виду!». Сколько было случаев... У нас как-то на раскатке Костя Буценко боролся на пятаке, и ему от своего же прилетело в затылок. Он очень долго приходил в себя, восстанавливался.

- При вас в Омск приехали первые канадцы — защитник Стив Ковени, нападающий Стив Зорик.

– Да, веселые ребята. Материться мы их быстро научили. А вот с хоккеем у них было тяжеловато. Они ведь всю карьеру играли совершенно в другой хоккей. Шайбу получил, пробросил по борту и побежал. Ковени еще как-то был обучаем, закрепился в составе.

А Зорик, первый тафгай в истории суперлиги, вылетел из «Авангарда» за стриптиз в ночном клубе.

– Ничего добавлять не буду. Скажу лишь, что играть с ним в одой пятерке было наказанием. Выходишь на лед и, по сути, как в меньшинстве. Но парень он был заводной, с юмором.

Сигарета за 100 долларов

- В Омске вершиной вашей карьеры стало серебро-2001. Что помните о главном тренере того «Авангарда» – Геннадии Цыгурове?

– Первая встреча у меня с Федоровичем прошла с юмором. Он заходит в раздевалку: «Ну что, Самохвалов, не поехал ты ко мне в Тольятти? Я сам к тебе добрался! Поработаем — готовься!».

Очень сильный тренер. Конечно, гонял нас будь здоров. Самое тяжелое — летние сборы в Болгарии и финском Паюлахти. Три недели каторги. С семи утра впряглись — и потащили.

Команду он делил на три категории: «слоны», «слонята» и «мухачи». У меня игровой вес был 78 кило, так что я автоматом проходил в слабейшую группу. Правда, легче от этого не было.

- Штрафовали в клубе жестко?

– Если поймали с сигаретой — сто долларов. Минута опоздания на тренировку — полтинник. Забыл выключить звук у телефона в раздевалке — еще энная сумма. Ну про залеты вообще отдельная тема. Один из ребят как-то купил в раздевалку дорогой бильярдный стол. Он еще долго команде прослужил.

- Большие премиальные получили за то серебро?

– Хватило доделать ремонт в квартире и купить мебель. Машину поменял на более дорогую. Тогда как раз пошла мода на «Мерседесы».

В Омске я отыграл два трехлетних контракта. Хотелось остаться, но договор не продлили. Дальше что-то похожее на «Авангард» у меня было только в «Спартаке». Когда выходили в суперлигу, подобрался хороший коллектив. Клубом руководил Игорь Шабдурасулов — и все вопросы решались очень быстро.

- Фанаты к вам раздевалку приходили?

– У «Спартака» всегда был полный порядок с поддержкой. Болели за нас действительно с душой, иной раз фаны были даже чересчур назойливыми.

В Москве могло сложиться иначе, если бы меня не подкосили две травмы подряд. Сначала получил тяжелое сотрясения мозга. Только восстановился, вылетело плечо.

«Фартовый»

- В 2006 году сборная Казахстана довольно неожиданно пробилась на Олимпиаду в Турин. Самая веселая история тех времен?

– Сидим с руководством федерации на собрании перед Олимпиадой, уже прилетели в Турин. Нам объявляют суммы призовых: «За бронзу — 100 тысяч долларов, за серебро — двести, за золото — по триста тысяч баксов на брата». Все переглядываются, смеются, встает Саша Корешков. «Да скажите спасибо, что мы вообще на эту Олимпиаду попали!». Понятно же, что федерация могла хоть миллион долларов на кон выставлять — ничем не рисковали.

Для меня путевка на те зимние Игры вообще была за счастье. Играл в «вышке» за Воскресенск. А все решилось на отборочном турнире. Играли против Франции – 1:0, я забил победный гол. Братья Корешковы сразу прилепили прозвище «Фартовый».

- В Турине было как-то не очень с погодой.

– Да, погода была скорее осенней, не зимней. Да и по питанию на тех играх у всех сборных были вопросы. Но все равно впечатление от Олимпиады осталось колоссальное. Столько звезд увидел вживую, того же Матса Сундина, Здено Хару. Ну а против России мы долго бились на равных. Проиграли — 0:1, нас «похоронил» Саня Харитонов.

После матча стояли с Витей Козловым. Он мне в шутку: «Вы чего так долго упирались?».

- В КХЛ вы могли поиграть за «Барыс»?

– Да, у меня было предложение летом 2008-го, когда клуб только формировался. Возможно, следовало поехать в Астану. Но я к тому моменту уже дал согласие поиграть за «Химволокно» из Могилева. Если даю слово, то возврата нет. В Белоруссии я отыграл довольно неплохо.

- Никита Самохвалов далеко пойдет?

– Хотелось бы верить. Для Никиты я самый строгий критик. Переживаю за сына, много с ним общаемся, обсуждаем матчи. Задатки есть. Он, вдобавок, очень умный, учеба ему дается. Прошлым летом сам поступил сразу в три вуза на бюджетные места. Выбор сделал сам, успевает учиться на дневном отделении, правда по индивидуальному графику.

Многие упрекают нынешнее поколение хоккеистов. Быстро бегут, а вот думать на льду не обучены.

– Есть такая проблема. Молодняк действительно носится гораздо быстрее, чем мы когда-то, но вот что делать с шайбой иногда совершенно не в курсе. Кажется, открой ему калитку за воротами, он туда и убежит. Потому и возимся с ребятишками, начинаем с азов. В ДЮСШ «Авангард» хороший подбор тренерских кадров. Я сам постоянно подпитываюсь какой-то новой информацией, прошу совета или спрашиваю мнение даже у более молодых наставников. Работа интересная, скучать некогда!

Фото: hc-torpedo.kz; nhl55.ru; hawk.ru; REUTERS/Tom Szlukovenyi