12 мин.

Христофор Колумб – первый рекордсмен по хождению под парусами

Как ставят рекорд в парусном спорте и какие яхты в этом помогают?

По времени и по скорости, по возрасту и по дистанции, безостановочные и уан-стоп – разбираемся, какие рекорды бывают в парусном спорте, кто был первопроходцем и какие лодки помогают добиться лучших результатов.

Евгений Китаев, яхтсмен, автор телеграм-канала @parus_uprugiy

Как все начиналось

Сами того не осознавая, первыми мировыми рекордсменами по хождению под парусами стали Христофор Колумб — первый человек, несколько раз пересекший Атлантический океан в обе стороны в 1492—1504 годах, — и Хуан Себастьян Элькано вместе с другими членами команды Фердинанда Магеллана, завершившие кругосветное путешествие в 1522 году. Их нельзя назвать яхтсменами в современном смысле этого слова, но тем не менее именно их достижения стали важной вехой для последующих поколений и точкой, от которой смогли оттолкнуться искатели приключений под парусами новейшего времени.

Полноценные рекорды и понятные критерии их оценки появились примерно в середине XIX века, когда в газетах стали регулярно проскакивать заметки о героях, совершивших удивительные плавания и не испугавшихся бросить вызов стихии в одиночку.

Первые герои-одиночки

Долгое время яхтсмены-одиночки выглядели уникальным явлением, и не так важно, пересекали ли они Атлантику или совершали каботажные плавания вдоль берегов одной страны.

В 1849 году Дж. М. Кренстон совершил первое одиночное дальнее плавание на яхте «Токка» длиной около 12 метров. Длина его маршрута из Нью-Бедфорда (рядом с Бостоном, Новая Англия) в Сан-Франциско составила 13 тысяч миль, которые он преодолел за 226 дней.

В 1876-м Альфред Енсен совершил первое одиночное плавание через Атлантику (с востока на запад) на дори Centennial. Стартовал он 15 июня 1876 года из Глостера, а финишировал в Аберкасле (Уэльс) — весь путь занял 46 дней.

Ну, а в 1895—1898 годах первое плавание вокруг Земли в одиночку совершил легендарный Джошуа Слокам на шлюпе «Спрей». Он потратил на это три года (1 160 дней) и обошел вокруг Земли против господствующих ветров — с запада на восток.

Наконец, первой кругосветной безостановочной регатой для яхтсменов-одиночек стала гонка Golden Globe Race, проведенная в 1968—1969 годах. От участников не требовалось ни доказательства квалификации, ни соблюдения каких-либо дополнительных правил, как в современных гонках: чтобы побороться за приз в 5 тысяч фунтов, достаточно было яхты с парусом и желания. Вызов приняли девять гонщиков, готовых обогнуть земной шар в одиночку. До финиша дошел только один — Робин Нокс-Джонстон. Путешествие заняло у него 312 дней. Так состоялся первый мировой рекорд одиночного кругосветного безостановочного плавания. Этот результат выглядит еще более впечатляющим с учетом того, что Нокс-Джонстону было не на кого положиться в открытом море: приходилось самому регулировать режим сна, готовить и принимать важные решения на пике усталости.

Официальные правила установления рекордов под парусами

В 1972 году при Международном парусном союзе появился Совет по мировым рекордам скорости под парусами (сокращенно — WSSRC). Первые годы акцент делался на рекордах скорости на 500-метровой дистанции, которые традиционно замерялись в Англии, Франции, США и Австралии.

Однако в 1988 году Совет решил расширить сферу своей деятельности и навести порядок на наиболее популярных трассах океанских гонок и переходов.

В 1989 году увидели свет разработанные WSSRC правила установления и регистрации мировых рекордов скорости на парусных судах. К этому моменту имелось уже немало зафиксированных результатов, которым, однако, было трудно придать официальный статус из-за того, что не были четко оговорены точное место старта и финиша, система отсчета времени, требования к оборудованию судов и экипажам.

Эти условия были определены во вновь изданных правилах, что гарантировало нормальную спортивную борьбу. WSSRC начал контролировать соблюдение правил, регистрировать и утверждать новые рекорды. Претенденты на установление новых рекордов должны были внести сумму, компенсирующую затраты официальных лиц на выполнение своих контролирующих функций на старте или финише попытки. Сама регистрация мирового рекорда оценивалась в 100 фунтов стерлингов.

С тех пор возможные мировые рекорды делятся на три группы:

1

Устанавливаемые в ходе крейсерских гонок — минимальное истинное время прохождения дистанции гонки независимо от класса и гандикапа яхты;

2

Рекорды безостановочных переходов (нон-стоп) и переходов с одной остановкой (уан-стоп), совершаемых по определенным маршрутам в одиночку и с экипажем (итого четыре типа рекордов);

3

Устанавливаемые в порядке индивидуальных плаваний без учета гоночных правил.

Основанием для регистрации нового мирового рекорда стало улучшение результата предыдущего по крайней мере на одну минуту. Это, конечно, предусматривало строгий контроль положения яхты в момент старта и финиша (определение места допускается только по надежным береговым или морским стационарным навигационным знакам, обозначенным на карте) и времени. Время (по среднему Гринвичскому времени) определялось не менее чем по трем хронометрам, точность которых проверяется по радиосигналам за шесть часов до старта и финиша. Результат рекорда с той поры указывается в сутках, часах, минутах и секундах — скорость используется только в качестве информационного фактора.

В качестве трасс для установления рекордов были предложены:

кругосветные плавания и гонки (нон-стоп и уан-стоп для яхтсменов-одиночек, а также для экипажа из двух и более человек);

трансатлантические плавания с запада на восток (от маяка Эмброуз, рядом с Нью-Йорком, до мыса Лизард в Англии). Причем фиксируются результаты как яхтсменов-одиночек, так и экипажей из двух и более человек и отдельно — показанные на однокорпусной яхте с любым экипажем;

рейсы вокруг Ирландии на любой яхте и с любым экипажем;

плавания по трассе Нью-Йорк — Сан-Франциско также на любом типе яхты с любым экипажем.

Не все эти форматы прижились, но часть по-прежнему пользуется большой популярностью у гонщиков.

Скорость — короткие дистанции

Заезды на установление рекордов скорости под парусами, или спидсейлинг, как еще называют эту разновидность парусного спорта, быстро стали популярными.

В 1972 году состоялись первые соревнования на установление мировых рекордов скорости под парусами в Уэймуте (Англия). Их правила не ограничивали конструкцию либо размеры участвующих судов. Все суда-соперники должны были приводиться в движение только ветром и делились на пять классов в соответствии с площадью парусности. Скорость определялась по времени прохождения 500-метровой дистанции.

Первый рекорд на дистанции установил британец Тим Колман на двухкорпусном судне проа Crossbow — он развил скорость в 26,3 узла. В течение следующих восьми лет Колман стремился побить свой рекорд, что и сделал еще шесть раз, четыре из них — на катамаране Crossbow II. В 1986 году француз Паскаль Мака побил рекорд, пройдя дистанцию на скорости 38,9 узла в Сотавенто, Испания. Интересно, что Мака взял рекорд на виндсерфе. Следующие 22 года именно виндсерфингисты держали рекорд скорости на дистанции в 500 метров.

Вот уже больше десяти лет титул самой быстрой яхты держит Vestas Sailrocket 2.

Vestas Sailrocket 2 — результат десятилетнего труда австралийского яхтсмена Пола Ларсена. Проект спонсировался датским производителем ветряных турбин Vestas.

Vestas Sailrocket 2 — это специально спроектированное для установления нового рекорда скорости под парусом глиссирующее двухкорпусное парусное судно проа длиной 12 метров. Sailrocket 2 в силу конструктивных особенностей может ходить только правым галсом.

Первая попытка установления рекорда была предпринята Полом в 2008 году и закончилась крушением. Была достигнута скорость 52,22 узла (96,71 км/ч). После модернизации была сделана еще одна попытка, оказавшаяся удачной. В Уолфиш-Бей, Намибия, 12 ноября 2012 года судно преодолело 500 метров со скоростью 54,08 узла (100,16 км/ч), а 28 ноября — 65,45 узла (121,21 км/ч) с пиком 68,01 узла (125,95 км/ч) при ветре около 25 узлов (46 км/ч). Оба рекорда были зафиксированы WSSRC.

Даже спустя десятилетие рекорд Ларсена не побит. Ему же принадлежит рекорд на дистанции в одну милю — Vestas Sailrocket 2 преодолел ее со скоростью 55,3 узла. В прошлом году Пол снова спускал свой Sailrocket 2 на воду — в честь 50-летия WSSRC.

Скорость и время — длинные дистанции

Рекорды могут ставиться не только по скорости, но и по времени прохождения дистанции. В основном это касается офшорных соревнований на длинные расстояния — трансатлантических регат и гонок вокруг света.

Кубок Жюля Верна

Пожалуй, самое известное соревнование на время — Кубок Жюля Верна, участники которого стремятся обогнуть земной шар за кратчайший срок. Он назван в честь автора романа «Вокруг света за 80 дней», поскольку именно это произведение вдохновило учредителей гонки на организацию регаты.

Приз вручается за самое быстрое кругосветное плавание на любой яхте, без ограничений по количеству членов экипажа, при условии, что судно зарегистрировано в организационном комитете и участниками уплачен вступительный взнос. Обладателем Кубка Жюля Верна становится тот, кто без какой-либо помощи со стороны преодолеет дистанцию за срок, меньший, чем яхта, которая на предшествующих состязаниях продемонстрировала рекордно короткое время. Приз хранится у победителя до тех пор, пока кто-то не побьет его рекорд.

Символично, что мировой рекорд за самую быструю кругосветку сейчас принадлежит Франции. В 2017 году Франсис Жуайон преодолел дистанцию на тримаране IDEC 3 за рекордные 40 дней 23 часа 30 минут. Это на пять дней раньше предыдущего рекорда 2012 года и почти в восемь раз быстрее первого мирового кругосветного рекорда. Безостановочное плавание на судне такого типа с такой скоростью не могло быть совершено в одиночку: под командованием Жуайона находился экипаж из шести человек.

Рекорд же одиночного плавания вокруг Земли принадлежит еще одному французу — Франсуа Габару, совершившему одиночную кругосветку в 2017 году. Безостановочное путешествие на тримаране Macif заняло у яхтсмена всего 42 дня 16 часов.

Самую высокую скорость за сутки в открытом море продемонстрировал в августе 2009 года во время своего рекордного пересечения Атлантического океана Паскаль Бидегорри. На тримаране Banque Populaire V он показал среднюю скорость 37,8 узла и прошел 908 морских миль за сутки.

Трансатлантика

Маршрут с запада на восток наиболее известен своим удобством из-за преобладающих западных ветров. Старт обычно дается в районе Эмброуз-Лайт в Нью-Йорке, а финиш — между Лизард-Пойнт в Корнуолле, и Уэсаном, французским островом в юго-западной части Ла-Манша. Дистанция — 2 880 морских миль.

Текущий рекордсмен — уже упоминавшийся выше Паскаль Бидегорри, прошедший Атлантику на тримаране Banque Populaire V за 3 дня 15 часов 25 минут 48 секунд в 2009 году. Средняя скорость на протяжении всего перехода составляла 32,9 узла. Держатель одиночного рекорда — француз Тома Ковилль, пересекший Атлантику на тримаране Sodebo Ultim 15 июля 2017 года за 4 дня 11 часов 10 минут и 23 секунды.

Возраст

Периодически в новостях встречаются сообщения о самом молодом или о самом старом яхтсмене, пытающемся побить тот или иной рекорд.

Здесь стоит выделить достижения юных яхтсменок из южного полушария: Лаура Деккер (Нидерланды/Новая Зеландия) обогнула Землю в возрасте 16 лет и 123 дней между 2010 и 2012 годами, правда, с остановками и поддержкой на берегу. С ней может поспорить рекорд австралийки Джессики Уотсон, которая в возрасте 16 лет и 362 дней безостановочно обогнула Землю за 209 дней между 2009 и 2010 годами.

На суше и на море

Рекорды под парусом ставят не только на воде, но и на земле. Самый первый рекорд мира под парусом на суше — 54 км/ч — был установлен еще в 1912 году знаменитым летчиком Луи Блерио, который тремя годами ранее первым перелетел Ла-Манш.

А последний рекорд перемещений под парусом на суше был побит совсем недавно — в декабре 2022 года. Установил его на специальном болиде Horonuku знаменитый новозеландский яхтсмен Гленн Эшби и инженеры гоночной команды Emirates Team New Zealand, победившей на последнем Кубке «Америки». Эшби разогнался до 222,4 км/ч на высохшем озере Гэрднер (Южная Австралия).