Титаны игры. Торир Хергейрссон. Маленький человек с большим сердцем, выигравший в гандболе все
Чудеса обычно случаются на Новый год. Но поклонники женского ручного мяча в Норвегии стали свидетелями волшебства еще до наступления праздников — на чемпионате мира в Испании.
В роли кудесника выступил Торир Хергейрссон, наколдовавший восьмую победу на топ-турнирах во главе сборной Норвегии.
Перед финалом в Гранольерсе большинство болельщиков не без оснований полагали, что красивую точку в последнем крупном турнире 2021 года поставит французский император Оливье Крюмбольц. Однако олимпийских чемпионок остановили норвежки во главе с 57-летним исландским предводителем, чье имя означает Воин Тора.
ЧМ-2021. Норвежки сняли золотую медаль с шеи Крюмбольца! Великий камбэк скандинавок
Несостоявшийся плотник
Хергейрссон родился в суровом крае ледников и вулканов в семье полицейского и швеи. Сельфосс, расположенный в южной части острова, в середине 60-х годов прошлого века едва насчитывал две тысячи жителей. Но говорить, что прославленный гандбольный тренер является визитной карточкой крохотного города, было бы неверно. Многие известные политики и спортсмены — уроженцы этих потрясающе живописных мест. А еще здесь долгое время жила и сочиняла хиты Бьорк — певица с неземным голосом. Видимо, гениальность заложена в ДНК местного населения.
В детстве Торир ничем не отличался от сверстников: целыми днями гонял с друзьями в футбол, занимался плаванием, бадминтоном, легкой атлетикой, гимнастикой. Но больше всего ему нравился гандбол. Развивать навыки в ручном мяче мешала только одна проблема — в Сельфоссе не было ни одного полноценного крытого зала. А если учесть, что даже летом среднесуточная температура воздуха не превышает "+11" градусов, речи о полноценных тренировках не шло.
Спортивный клуб "Сельфосс", образованный еще в 1936 году, получил подходящее для гандбола помещение, когда Хергейрссону исполнилось 14 лет. Желающих записаться в секцию хватало. Причем всех возрастов. Однако возникла новая проблема — дефицит тренерских кадров. И тогда Торир решил пожертвовать мечтой и вместо карьеры игрока выбрал преподавательскую стезю. Ему сразу дали обучать самую младшую группу.
"Конечно, на начальном этапе я не проводил занятия в одиночку. Помогали взрослые. Но со временем доверие росло, и мне нравилось брать ответственность на себя. Получил тогда хорошую практику и неоценимый опыт", — вспоминает исландец.
Любопытно, что примерно в том же возрасте тренерский талант стал проявляться и у Марит Брейвик, работа с которой впоследствии во многом и определила судьбу Торира.
Титаны игры. Марит Брейвик. Под властью женщины. Диалектика гения из Левангера
Параллельно юноша осваивал плотницкое ремесло. Он был уверен, что спорт так и останется для него хобби, а доход будет приносить другая профессия.
Возможно, его жизнь так и текла бы неспешно у побережья Атлантического океана, но любовь к гандболу пересилила. В 22 года Хергейрссон решил продолжить обучение, причем отважился на переезд в Норвегию, где хотел реализовать и свои игровые амбиции. Торир, по его же собственному признанию, почти случайно подал документы в институт спорта в Осло. И был принят. А вот о мечтах добиться серьезных успехов на площадке быстро пришлось забыть, поскольку у него случился сложный перелом руки.
Амбициозный революционер
Еще будучи студентом, исландец получил первую полноценную работу: его пригласили тренировать юношескую команду "Фреденсборг" (не путать с датским одноименным поселком). В 1989 году Хергейрссон пошел на повышение и принял мужской "Эльверум". Это сейчас клуб на ведущих ролях, а тогда выступал в третьем норвежском дивизионе.
Приход исландца до сих пор воспринимается там как "революция". Торир установил новый стандарт тренировок и дисциплины, начав с индивидуальных бесед с каждым из 45 игроков клубной системы. Несмотря на то что большинство из них были парнями 16-17 лет, амбициозный специалист попытался внушить, что они заслуживают лучшей участи, чем прозябать на задворках.
Хергейрссон пообещал сделать гандболистов сильнейшими в стране. Некоторые посчитали это сумасбродством и ушли в другие команды, а с теми, кто решил остаться, согласившись на устанавливаемый порядок, тренер-легионер открыл новую эру в истории "Эльверума". Пригодился освоенный в Лиллехаммере педагогический курс.
А еще молодой специалист задал вектор взаимодействия с журналистами, который поддерживает по сей день: все интервью должны записываться на любой носитель, чтобы впоследствии не опровергать то, чего он не говорил. Долгие беседы практически исключены. "Бывает, что я провожу больше времени с репортерами, чем со своими игроками. Но не стоит забывать, что я тренирую не журналистов, а гандбольную команду", — изрек однажды наставник.
Неоценимую помощь Ториру на первых порах оказал его младший брат Гримур, в то время гандболист сборной Исландии. Он не просто принял приглашение "Эльверума", а привез с собой ряд товарищей по национальной команде, которые усилили состав норвежского клуба. И тот за пять сезонов под руководством Хергейрссона сумел вернуться в элитный дивизион. Это случилось после 15-летнего перерыва.
Но главное событие в судьбе нашего героя произошло тогда вне спортивной сферы. Торир познакомился с девушкой Кирстен Гаард, и его жизнь кардинально переменилась. Тренер, планировавший непременно вернуться на родину, обрел новый дом.
Их отношения не были любовью с первого взгляда. На протяжении двух лет пара присматривалась друг к другу. Кирстен преподавала модную в ту пору аэробику, а Торир предложил ей стать тренером по физподготовке в клубе. Можно сказать, воспользовался должностным положением. Но без потери качества.
В Эльверуме Хергейрссон встретил свою вторую половину, совершил прорыв в профессии и многое познал. "Я быстро ощутил разницу в культуре и менталитете по сравнению с местными жителями. Город расположен посреди глухого леса, и там почти никогда нет ветра. Человеку, родившемуся на побережье океана, где погода меняется стремительно, привыкнуть сложно. Но именно это меня и сформировало: мой горячий темперамент довольно быстро остыл. Я свято верю в то, что место жительства и погода формируют характер людей. Поначалу в Эльверуме меня называли пороховой бочкой. Со временем я стал более уравновешенным и вообще в тот период многому научился", — делился воспоминаниями уроженец Сельфосса.
Помощник, но не прислужник
В 1994 году Хергейрссона рекрутировал один из ведущих женских клубов страны — "Йерпен". Роль главного тренера Торир совмещал с работой в Норвежской гандбольной федерации, которая доверила ему девичьи сборные, переставшие попадать на пьедестал мировых и европейских первенств в своих возрастных категориях. Позже он занял должность аналитика в главной команде страны, возглавляемой Марит Брейвик.
Философия Хергейрссона была очень близка той, которую проповедовала знаменитая уроженка Левангера: "С того времени, как 15-летние девушки впервые попадают в девичью сборную, они проходят своеобразную точку невозврата. Если человек намерен пройти весь путь в профессиональном спорте, он должен тщательно продумать карьеру уже в раннем возрасте. Тренеры стараются научить молодых игроков многому, но те должны не садиться на пассажирское сиденье на пути к своей мечте, а всегда быть на месте водителя. Мы, скорее, штурманы, которые читают дорожную карту, а направление выбирает тот, кто сидит за рулем и несет за это ответственность. В нашу задачу не входят рекомендации относительно того, что нужно делать, а что — нет. Моим единственным условием с первых дней в тренерской профессии была помощь старших младшим внутри коллектива. Конечно, мечтать полезно. Но мечты не могут ограничиваться банальным попаданием в сборную".
На протяжении пяти лет Хергейрссон находился в норвежской команде в тени, но при этом оказывал неоценимую помощь главному тренеру. В 2001 году он официально стал правой рукой Марит, что было во всех смыслах справедливо, ведь многих игроков, вливавшихся в основу, Торир прекрасно знал по выступлениям за андеровские сборные.
Вместе с Брейвик они выиграли Олимпиаду-2008, два серебра чемпионатов мира, три золота и серебро чемпионатов Европы. Преданность делу исландец наглядно продемонстрировал в 2006 году, когда за день до начала проходившего в Швеции континентального первенства умерла его мама, но Хергейрссон остался со сборной.
Номинально Торир был вторым тренером, но сам никогда не мирился с ролью подмастерья: "В нашем тандеме никогда не существовало разделений. Ассистент главного тренера воспринимается обывателями как прислужник, который носит за ним его вещи. Но в современном спорте эта граница стерта. Мы были командой на паритетных началах, и я не ощущал себя помощником. О Марит можно говорить сугубо в восторженных тонах: на протяжении всего периода совместной работы ей удавалось демонстрировать исключительные профессиональные и человеческие качества. От нее я узнал много не только о гандболе, но и о жизни".
Рекомендованный преемник
После олимпийского триумфа в Пекине Брейвик покинула пост, и встал острый вопрос о ее преемнике. Среди немногочисленных кандидатур фигурировала и фамилия Хергейрссона, которого рекомендовала его многолетняя номинальная руководительница.
"За долгие годы работы мой суровый нрав испытали на себе немало мужчин. Большинство сдались, а Торир проявил настойчивость, — утверждала Марит. — Он умен и учтив, смел и справедлив, амбициозен и надежен, хорошо разбирается в гандболе и обладает высочайшей трудоспособностью. За все время ни разу не слышала от него фразу: "У меня нет на это времени". Его лидерские качества в сочетании с человеческими обеспечат преемственность поколений. У Торира вспыльчивый характер, но спокойный и уравновешенный стиль руководства. В его глазах загорается огонь, когда заходит речь о любых нюансах, приносящих пользу делу. А что всего важнее — он умеет прислушиваться к игрокам и готов идти им навстречу".
В Норвежской гандбольной федерации не все разделяли такую точку зрения, считая, что сборную должен возглавить непременно норвежец. Подбрасывали дров и отдельные СМИ, утверждавшие, что Хергейрссон не годится для этой роли, поскольку не имеет серьезного бэкграунда. Уж какими только эпитетами его не награждали: "чересчур покорный", "дотошный", "скучный коротышка"… Это малая толика большого числа ярлыков.
Исландец признавался, что в то время перед ним стоял непростой выбор: "Долго раздумывал над предложением федерации, поскольку уважаю свое ремесло. Когда игроки преданы делу, то ставят его во главу угла и ради достижения цели готовы многим пожертвовать. Поэтому у тренера должны быть желание и мотивация, чтобы согласиться на такую работу. Я знал, чего именно хотел и к чему стремился. А последние сомнения развеяла супруга, которая сказала: "Ты пожалеешь, если откажешься и не примешь этот вызов". Вопрос был лишь в том, смогу ли я с ним справиться. В детстве мама часто повторяла: "Торир, рост — это не главное. Гораздо важнее, какие качества заложены в каждом сантиметре тебя самого". С годами понял, что так и есть, и живу по принципу "относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе".
Чемпион всего
Первый топ-турнир в новой должности вышел для Торира противоречивым: с чемпионата мира 2009 года в Китае сборная Норвегии привезла бронзу, но два поражения оставили неприятный шлейф. Если проигрыш олимпийских чемпионок кореянкам в основном раунде (27:28) был преподнесен как случайность, то разгрому от россиянок в полуфинале (20:28) оправданий уже не нашлось.
Слухи о скором увольнении тренера-иностранца циркулировали на протяжении 12 месяцев — аккурат до чемпионата Европы, который, к слову, вместе с Данией принимала Норвегия. Осечки исландцу точно не простили бы. А ее и не случилось — скандинавки взяли золото.
С тех пор Хергейрссон еще 7 раз приводил команду к вершине на крупнейших соревнованиях. В общей сложности их было 16, и лишь в трех случаях норвежки оказывались за чертой призеров. Из 10 финалов им удалось выиграть 8! Для сравнения: Брейвик за 14 лет доходила до решающей стадии 11 раз и завоевала 7 титулов.
ИГФ рекордные 5 раз признавала Торира лучшим в номинации "тренер года женских команд" (в 2011, 2012, 2014, 2015 и 2016 годах). Игроки не скрывают, что им нравится выступать под его руководством, и выделяют фирменную "фишку" специалиста. "Торир — прекрасный стратег. В целом он спокойный человек, но может и "взорваться". Ему удается вовремя поставить нас на место во время матча. А еще Хергейрссон очень веселый, со своеобразным чувством юмора. Он не стесняется шутить над своим ростом. Однажды во время командного ужина мы услышали следующие слова: "Неважно, сижу я или стою, ведь вы все равно меня не видите". Высокомерие — это совсем не про него", — рассказывала экс-капитан сборной Марит Мальм Фрафьорд.
Летом 2020 года НГФ продлила с исландцем контракт до окончания парижской Олимпиады. Выходит, за 40 лет норвежскую сборную возглавляли всего три специалиста! "Работа мотивирует меня, повышает самооценку, наполняет энергией, — говорит Торир. — Поражения только закаляют и вынуждают искать новые пути достижения цели. Мне нравится добиваться результатов с молодыми игроками. Особое искусство — создать команду с нуля, чтобы она демонстрировала такие же высокие результаты, как и ее предшественницы. Как только пойму, что не готов отдаваться работе на сто процентов, то соберу сумку и уйду. Для меня в этом смысле нет дилеммы. На любой работе человеку иногда становится скучно, поэтому нужно задать себе два вопроса: а хочу ли я этим заниматься дальше? Стоит ли оно того? Другое дело — готовы ли гандболистки разделять мои ценности и идти дальше вместе? Последние успехи подтверждают, что нам по пути".
Заботливый семьянин
Свободное от работы время Торир проводит дома с семьей. Изредка он наведывается в родную Исландию, чтобы провести время с родственниками и друзьями, порыбачить, но непременно возвращается в Клеппе, где обосновался в начале 90-х.
Между прочим, плотницкий опыт ему удалось применить в постройке собственного дома. Кстати, в этом норвежском городке Хергейрссон в свое время организовал кружок, в котором участвуют ребята в возрасте от 8 до 11 лет. Через него прошли два из трех его собственных детей — старшая дочь Мария и младший сын Матиас. Правда, Мария со временем выбрала карьеру футболистки и уже выступает в составе сборной Норвегии. А вот Матиас продолжает осваивать вратарское гандбольное ремесло.
Несмотря на то что у детей норвежское гражданство, они носят исландские фамилии — Торирсдоттир и Торирссон. Папа настоял, чтобы они не забывали о корнях.
По признанию Кирстен, ее супруг — гостеприимный хозяин и отменный повар: "Когда муж бывает дома, он любит убираться, стирать, складывать одежду, готовить. Его фирменные блюда — жаркое из баранины и запеченные бедра ягненка. Я не вмешиваюсь, потому что понимаю, как он хочет отвлечься от напряженной работы. Кухня для него — это рай, в котором есть возможность расслабиться и освободить голову от лишних мыслей. Кроме того, Торир постоянно что-то ремонтирует, ведь за время его отсутствия обязательно что-нибудь ломается. Его часто называют маленьким, имея в виду рост. Но этот маленький человек имеет большое сердце и глубокий ум. Для нас он гораздо больше, чем рядовой гандбольный тренер".
Дмитрий Терехов
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com