Парусные гонки и судейство: можно ли выиграть, подав протест, и как правильно себя защищать
Юридические (и не только) секреты от Силы ветра.
На любой гонке, будь это выход новичков или огромная регата, можно столкнуться с протестом. Им пугают, на него надеются, иногда именно протестная процедура меняет исход соревнования. Вместе с инструкторами Силы ветра и маркой с говорящим названием Protest составили краткий гид, который поможет чувствовать себя увереннее на дистанции и на берегу.
Что такое протест и в каких случаях его подают
Протест — это судебные разбирательства в случае нарушения правил парусных гонок. Чаще всего они происходят между гонщиками, реже — между гонщиком и судейским комитетом. Самые частые ситуации, в которых один экипаж подает протест против другого, — кто-то кому-то не уступил на дистанции, хотя по правилам был обязан. Обычно протесты касаются ситуаций на воде, но не только: поводом могут стать и случаи на берегу, и что-то, что случилось с лодкой.
Меня как-то раз дисквалифицировали за то, что в процессе регаты я поменял мачту — старая сломалась — и не сказал об этом техническому комитету, потому что просто забыл. А одного нашего заслуженного гонщика пытались дисквалифицировать за ругань на экипаж. Гонки — это эмоции, и не все могут выражать свои эмоции корректно. Поскольку у нас парусный спорт — это что-то на красивом и джентльменском, то ругаться нельзя, особенно с использованием нецензурной брани. Были случаи, когда за это дисквалифицировали, притом не только на конкретную регату, но и на более продолжительные сроки, например на год.
Слава Кашаев, инструктор Силы ветра Строгино, мастер спорта
Как это делается и кто выносит вердикт
Сама процедура подачи протеста зависит от формата гонок, класса яхты и гоночной инструкции. Иногда достаточно громко крикнуть «Протест!» и поднять красный флаг. Если есть прямое судейство на воде, спорную ситуацию разбирают прямо на месте, но обычно разбор протеста происходит уже на берегу. Этим занимается гоночный комитет, и процедура похожа на настоящий суд: есть протестующая сторона, опротестованная — та, против которой подается протест, судьи и свидетели. Для наглядности ситуацию сразу же показывают на маленьких фигурках яхт на магнитной доске либо, если фигурок нет, просто рисуют. Каждая из сторон должна рассказать свою версию произошедшего — нередко бывает так, что они, как и в реальном суде, противоположные.
Забавно, что довольно часто бывает так: ребята подают протест, долго к нему готовятся, а по итогам их самих же дисквалифицируют. Дело в том, что правила можно трактовать по-разному, а судьи, которые выносят решение по протесту, не видели ситуации своими глазами и вынуждены опираться на то, что им говорят свидетели и опротестованная сторона.
Можно ли таким образом выиграть гонку
Если кратко: да, итогом протеста может стать дисквалификация одного, многих или даже всех экипажей. Но дело это непростое: нужно до мелочей, как настоящий юрист, знать правила, а еще быть стрессоустойчивым и выдержанным в ходе самого разбирательства (а они иногда длятся часами).
Буквально недавно у нас на Кубке на берегу разбиралась протестная ситуация между двумя яхтами, по итогам которой одна из них была дисквалифицирована и результаты довольно сильно поменялись. А однажды мы отменили целую гонку, потому что все, включая нас, подавших протест, прошли дистанцию неправильно. Также мы слышали о случаях, когда некорректными признавали результаты всей регаты и отменяли ее.
Что делать, если против вашей команды подали протест
И снова судебные аналогии: нужно выстроить стратегию защиты. В этом могут помочь свидетели — стоит расспросить другие экипажи, как они видели ситуацию со стороны, на чьи слова можно опереться и как они помогут выиграть спор.
Виктор Щулькин, инструктор Силы ветра Санкт-Петербург, капитан и преподаватель
Представьте, что кто-то подает на вас в суд, потому что уверен, что вы совершили преступление, а у вас нет адвоката. Нужно защищаться самостоятельно: рассказать, почему никакого преступления вы не совершали, объяснить (или даже выдумать) свое алиби. В парусных гонках так же — любое слово, любая мелочь могут создать перевес в пользу любой из сторон.
Конечно, обманывать судей не стоит, но порой бывает так, что правила, которое якобы нарушила ваша команда, и вовсе не существует или оно неверно трактуется. Тогда особенно важно, как именно вы рассказываете свою версию и какие термины используете, ведь протест — это всегда игра слов.
Я бывал со всех сторон протестной ситуации — и протестующим, и опротестованным, и свидетелем, и судьей, и со всех сторон выглядит абсолютно по-разному. Судье тоже бывает непросто, ему важно задать правильные вопросы и попытаться выяснить, что же было на самом деле, — эдакий маленький детектив.
Часто ли это происходит на гонках
Да, протесты — довольно частое явление. Чем выше уровень гонок, чем они престижнее, тем чаще возникают протестные ситуации, ведь опытные экипажи почти всегда ходят близко друг к другу, не хотят уступать, отсюда и спорные ситуации с неочевидными решениями. Но даже новичкам стоит быть готовым отстаивать свою правду, ведь от ошибок и нарушений не застрахован никто.
В гонках Силы ветра у нас есть прямое судейство на воде: судья ходит вместе с экипажами на катере, смотрит на все спорные ситуации и следит за близкими схождениями. Как правило, решение тоже выносит сразу, наказывая или оправдывая ту или иную лодку. Но судья не может уследить за всем, и иногда у нас случаются протесты на берегу.
Есть виды соревнований, где только и нужно, что засудить соперника, например матч-рейс. Там постоянно идет игра на то, чтобы соперник нарушил правила, поэтому протесты подаются в моменте и судья сразу принимает решение. Если ты неправ, ты раскручиваешь штрафные обороты либо сразу дисквалификация.
Протест — это только процедура?
Не только — этим же словом назван бренд одежды, который в 1993 году создали голландские сноубордисты. Изначально они разрабатывали одежду для зимнего спорта, но постепенно расширили ассортимент — теперь у Protest можно найти и одежду, удобную для парусных гонок. Почти на всех базах Силы ветра инструкторы теперь носят рашгарды и шорты именно этой марки. При создании вещей, кстати, используют ткань из переработанных пластиковых бутылок, собранных в океане и прибрежных зонах.
Автор: Варя Баркалова