ЧЕ-2020. Юрий Шевцов. Срез настроения. «Дайте мне челлендж!»
Сборная Беларуси вернулась с чемпионата Европы десятой в итоговой классификации. Багаж ее наставника еще не был разобран, когда мы адресовали ему актуальные вопросы вдогонку.
ЧЕ-2020. Белорусы против австрийцев: ничья в коллекцию. Следите за ногами!
— Вы еще не успели добраться домой после завершающего матча, а Беларусь уже жарко спорила, как оценивать третий кряду финиш своих гандболистов на десятом месте в Европе. Ваш вариант?
— Выступлением на чемпионате доволен. Это был наш лучший топ-турнир. Осуществили все, что планировали. Команда была дружной, играла на высоком тонусе. Спортсмены были качественно подготовлены физически, и мы обошлись без травм. По оценкам всех специалистов, мы заметно прибавили в игровом плане.
— Но при этом не сумели зацепить никого из фаворитов, не прошли в олимпийскую квалификацию...
— Важно понимать, какой была схема попадания туда. Никто не планировал занимать для этого одно из трех первых мест в группе основного раунда. Собирались выходить с четвертого. Почему четвертого не получилось, все видели в концовке последнего матча.
ЧЕ-2020. Швейцарцев зовут Артур Бруннер и Морад Салах. Они судили матч Беларусь — Австрия
Мы были в нем лучшей командой, чем австрийцы. Поэтому не вижу поводов огорчаться ничем, кроме несправедливого результата. Команда развивается, идет вперед. Разумеется, у нас остаются рабочие нюансы, требующие доработки, но не предназначенные для обсуждения в прессе.
— Большинство тактико-технических показателей команды соответствуют месту в середине квалификации, которое она и заняла. Но при этом гораздо выше средних цифры голов: как заброшенных, так и пропущенных. Что за парадокс?
— Довольно интересный вопрос. Что все говорят, когда видят, сколько мы пропустили?
— Что у вас плохие защита и вратари.
— Вот. Но могу сказать, что во встрече с хорватами главные наши проблемы были в нападении. Во встречах с немцами и испанцами — тоже. Защита, возможно, тоже не блещет. Но, к примеру, немцы забросили десять мячей в одиночных отрывах после срывов наших позиционных атак. В матчах с фаворитами четко прослеживалась эта проблема: легкие голы в наши ворота рождались из проблем в чужой зоне.
Встречаясь с середняками, мы выиграли все матчи, в которых должны были победить. Там проявили крепкие нервы, спокойствие и веру в свой более высокий класс. А фавориты жестко наказывали нас за ошибки.
— Итоговые отставания от них на восемь-девять мячей — это и есть отражение разницы в классе? Или больше стечение обстоятельств?
— Здесь не только разница в классе, но и банальное неумение, оно и подводило. Но первое, за что я благодарен ребятам, — это то, что они перед стартом впервые в один голос публично заявили, что хотят добиться большего, чем предыдущие результаты.
В Республике Беларусь для такого нужна смелость. Здесь лучше вообще промолчать о планах. И это проблема нашего спорта. Выстрелил — вот тогда гордись. Не выстрелил — все равно хорошо получилось. Мы знали: если сейчас что-то не получится, на нас обрушится критика. И мы к ней готовы. Но проблемы здесь не вижу.
— Верите в наступление времен, когда теперешняя генерация игроков грандам так много не уступит?
— Вот так, прямо с самолета и без специального анализа, говорить о будущем вообще не стоит. Рано.
— Хорошо. Поговорим персонально об игроках. Вас не удивила яркая игра на этом турнире Никиты Вайлупова?
— Мы отправлялись на чемпионат единой командой. Мы так с него и вернулись. Слышу много разговоров о том, что Вайлупов — уже звезда. Никита, конечно, нормальный парень, хорошо провел турнир, и я им очень доволен. Он для этого много работал. По разным причинам пропустил несколько турниров. Сейчас сыграл прекрасно. Но он не звезда, а один из игроков команды, где о персоналиях говорить не принято.
— Прежде чем перестать, спрошу еще. А почему так редко, особенно ближе к концу турнира, выходил на площадку Борис Пуховский?
— Ваш вопрос можно переформулировать: почему другие гандболисты задней линии играли больше Пуховского? Собственно, здесь заключен и ответ: Борис играл мало, потому что в это время играли другие.
— Задайте тему продолжения разговора, важную для вас.
— Год назад, после роковых ошибок в матче хорватов и немцев на чемпионате мира, датские рефери Хансен и Гьединг покаялись и сказали, что никогда не совершили бы таких просчетов, будь у них возможность челленджа — просмотра эпизодов на видео по ходу игры.
Сегодня челлендж у судей есть. Но хочу предложить: дайте возможность такого челленджа и мне! Сделайте так, чтобы я мог сказать швейцарскому арбитру, который отказывается просмотреть эпизод с ударом в лицо Вайлупову: дружище, зато этого хочу я! Или мог бы сделать то же самое, когда не дают семиметровый за фол против того же Вайлупова, заходящего на бросок, который приносил нам победу.
Почему не принять такое правило в защиту не только судей, но и тренеров? Заберите у нас один тайм-аут и замените его на челлендж. Если бы он у меня был, моя команда стояла бы сейчас в той четверке и еще сохраняла бы надежду попасть в олимпийскую квалификацию.
— Что скажете по прошествии турнира о его новом формате?
— Впечатления противоречивые. Ясно, что стало гораздо сложнее выходить из предварительной группы. Слишком многое оказывается на кону уже в первом матче. Если проигрываешь его, шансы продолжить турнир в основном раунде уменьшаются не на пятьдесят процентов, а намного существеннее.
В такой ситуации сложно настраивать спортсменов на продолжение борьбы. Команда вынуждена прибегнуть к осмотрительной и осторожной игре.
Помните, на чемпионате мира 2017 года в 1/8 финала из турнира вылетели датчане и немцы? ИГФ тогда признала, что надо защитить грандов от такого риска, и заменила ранний плей-офф еще одной групповой стадией.
И вот теперь подобную зону риска создала в своем чемпионате Европы уже ЕГФ. И сразу жертвами такой ситуации стали французы с датчанами. В результате домой досрочно уехали они и все команды, ради которых расширение турнира затевалось.
В чемпионате стало больше выходных. Турнир удлинился на один матч. И возникло ощущение, что он слишком долгий. Получилось немного монотонно.
В остальном все было хорошо, очень удобно для зрителей. Полные залы в Австрии, где мы играли, — это здорово.
— Ближайший официальный старт команды — квалификационные матчи чемпионата мира — только в июне. А какие планы на апрельскую календарную "неделю сборных"?
— Пока никаких. Сейчас первое желание — просто отдохнуть, преодолеть это ощущение выхолощенности, усталости друг от друга. А уже потом посмотрим в будущее.
Серей Новиков
Фото: пресс-служба БФГ.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .